Уникальный голос, «чертова дюжина» премий «Гремми», полсотни миллионов проданных альбомов. А еще полвека активной творческой деятельности и непреходящая популярность. Неофициальный титул «Первая леди американской песни» говорит сам за себя. История пути Первой леди джаза ко дню ее памяти.

Семейные ценности

Она родилась 25 апреля 1917 года в городе Ньюпорт Западной Вирджинии. Родители Эллы, Уильям и Темперанс Фицджеральд, не связанные узами официального брака, были простолюдинами — грузчиком и прачкой. Пара рассталась вскоре после рождения дочери, и Элла с матерью переехала в Йонкерс, штат Нью-Йорк. Там Темпи знакомится с португальским эмигрантом Джозефом да Сильвой, и у них рождается дочь Франсис — единоутробная сестра Эллы.

Маленькая Элла часто слушает пластинки группы The Boswell Sisters вместе с матерью, в числе ее любимых песен — «Judy» Хоги Кармайкла в их исполнении. Голос солистки Конyи Босуэлл буквально очаровывает Эллу: девочка мечтает «петь как она», перенимая манеру исполнения певицы. И поет вместе с пластинками «The Boswell Sisters», Бинга Кросби, а также молодого, но уже довольно популярного к тому времени Луи Армстронга.


Она не занимается специально музыкой, но поет от души в свое удовольствие. Не слишком интересуют Эллу изящные искусства и прочие девчоночьи радости, зато она самозабвенно носится по улице с мальчишками, играет в бейсбол. Всю жизнь она верная болельщица бейсбольной команды «Los Angeles Dodgers».

Единственное более-менее женственное занятие, которое привлекает Эллу — это танцы. После бейсбола она танцует, изредка ездит с ребятами электричкой в Гарлем на концерты театра «Аполло».

Замыслил я побег

В 1932 году жизнь пятнадцатилетней Эллы меняется раз и навсегда: Темпи погибает, и девочку забирает на воспитание в Вирджинию тетка, сестра матери. Семейные трудности не лучшим образом сказываются на успеваемости Эллы: сперва она превращается в двоечницу, затем — в злостную прогульщицу, и, наконец, вовсе забросив школьные занятия, — в завсегдатаю полицейского участка. Девочку отправляют в приют для цветных сирот в Бронксе, откуда Элла сбегает и какое-то время скитается по улицам.

В будущем, вспоминая юность, Фицджеральд не раз говорила, что именно это трудное время, годы ее взросления, и сделали из нее человека.

Возможностью выйти из затруднительной жизненной ситуации стал уже упомянутый ранее театр «Аполло», где проходили конкурсы среди любителей-танцоров и исполнителей. Элла подала заявку и, к своему удивлению, прошла отбор. Шанс показать себя представился 21 ноября 1934 года. Она приготовила танцевальный номер и с нетерпением ждала своего выхода на сцену. Перед ней выступал танц-дуэт сестер Эдвардс, местных признанных талантов. Элла смотрела их номер из-за кулис с единственной мыслью: «Этих девчонок не перетанцуешь. У меня нет шансов!» Так что когда ее вызывали на сцену, она неожиданно объявила, что лучше споет, и попросила оркестр сыграть «Judy». Несмотря на популярность сестер Эдвардс, безвестная Элла буквально пленила зрителя своим голосом: конкурсанта-дилетанта… вызвали на бис! Элла исполнила еще одну песню из репертуара сестер Босуэлл. Жюри конкурса учло реакцию публики и присудило юной певице первую премию в размере 25 долларов США.

Четвертной, конечно, на дороге не валяется, но ценнее денег для нищей Эллы было озарение: «Там я поняла, чем хочу заниматься всю жизнь: петь. Я почувствовала, что люди меня приняли и полюбили». Это ощущение публики, которая тебя «принимает и любит», Элла пронесла сквозь всю свою жизнь. На сцену она всегда выходила словно пообщаться с друзьями: даром что в многотысячных залах знакомых людей — раз, два и обчелся. Чувствуя себя на сцене как рыба в воде, в повседневной жизни Элла всегда оставалась скромной и застенчивой.

Надежды маленький оркестрик

В январе 1935 года у Эллы появился шанс спеть с коллективом Тайни Бредшоу в Harlem Opera House. Она познакомилась с барабанщиком и бендлидером по имени Чик Уэбб — уже известным тогда, сейчас же просто легендарным джазменом.

Вокал Фитцджералд не произвел на него сильного впечатления, но он решил пригласить ее выступить с оркестром на танцах в Йельском университете разнообразия ради. С этих выступлений все, собственно, и началось: Элла прижилась в оркестре, раскрылась как музыкант и научилась всему, что нужно. 12 июня 1935 года с оркестром Чика Уэбба она отправилась в студию, где сделала свою первую запись «Love and Kisses». А три года спустя песня в ее исполнении «A-Tisket, A-Tasket» попала на первую строчку хит-парада.

16 июня 1939 года, после смерти Чика Уэбба, Элла берет руководство оркестром в свои руки. Коллектив, к слову, был переименован в Ella Fitzgerald and Her Famous Band.

В 1942 году Элла покинула оркестр и подписала контракт с известной звукозаписывающей компанией Decca. В том же году она познакомилась с джазовым промоутером и деятелем рекорд-бизнеса по имени Норман Гранц, своим будущим менеджером.

