High-End не терпит суеты! Поговорка у всех на слуху, но вот «сермяжная» ее суть, в большинстве случаев, совсем не очевидна. А если говорить о цифровых составляющих сетапа, в разрезе их разработки и практического воплощения, вышеуказанный постулат можно смело умножать на пять. Попробую пояснить свой взгляд на данный творческий процесс, опираясь на повествовательные откровения людей, которые глубоко погружены в него и имеют что предъявить в доказательство своей компетентности.
Сначала немного от себя, дабы обрисовать положение дел в моей голове, на момент знакомства с разработками в области цифровых технологий для аудио.
Начиналось все довольно нелепо и бестолково. Дешевенький стример Marantz с ЦАПом, тогда я всерьез пытался разрешить дилемму: достаточно ли будет потратить 60 тысяч или все же надо купить подороже, за восемьдесят. Всерьез пообщаться было не с кем. Цены на Авито приводили в дрожь. В итоге через год, собирая по крупицам сведения, решился и купил младший Aurender N100H. Параллельно шли изыскания по поводу ЦАПов, цифровых кабелей и USB конвертеров. Потом, вместо Aurender N100H, появился Aurender S10 …
Сейчас не могу без снисходительной улыбки вспоминать то время. Самые первые значимые сведения я получил от Павла, о нем писал в статье «Бытовое право применение Эпической силы». А дальше, через год, события спрессовались очень плотно, и, не иначе как Божьим промыслом, я узнал о кабелях Living Athmos. Затем, вовлекаясь, познакомился с большим количеством очень интересных людей. Мой внутренний, интуитивный паттерн звука полностью совпал с тем, что они исповедовали и воплощали. Втираясь в доверие, так сказать))), получил доступ к огромному массиву информации, который ранее был недосягаем. Причем все подтверждалось практически и не только на выставках, но и в домашнем сетапе. Переварить, за короткое время, подобный объем сведений оказалось невозможно. Меня переполняло вдохновение и, на кураже, хотелось воплотить все и сразу. Постепенно нетерпение улеглось, и я стал размеренно внедрять «инсайты», повинуясь естественному ходу событий.
В данном опусе хочу выделить двух человек. Это Перевезенцев Валерий и Громаков Василий. Оба они имеют непосредственное отношение к цифровым «тайнам» аудио тракта. Немного по-разному, но их объединяет бескомпромиссный подход к результатам собственного труда. В общем по порядку.
Музыкальный компьютер от Перевезенцева Валерия.
При взгляде на Валерия невозможно заподозрить в нем «сумрачного гения». Вполне себе открытый и общительный человек, никакого «сектанства», а между тем, в элитных коттеджных поселках под Москвой функционируют кинозалы, спроектированные и настроенные именно им. До сих пор играет собранная им акустика, трудятся серверы и музыкальные компьютеры, сделанные его руками, и, что примечательно, те кто их заказывали и оплачивали, не помышляют о замене, несмотря на обилие громкозвучных брендов.
Начиналось все лет пятнадцать назад. На «голубом глазу» начиналось. Совпали обстоятельства. Один из ближайших друзей Валерия, Василий приобрел ноутбук DELL. Крутой по тем временам и заявил, что желает слушать файлы с него, мол «задолбали» и винил, и CD плеер, вымораживает необходимость менять или переворачивать носитель. И правда, на тот момент уже можно было разжиться файлами в Hi-Res и сформировать приличную фонотеку. Валерий к идее отнесся прохладно. Он недавно приобрел виниловый «вертак», о котором мечтал, и топовый ламповый фонокорректор. А тут Василий с «новаторскими» измышлениями. Попытки объяснить, что звук из ноута получить невозможно, не произвели никакого действия. Со всем своим энтузиазмом Василий принялся изучать вопрос, попутно выпиливая Валерию «лобзиком по мозжечку». Друзей, как известно, не выбирают. Пришлось вникать, а поскольку некоторая база уже имелась, то и вовлечение состоялось.
