Никто не станет отрицать, что мощный, глубокий, пробирающий бас способен доставить слушателю удовольствие. Настоящий бас затягивает в происходящее на экране, а временами пугает. Хороший бас делает звучание музыки реалистичнее. Нас так заинтересовал двухметровый монстр SMSG50, разработанный и собранный немецкой фирмой Ascendo Immersive Audio, что мы решили побольше разузнать об этом супер-сабвуфере.

В первую очередь, мы хотели узнать, что нужно, чтобы спроектировать и сконструировать сабвуфер таких размеров и мощностей — система выдает 140 дБ в пике и способна обеспечить давление в 105 дБ на 5 Гц. Вес махины составляет 200 кг, а в качестве излучателя используется всего один 50-дюймовый динамик.

Справится ли такой саб со своими инфразвуковыми задачами лучше, чем сопоставимая система с несколькими 18-дюймовыми драйверами? Чтобы узнать все это, мы поговорили с Джеффри Хайнцелем (Geoffrey Heinzel), директором по международным продажам компании Ascendo.

S&V: Сабвуфер SMSG50 — это совершенно потрясающий продукт. Какова предыстория этой громадины? Как этот проект стал реальностью?

Джеффри Хайнцель: Название «SMSG50» расшифровывается как «Seismic Monitor Subwoofer Geschlossen» (пер. с нем. — «сейсмический сабвуфер-монитор закрытого типа»). Индекс «50» означает 50-дюймовый диффузор. Этот сабвуфер мы собрали после многочисленных тестов, в которых проверялись все доступные длинноходные динамики.

Компания Ascendo пробовала разные профессиональные 15-, 18- и 21-дюймовые вуферы от разных производителей, однако ни один не подошел для создания сверхнизкого ударного баса с высокой плотностью, скоростью и точностью. Просто дело в том, что на рынке нет вуфера, который мог бы обмануть физику.

Я вот что имею в виду. Если вы хотите, чтобы акустическая система воспроизводила 20 Гц, то вам потребуется короб объемом 1–2 кубометра вне зависимости от размера самого излучателя (вуфера). Например, если в такой короб установить вуфер на 18, 21 или 24 дюйма, то с точки зрения частотного диапазона вы получите те же результаты. Разумеется, уровень звукового давления будет выше, если сам динамик будет больше — крупный излучатель способен двигать больше воздуха при том же ходе.

Если бы мощность низких частот зависела только от амплитуды колебания диффузора и его размеров, то все было бы намного проще. На деле же для хорошего упругого баса на частоте 15, 10 или даже 5 Гц нужен вуфер с очень низкой частотой резонанса и короб закрытого типа с правильными параметрами.

Сделав расчеты, мы поняли, что большой вуфер с очень низкой резонансной частотой, если его разместить в большом закрытом коробе, обеспечивает смещение максимального значения групповой задержки на несколько октав вниз. И один большой вуфер играет гораздо плотнее, чем несколько 18-дюймовых излучателей в индивидуальных корпусах.

Помимо прочего, для быстрого упругого баса нужна звуковая катушка с минимальной индуктивностью. Это практически нереально, когда речь идет о длинноходном вуфере с большим количеством глубоко намотанной проволоки.

Как мы вышли из ситуации?

Мы разработали специальный драйвер с огромной катушкой диаметром почти 14 дюймов (слева на фото), что стало основой производительного мотора с несколькими неодимовыми магнитными кольцами общим весом 40 кг. Также мы задействовали изготовленные на заказ фланцы и полюсные наконечники из чистого железа с очень низким содержанием углерода. Этот хрупкий металл изготавливается в 10 раз дольше, чем обычное железо или нержавеющая сталь.

Еще одной сложной задачей стало изготовление диффузора, который должен был оказаться легким, но достаточном прочным, чтобы выдержать движущую силу мотора и воздушные потоки без каких-либо деформаций в пределах нужного частотного диапазона. Выход был только один — сборка частями. Мы использовали карбоновый композитный материал и ребра жесткости с оборотной стороны.

Чтобы сделать диффузор еще надежнее, мы применили технологию, позволившую добиться волнистого профиля. Поверхность конуса была изготовлена из пропитанной ткани, уложенной в несколько слоев. Мы склеивали отдельные отрезки, так как использовать один целый кусок материала было непрактично. Внутри, за диффузором разместилась тройная центрирующая шайба, закрепленная на 14-дюймовой катушке.

Корзину сделали из отдельных алюминиевых элементов со специальным напылением. Весь каркас собрали до того, как закрепить его на моторе. Вес вуфера в сборке составил 135 кг, поэтому нам понадобился кран, чтобы поднять его для установки в короб.

Диффузор мы приклеили к звуковой катушке за счет держателя, который специально напечатали на 3D-принтере. Корзина и мотор были прикреплены к готовому модулю в самую последнюю очередь.

Первый тест готовой конструкции с усиленным изнутри корпусом из березовой 21-мм фанеры оказался провальным — короб не выдержал мощи вуфера. Нам пришлось вернуться к чертежам, чтобы разработать более крепкий и толстый корпус, способный противостоять 9 кВт механической энергии, производимой мотором.

Перед нами стояла еще одна непростая задача — найти подходящий усилитель, мощности и тока которого хватило бы для сабвуфера. Проблема большинства усилителей, даже если брать в расчет только профессиональную технику, заключается в том, что их пиковые показатели верны только для миллисекундных отрезков времени. Усилитель может работать на полной мощности считанные миллисекунды, которые и подразумеваются производителями в техническом описании.