Она успешно выступает с оркестром великого трубача и изобретателя «афрокубинского джаза» Диззи Гиллеспи, но ее не покидает внутреннее ощущение, что эпоха биг-бендов подходит к концу. Содержать оркестры становится невыгодно, они не окупаются.

Новая «фишка» джаза — би-боп, скоростная ритмичная музыка, исполняемая малыми составами. В 1947 году би-боп песня «Lady Be Good» Эллы Фицджеральд становится хитом. О самой певице говорят теперь как о главной джазовой вокалистке.

Работа с Диззи Гиллеспи, кстати, становится поворотным этапом в жизни Эллы: в ходе турне 1946 она влюбляется в коллегу Рея Брауна — одного из лучших контрабасистов своего времени, который в этом же году становится ее мужем. Несмотря на то, что брак не продлился слишком долго, всю жизнь Элла и Рей оставались близкими друзьями.

Несколько хороших парней

В числе многочисленных поклонников Эллы Фицджеральд были и настоящие легенды. Например, Мерилин Монро. В середине 50-х Мерилин добилась выступления Эллы в знаменитом голливудском клубе Mocambo. «Я ей обязана! — утверждала Элла. — Это ведь Мерилин позвонила владельцу клуба и сказала, что если он пригласит меня выступать, то она лично каждый вечер будет приходить заказывать столик перед сценой. И что это, само собой, привлечет в клуб прессу. Владелец согласился, Мерилин приходила каждый вечер, а репортеры сходили с ума!» Эти выступления оказали значимое влияние на развитие карьеры певицы. Элла, к слову, была первой чернокожей, вышедшей на сцену Mocambo.

С Армстронгом Фицджеральд связывало длительное сотрудничество: альбомы выступления «Porgy and Bess» до сих пор продаются, когда-то альбом был выпущен даже в России на дешевом лицензионном диске.

Один из любимых партнеров Фицджеральд — Фрэнк Синатра. Они часто выступают вместе в телешоу и на концертах. Его комплемент — «Лучший способ начать музыкальный вечер — с этой девушкой. Лучше ничего нельзя придумать» — становится афоризмом. 4 июня 1974 года Фрэнк Синатра начинает серию концертов, которые ознаменовали его возвращение из периода добровольного «застоя» длиной в несколько лет. Шоу с участием Эллы, а также Каунта Бейси, проходят в ласвегасском Cesars Palace с огромным успехом, а в сентябре концерты Фрэнка, Эллы и Каунта переносятся на Бродвей. Там за полмесяца выступлений троица зарабатывает миллион долларов. Миллион, прошу заметить, докризисных, доинфляционных долларов!

Очевидно, что совместные проекты Эллы и Фрэнка обладают просто невероятным коммерческим потенциалом. Альбом дуэта мог бы озолотить артистов и всех причастных к этому, но не озолотил. Потому что такого альбома не было. Более того: не существует даже официально выпущенных записей совместных песен Эллы и Фрэнка — ни живых, ни студийных.

На последнем дыхании

В 1991 году вышел последний номерной альбом Эллы Фицджеральд, а финальный концерт состоялся в 1993 году. Все эти записи и концерты певица проводила буквально на последнем издыхании: проблемы, связанные со здоровьем, серьезно осложняли творческую деятельность Фицджеральд.

Из-за диабета ухудшилось зрение, она почти ничего не видела, а позднее врачи вынуждены были ампутировать певице обе ноги. Последние три года жизни она, сильно ослабленная, провела в своем доме, в окружении ближайших родственников — сына и внучки Элис. «Мне достаточно вдыхать воздух, слушать птиц и слышать смех Элис», — говорила Элла.

«Первая леди джаза» умерла 15 июня 1996 года, в Беверли-Хиллс.

Книга песен

Дискография Эллы Фицджеральд насчитывает две сотни альбомов. Одна из вершин в дискографии — серия дисков с произведениями из так называемой «The Great American Songbook». Это известные любому американцу (да и не только американцу) песни из мюзиклов, фильмов, произведения Гершвина, Коула Портера и тому подобное. Исполнение Эллы Фицджеральд этих джазовых «стандартов» и «вечнозеленых» мелодий получили безусловное признание слушателей, критиков и даже самих авторов. «Что бы она ни делала с моими песнями, они становятся только лучше», — говорил Ричард Роджерс, «половинка» дуэта авторов Роджерс/Харт. «Я даже не подозревал, насколько хороши наши песни до тех пор, пока не услышал их в исполнении Эллы», — признавался Айра Гершвин, автор текстов песен своего великого брата.

Тематические альбомы с песнями различных авторов Фицджеральд записывала на протяжении всей карьеры. Она ввела в канон «The Great American Songbook» (Великие американские песни) Дюка Эллингтона (который лично участвовал в записи) и — уже на закате карьеры — Антониу Карлуша Жобима. В начале 60-х исполняла популярные песни авторов из рок-лагеря — лучших, вроде Леннона и Маккартни.

После ее смерти некролог в «Нью-Йорк Таймс», резюмируя вклад певицы в культуру, сравнил ее с Элвисом Пресли. Элвис представил черную музыку, ритм-н-блюз, белым, а Элла Фицджеральд, по мнению газеты, — «черная женщина, что донесла песни евреев-эмигрантов до белых христиан».