В параллель с исканиями Василия шла работа над акустическими системами, воплощались в жизнь проекты домашних кинотеатров, инсталляционные «этюды» и прочее, прочее, прочее… Голова Валерия отчаянно «искрила мыслёй», а руки делали…
Заказчики были самые, что ни на есть, «авторитетные». В те благословенные для аудио времена состоятельная публика не жалела денег на комплектующие. Железо закупалось самое актуальное и продвинутое. Помимо хранения фильмов и аудиофайлов требовался софт, обеспечивающий управление медиа «хозяйством». Надежный и не слишком сложный. Тот еще «заплетык» обеспечить управление с планшета на восемь зон. Каждый заказ являл собой последовательную цепочку импровизаций, что очень пригодилось в дальнейшем.
Василий «корсарствовал» в цифровом аудио поле на «земле». Раскапывал и сортировал тонны информации, «шастал» по всему миру, выходил на людей, которые занимались схожими вопросами. Отовсюду, помаленьку, вылавливал крохи полезных сведений. Росла гора отслушанных и «забракованных» компонентов. Материнские платы, планки памяти, USB платы, FireWire, SSD диски. Изучались десятки софтов на предмет пригодности … отсеивалась «пустая порода». Василий импортировал, слушал и … безжалостно сбывал все, что, хоть отдаленно, имело отношение к воспроизведению музыки. Процесс кипел, количество переходило в качество. Забрезжило понимание базовых принципов, которые играют основополагающую роль в цифровом пространстве.
Блаженны «нищие» слухом, ибо жизнь их проста и неприхотлива … Подвижничество же влечет мятущуюся душу через напластования окаменелых заблуждений. Несть покоя ступившим на аудио тропу с пламенеющим сердцем и открытым разумом … О, как!)))
Несколько лет спустя даже самые маститые «цифровики» перестали воспринимать Валерия и Василия как парочку энтузиастов. Накопленный практический опыт позволял общаться вполне выборочно и компетентно, иногда даже по душам. Вот тут-то и появился на горизонте голландский коллега. Выяснилось, что накопленные знания двигали их в одном направлении. Петер оказался, до определенной степени, открытым человеком. Надо думать, что задушевный обмен техническими соображениями и его немало «оплодотворил» идеями. По крайней мере сейчас Петер развивает и собирает аудио компьютеры, а также кабели, разъемы и прочую мелочевку. Он охотно делился своими наработками. Вполне себе приветливый и доброжелательный европеец, любит порно)))
Со своей стороны, Валерий донимал вопросами о процессах формирования качественного цифрового сигнала в «кишочках» компа всех, до кого мог дотянуться. В его поле зрения попадали IT-ишники, физики и математики. К сожалению большинство не принимало близко к сердцу подобные вопросы и ограничивались отговорками. Лишь один из IT-ишников, из Лондона, взял на себя труд поломать голову в этом направлении. В итоге появилось логичное и правдоподобное объяснение разнице звучания цифровых компонентов в компьютере и на выходе из оного. Теоретические пояснения дали возможность систематизировать и сузить круг экспериментов.
Интерлюдия
Идею собрать такой компьютер для меня Валерий Перевезенцев озвучил за год до его обретения. Сложность состояла в том, что набор необходимого «железа» собрать с нуля не представлялось возможным, в короткие сроки. Корпуса необходимого размера и массивности китайцы и тайванцы выпускать перестали. Технические сложности тектонического характера. Бог знает сколько бы это тянулось, но, как всегда, помог случай. Один из знакомых Валеры переезжал и в связи с этим распродавал свой сетап. Заодно менял концепцию источника, предполагая ограничится умопомрачительным виниловым проигрывателем. Данный компьютер был для него собран лет пять назад, с уникальным блоком питания. Я даже раздумывать не стал, примчался на зов и стал его обладателем. Состоит компьютер из двух массивных корпусов. Сам комп и, собственно, блок питания к нему. Интересно организована силовая часть. От блока питания идет четыре кабеля, которые раздельно питают различные компоненты внутри него.