Длительная мощность усилителя указывается при снижении уровня на 12 или даже 24 дБ. Утверждается, что для музыки этого вполне достаточно. Возможно, так и есть, если мы говорим о музыкальном выступлении, но для кинотеатральных низкочастотных эффектов с совершенно иной природой вам понадобится высокая полная RMS-мощность для относительно долгих временных периодов (несколько секунд).

Выходная мощность всех протестированных нами усилителей проседала после нескольких миллисекунд. Кроме того, мощность дополнительно снижалась в результате срабатывания защитных режимов в блоках питания. Было очевидно, что нам требовался усилитель, способный дать несколько киловатт без проседаний на протяжении долгого времени. В конце концов, нам удалось найти фирму в США, специализацией которой как раз и оказались такие усилители.



S&V: Преследовали ли вы еще какие-либо цели, помимо создания самого большого сабвуфера в мире?

Джеффри Хайнцель: Ранее я упомянул групповую задержку, которая связана с фазовой характеристикой и, в конечном счете, с плотностью звука НЧ-головки. Если групповую задержку снизить, то улучшения можно будет услышать и замерить. Смещение групповой частотной задержки вверх ухудшает звучание вуфера, делая его характер несобранным и излишне размашистым. Кроме того, вуфер начинает вести себя хуже с точки зрения фазы. Такая проблема очень часто встречается в сабвуферах.

Мы считаем, что любой сабвуфер, даже если он оборудован 50-дюймовым драйвером, должен вписываться в систему (и помещение) как по времени, так и по фазе. В противном случае сабвуфера вовсе не должно быть в сетапе. Глубокий бас — а в нашем случае это инфразвуковой бас — должен дополнять звучание системы с безупречной синхронностью. Низкие частоты не должны отвлекать вас своей вялой подачей, запаздыванием или гулом.

Нужно понимать, что добиться от сабвуфера идеально согласованного по времени и фазе баса все-таки возможно. Глубокий бас, вопреки распространенному мнению, не подразумевает гул и бессмысленное сотрясение всего вокруг без тонального разграничения.

Компания Ascendo выпускает сабвуферы разных форм и размеров, включая 24- и 32-дюймовые инфразвуковые модели. Мы сделали сабвуфер с 50-дюймовым излучателем, чтобы доказать себе и всем нашим партнерам и клиентам, что мы способны достичь нужного результата, о котором я уже подробно рассказал. Если бы мы не могли, то мы бы и не стали вести разговор. Мы сделали это. Теперь у нас появились планы создать что-то еще большее. Следите за нашими разработками.


S&V: Ого! Держите нас в курсе. А кому может понадобиться такой сабвуфер, как SMSG50? Для каких систем он создан?

Джеффри Хайнцель: Мы понимаем, что не у всех есть возможность купить такой сабвуфер. Не у каждого есть соответствующее помещение. Это не серийный продукт — это референсный сабвуфер. Модель SMSG50 подходит для проектов с хорошим бюджетом и достаточным количеством свободного пространства. Демонстрационные тесты доказали, что SMSG50 — это не просто научный эксперимент без практического применения, но сабвуфер высшего класса.



S&V: Насколько сложен SMSG50 в плане установки?

Джеффри Хайнцель: Как и в случае с большими проекторами, проекционными полотнами и видеостенами, для наших профессиональных партнеров инсталляция SMSG50 не станет какой-то необыкновенно сложной задачей. Часто Ascendo принимает участие в инсталляционном процессе. Мы помогаем с правильной установкой нашего продукта.


S&V: Как много сабвуферов SMSG50 вы уже установили? И есть ли существенная разница между домашними кинотеатрами и коммерческими?

Джеффри Хайнцель: На сегодняшний день внедрение новых продуктов проходит быстрее в частном секторе, так как коммерческим кинозалам требуется время, чтобы согласовать новые стандарты. Если говорить о частных кинотеатрах, то мы уже продали два SMSG50 в Швейцарию, один в Китай, а еще четыре таких сабвуфера должны быть вскоре установлены в Дубае. Также один или два SMSG50 могут уехать в Индонезию.


S&V: Что вы можете сказать тем, кто считает двухметровый сабвуфер непрактичным излишеством?

Джеффри Хайнцель: Скорее всего, речь идет о той категории людей, которая считает излишеством мощные автомобили, часы стоимостью 20 000 долларов, вино по 2 000 долларов за бутылку, дорогие дома за пару десятков миллионов… Эти примеры хорошо подходят, чтобы дать представление о потенциальных клиентах: в мире есть люди, которые могут позволить себе уникальный SMSG50, а не пойти на компромисс. Всем заинтересованным наш сабвуфер запросто докажет, что он превосходит альтернативные решения по соотношению цена/качество.



S&V: Сколько стоит установить такой сабвуфер?

Джеффри Хайнцель: Необходимо учитывать все: местонахождение кинотеатра, работу, задействованную технику для транспортировки и т.д. Поэтому правильным будет сказать, что инсталляция сабвуфера обойдется в несколько сотен или даже тысяч долларов. Если сравнивать с установкой большой видеостены или проекционной системы, то установка SMSG50, вероятно, обойдется дешевле.

Если говорить о розничных ценах, то у нас их просто нет — все продукты рассчитаны на заказные инсталляции. Каждый отдельный проект зависит от определенных условий, являющихся компетенцией инсталлятора. Мы не указываем розничные цены. Об этом нужно говорить с нашими партнерами.


Оригинал: Ascendo’s Seismic Subwoofer Is a Modern Marvel