Конечно, не назвать данный «констукт» верхом изящества, подозреваю, что у предыдущего хозяина он просто не вписался в компанию пафосных девайсов. Однако, это аккуратные корпуса из фрезерованного алюминия со светлой мордой, вполне рабочий вариант. У меня они отторжения не вызывают. Существовали и более продвинутые варианты, состоящие из трех-четырех блоков, где основные компоненты для исключения взаимовлияния были разнесены. Но самым живучим оказался именно такой, двухблочный, оптимальный для качества воспроизведения и удобства пользования.
Что касается влияния на тракт, то совершенно очевидно, что даже сравнивать c Aurender S10 не имеет смысла. Несмотря на свои, общепринятые, достоинства мой Aurender не выдает такого живого звука, подробный, детальный, но не осязаемый. Не буду углубляться в технические детали и причины этого эффекта, далее по тексту будут пояснения. Скажу одно - компьютер освежил тракт и очень сильно оттенил возможности и преимущества усилителя А. Трусова. Звучание обрело дополнительную скульптурную выпуклость, стало ярче и прорисованнее. Даже слушая в фоновом режиме, поневоле отмечаешь насколько отчетливо эмоционально и по-аудиофильски подробно звучит тракт. Файлы с довольно средним качеством записи ожили. Появилось чувство, которое испытываешь на концертах - желание притопывать и двигаться. Возрос радостный подъем при восприятии любимых произведений. Все, что греет сознание Аудиофила - щедро рассыпано в структуре звучания, иногда хочется жмуриться от влекущей, полновесной «вкусноты» инструментальных подробностей.
Хронологическая последовательность событий и размышлений, пунктиром.
Компьютерная эпопея случилась неожиданно, но была с самого начала осознанной, поскольку велась работа с серверами в домашних кинозалах. На тот момент, звук с компьютера был невозможен, априори. Была Windows 8 и все было плохо. Своего рода тупик.
Затем появилась материнская плата Asus, заточенная под вывод SPDIF… Именно это событие запустило вереницу экспериментов по извлечению качественного звука из компьютера.
Тогда только-только стал появляться некоторый софт. В частных кинозалах преимущественно использовались сервера iMerge, иногда американские, под коллекции фильмов и музыки для мультиромов. Стоили безумных денег, а внутри унылая серость. Никому не посоветуешь.
Наличие геймерской жилки определило, что вовлекать в процесс изысканий iCore пятый - «западло». Работа велась с iCore 7 или ТОПовым 7К.
Засветилась софтина, которая называлась XBMC (XBOX MEDIA CENTER). На начальном этапе ее финансировал Microsoft. В процессе развития программка, слегка, видоизменилась и стала называться Kodi. Именно с этой XBMC-Kodi началось вхождение в звук.
Софт имел опосредованное отношение к пониманию сути музыкального компьютера, но богомерзкий Foobar и иже с ним уже достали. Kodi же позволяла реализовать управление с iPhone или планшета легко и непринужденно. Она дала наглядное представление об удобстве пользования, не заваливая звук.
Количество заказов на домашние кинотеатры росло. Железо под проекты стало закупаться товарными партиями. Только материнки поступали по пять-десять штук, два-три раза в неделю, не говоря обо всем остальном.
В процессе сравнения процессоров iCore 7 и iCore 7K выяснилось, что 7K звучит лучше. Сравнивали память ради интереса… Вообще все, что проходило через руки, подвергалось анализу и сопоставлению во всевозможных комбинациях.
Обычный пользователь, на том историческом отрезке, вообще не думал, а просто покупал себе медиаплеер… Их появилось довольно много. Стремительно расширялись возможности для скачивания аудио файлов в формате Hi-Res.
В процессе отслушивания самых верхних компонентов постепенно «вытанцовывалось» понимание базовой составляющей и причинно-следственных связей цифрового звука. Стало очевидно, что требуется память с максимальной частотой и с минимальными задержками. Что потребны максимального качества процессоры с максимальным количеством ядер.
Производились эксперименты с корпусами. Они присутствовали на рынке в огромных количествах. Пробовали, сравнивали, браковали… Появились первые сервера собственной сборки на основе накопленного практического опыта.
Параллельно «уестествили» различные «приблуды», типа гипертрейдинга. Выяснили, что это Зло! Осознали, что всевозможные параллельные процессы тоже ЗЛО! Стали использовать программу Jriver, которая приглянулась адекватностью звучания.
Существовало некоторое разделение. Валерий «копал» железо, а Василий «копал» софт. Когда уже многое стало понятно, Василий набрел на сумасшедшего голландца Петера. Нашел его сайт по какой-то ссылке. Форум отстойный, оформление – ужасное. Но программка ХХHiend ЗВУЧИТ! Сравнили демо версию с Jriver – ЗВУЧИТ! Василий купил, долго настраивал, убедил Валерия, что это круто.
На фоне всех остальных, на то время, она действительно была как «окно в сад» и «глоток свежего воздуха». Все прочее, по сравнению с этой, звучало глухо и мутно. Программка пела, звук лился. Это как раз то, за что аналоговики «козлят» цифровиков, что, мол, звук не льется. Нет полета, зажатый…
Василий продал свой CD плеер, поскольку DELL с программкой XXHiend оказался круче. А вообще, развитие CD плееров с 1983 по 2003 годы похоже на одну сплошную деградацию. Достаточно сравнить McIntosh 7000 и какой-нибудь современный, топовый.
У XXHiend были и минусы. Сложная настройка, непонятно какие параметры важны, какие нет. Петер, старый дед, ругался, что, мол, русские охренели… Есть инструкция по ней и настраивайте… Хитрил, открещивался, мол, я не программист… мне математики все придумали, а я только обработал…
Несмотря на бурчание, Петер все же прогибался под напором «загадочной русской души». Василию первому собрали комп, заточенный под XXHiend.
На Тайване откопали отличный корпус, чудеса тогда случались чаще. Купили под него крутую материнку ASUS, с ТОПовым процессором, отобрали память по максимуму. Василий долго изгалялся над машиной. С Петером они стали друзьями. Хотя тот, в силу возраста, «лОжил с прибором» на удобство для потребителя. У XXHiend постоянно случались глюки, вылеты…
В мире, наверное, всего два человека, которые приноровились к данной проге – это Василий и Алексей, общий, с Валерием, друг. Василий постоянно к нему мотался для настройки «продвинутого» софта. Они даже, какое-то время, снимали одну квартиру и жили там с двумя своими системами…
Следующий рывок тоже связан с Петером. До этого использовался сокет 2011, который стал первоначальным прорывом в аудио теме. Потом появился 2011-3 и Петер собрал новую машину, а еще появилась тема RAM-диска. Она пришла с уровня серверных решений.
Петер создал образ Винды и софт для загрузки в RAM-диск. Все это было приобретено, и собраны две машины, а чуть позже третья для Алексея. Валерий Литвак со стороны наблюдал, как идея обрастает «аудио шерстью». Затем и ему собрали, но он, поначалу, предпочел остаться на Jriver.
Именно с появлением RAM-диска компьютер сравнялся с винилом. Валерий говорит об этом так:
Почему я так уверенно утверждаю «примат» цифры над винилом? У меня, на тот момент, дома стояла вертушка VPI HRX, ТОПовая, с ТОПовым фоником V-1. Один фонокорректор стоил в районе десятки евро, нормальный, ламповый. Я от винила кайфовал, уже начал собирать коллекцию, но … вовремя остановился. И все потому, что появился RAM-диск. Одновременно, кстати, появились вопросы к ITишникам. Допустим RAM-диск у нас на крутящемся диске, обычном. INTEL или Western Digital, 500 Гигов или копия RAM-диска на PCI-Express. Грузишь Винду в RAM и какая разница с какого диска загружаешь? С SSD, который вставлен в PCI-Express или с крутящегося, который в SATA? А между тем разница глобальная! Если грузишь в оперативку операционную систему с крутящегося диска, то звук недостаточно хорош, чтобы обыграть вертушку VPI HRX. А если грузишь Винду в оперативку с PCI-Express серверного … ту же самую Винду, один в один… то вертушку VPI HRX можно смело выставлять на продажу, вместе с коллекцией дисков.
Из всех IT-ишников лишь один, который в крупном Лондонском банке заведует «ноликами и единичками», сказал, что так и должно быть. Посоветовал купить OPTAN. Сделать машину на OPTAN – это конечно мечта, но тот который необходим стоит на вторичке 200-300 тысяч. Такая машина будет уже почти суперкомпьютером, по скоростям.
Важнейшим является то, как быстро летает информация. А в сухом остатке – катастрофически не хватает памяти. Roon с большой коллекцией грузится долго. Хотелось бы память 256, но это уже следующий шаг, к серверным материнкам.
Со временем пришла идея увеличить объем RAM-диска. Петер снова распереживался, в том смысле, что вам, русским, все мало… вы все у всех хотите отнять… Полгода его долбили. Наконец он скинул программку для увеличения объема RAM-диска. Увеличили… Начали потихоньку. Сначала 16. Хорошо! Потом 20. Ух ты! Сколько там всего? Ага, 32! Сделали 30, а 2 оставили для данных.
Чем больше оперативка RAM-диска, тем больше звукового объема. По-английски это обозначается - «sound stage», а по-русски - тот воздух который присутствует на записи, и который мы слышим. Реверберации помещения и все, что создается в миксе. Звук становится трехмерным, это очень чувствуется.
Важнейшими компонентами являются жесткие диски. Хорошие SSD делали Plexter, пожалуй, даже премиальные. А вообще, для звука, лучше дисков, чем Intel, не было. Еще отличные ASUS и ASROCK, хотя ASROCK – это китайский ASUS. С Питером даже спор был, по поводу ASUS и ASROCK. А вот диски Samsung, GIGABIT и MCI не звучат. По Samsung вообще отдельная история и она не про звук. Любые платы, планки памяти, где присутствуют компоненты от Samsung не могут работать в звуковом тракте. Звук становится мутный и рыхлый.
Тем, кому нравится призвук деки гитары и виолончели, «слюнки» в саксофоне, канифоль на смычке – это ASUS. ASROCK – более сухой, выверенный. Наверное, ближе к настоящему, без приукрасов, но слегка подсушенный. Основа для хорошего музыкального компа, за небольшие деньги, SSD-диск Intel и материнская плата ASUS Republic of Gamers, с самым топовым процессором.
По жестким дискам под медиатеку – отдельная длинная тема. Если опустить нудную последовательность изысканий, то на сегодня TOSHIBA выпустили харды СМР, обычные, на 10 терабайт. Они разработаны под видеонаблюдение и заточены под работу круглые сутки в течении 10-ти лет. Стабильность и долговечность. Для коллекции музыки самое то!
Есть пример альтернативного подхода - один товарищ считает, что использовать надо старые Western Digital Black, высокопроизводительные, по 500 гигов. У него этими хардами весь дом заставлен. Он их «забивает» подписывает и ставит на полки, как CD диски. В принципе безумство, но он считает, что старые лучше, звук более плотный.
Вырисовывается такая штука: самое важное - это максимальная скорость отдачи данных. Потом сокет 2011-3. Затем - процессор Xeon с отключенным гипертрейдингом. Чем больше в нем ядер, тем лучше.
Первый раз музыкальный компьютер был явлен «человечеству» на HiFi & Hi-End Show, в «Битва форматов». Там была простенькая машина без сервера, к которой подключался внешний HARD. Несмотря на то, что он «порвал» почти всех конкурентов, тем не менее вызвал, скорее, настороженность, как и все непонятное. Только группа IT-ишников, с бандитскими рожами, заинтересовалась и предоплатила заказ на несколько штук.
Позже появился Roon, уникальнейшая софтина, которая приносит человеку счастье. Одно из проявлений счастья в том, что у него практически никаких настроек. Включаешь, берёшь в руки телефон или планшет и кайфуешь. Правда, при большом количестве альбомов, подтормаживает во время загрузки. До тридцати тысяч работает идеально, пятьдесят – уже тяжеловато.
Одно время Roon рассылал активным пользователям на почту письма, что, мол, вы слушаете музыку в нашей системе, но есть несколько иное решение, другая конфигурация. Вот ссылка на наш ресурс, почитайте. Смысл в том, чтобы делить систему на два компьютера. Одна часть – это сервер, на котором информация, харды и обработка данных. Вторая часть - player, в котором стоит только Roon Endpoint. Материнки в загашнике были, собрал и подключил. Выяснилось, что по звуку – это еще один шаг вперед.
Был еще сложный момент с правильным блоком питания. Стабильное питание - это основополагающий аспект в аудио. Попытки разработать предпринимались с самого начала компьютерной «одиссеи». В разное время различные варианты воплощались и использовались. Но окончательного решения нащупать не удавалось. Один, довольно известный человек из Питера, сказал так: - «Для такой материнки линейный блок питания сделать невозможно». Это был момент отчаяния. А потом, случайно, нашелся другой человек, который творил чудеса с платами ASUS и который взялся собрать линейный блок питания, под них же. Ему понадобилось полгода. После включения стало понятно, что проблема решена.
На сегодняшний день этот мастер не возьмется делать одну штуку. Комплектующие подорожали, очень много кропотливой работы. Стоить такой блок питания будет тысяч триста – триста пятьдесят. Если подбирать аналог, то в соотношении цена-качество предпочтительнее будет SeaSonic Titanium. Их самые топовые блоки. Они обеспечивают максимально стабильную подачу питания на материнку.
Экспериментировали с корпусами. Раньше их было много и разных. Origen AE, Silverstone, Luxa-2, безымянные тайваньские и китайские, кстати, очень приличного качества. Собирали сами из фрезерованных алюминиевых панелей. Ставили японские кареты под материнки. Из доступных сейчас Silverstone, с отличной вентиляцией, но довольно хлипкий. Fractal Design делает тихие корпуса из отличного железа. Туда встает очень много HARDов.
Отдельно прорабатывался вопрос вентиляторов. Теоретически они могут портить звук, но если развязать по питанию, то не принципиально. Есть вентиляторы по 150 рублей, а есть по 1500 рублей, между ними разница огромная. Дорогой бесшумный вентилятор, с хорошим подшипником звук не портит, даже если стоят 4 штуки.
К большому сожалению, полновесную компьютерную машину, как 5-7 лет назад, собрать сложно. Физически можно, но это будет не совсем то. Перестали производить комплектующие. Большая часть того, что делается сейчас, не имеет права на жизнь в аудио. Кое-что появляется на вторичке, но все реже и реже. Материнки б\у можно приобрести за 20-30 тысяч рублей, плюс процессор десятка. Раньше они стоили полторы-две штуки баксов. Память можно купить в магазине. Доступны блоки питания и корпуса. Теоретически можно скомпоновать и подобрать софт, богопротивный Linux не в счет, но это только Endpoint. Для полноценного компьютера требуется сервер. К серверу и к компьютеру свои требования, к каждому.
Существует, правда, еще один вариант - фирма Apple. Их компьютеры изначально были очень музыкальными. Раньше Apple стояли на всех студиях. Можно использовать старенький. Процессоры там очень приличные, но непонятно запустится ли то, что необходимо. Еще одно преимущество – это выход стандарта FireWire. На основании опыта можно сказать, что для ЦАПа на PCM лучше FireWire, а для однобитного Sigma, его называют мультибитным - лучше USB.
На компы потрачено много лет жизни. Возможно существуют хорошие медиаплееры, тот же DCS. Удалось заглянуть внутрь некоторых. Картинка красивая, все правильно и аккуратно собрано. Но когда в багаже есть понимание, что существует разница в звуке жестких дисков, памяти и всего-всего-всего, то возникает недоверие. Каковы были мотивы сделать эту красивую металлическую штуку? С какой, так сказать, целью?
Любой производитель – это, в первую очередь, про экономию. Про экономическую целесообразность. С компьютерами тоже, своего рода, экономия. Тысяч за 150-200 можно собрать машину, которая 10-15 лет назад стоила бы 20-25 тысяч долларов. Сегодня за эти же 20-25 тысяч долларов можно купить медиаплеер с себестоимостью 2-3 тысячи. 20-25 тысяч долларов и 150-200 тысяч рублей. Что там можно сравнить? Процессор Intel, где 28 ядер, и маленькую «козявочку», которую даже в лупу не разглядишь?
Нельзя обойти стороной DSD и PCM форматы. Это «прОклятый перекресток», куда в полночь прибывают разные аудио личности, произносят клятвы, нараспев читают заклинания и кропят аудиофильской кровью, сожженую молнией прогресса «цифровую осину». Если же серьезно, то все фирмы и студии звукозаписи работают в PCM.
Как правило, если человек вещает про DSD, то означает это, что он не определился с усилителем, ЦАПом и так далее. В большинстве случаев с помощью DSD пытаются «вытащить» недостатки аппаратов. Звучание, конечно, изменится, но… DSD не натуральный формат. Его добывают из PCM, скорее всего конвертируя. Весь музыкальный материал, за редким исключением, сохраняется в PCM и алгоритм получения DSD непонятен. Сам по себе формат прикольный. Определенные файлы, особенно оркестровая классика, звучат поинтереснее. Имея в системе несколько ЦАПов, можно поэкспериментировать, но всерьез «хлестаться» не стоит.
Пожалуй, это все «хорошее» про музыкальные компьютеры. При желании собрать машину можно. Но есть ощущение, что те, кто успел в этот поезд - в него уже сели. Все остальные, кто стоят на перроне, имеют неплохую возможность ничего не «откусить» от цифрового «пирога». По той же причине, что и с компакт-диск плеерами.
Практическое закрепление вышесказанного.
Вообще, мой визит к Валерию имел целью не только побеседовать, но и послушать его систему. В итоге состоялось и дома, и в мастерской. В мастерской играла акустика, которую он сделал для Василия. Процесс создания был долгий и вдумчивый, местами даже мучительный.
По поводу домашнего звука – я был просто очарован. Даже выделить трудно что-то дискретное, какие-то нюансы. Он абсолютно соразмерный помещению, живой и волнующий. Очень слитный и вовлекающий. Привычные подробности на записях наполнены иным, новым «смыслом». Бесполезно описывать отдельные моменты, как невозможно выделить нюансы шума моря. Залипаешь на диване, с неохотой отрываешься попить кофе.
Усилитель стоит ламповый, собран Баранковым Владимиром. Акустика та, что была на последних двух выставках в Москве и в Екатеринбурге, в мае. Проникаешься ощущением одушевленности мелодии. Переплетение упругой мягкости и взрывной точности. Одновременно с этим, звук очень «домашний», не рвется за стены помещения. Наполняет его ровным и отчетливым «узором» полнокровных музыкальных образов и оттенков. Приятное ощущение глубины, без навязчивого выстраивания сцены, естественное.
Кстати, источником послужил музыкальный компьютер, о котором шла речь в данной статье. Мне трудно судить без прямого сравнения, но интуитивно сложилось убеждение, что ни один медиаплеер, слышанный мною до этого, не давал подобного эффекта. Да и потом не так это и важно. Важно то, что Валерий не просто рассказал о видении положения вещей в цифровой области аудио, а подтвердил это «дыханием» своей системы. Со стопроцентным закреплением озвученных идей и выводов.
Чуть позже мы переместились в мастерскую и там послушали сделанные для Василия колонки. Скажу так: если бы я не услышал до этого Валерину систему, то, скорее всего, решил бы, что более ничего слушать не стоит. Акустика не была собрана полностью. Кроссоверы стояли рядом, на полу. Однако, даже в таком виде, звучание произвело сильный эффект. Не буду «отливать в серебре» впечатления, поскольку Василий сам все поведает не хуже меня. Скажу только, что получилось умопомрачительное аудио изделие, по красоте и по звуку.
Затем мы с Валерием вызвали такси и поехали в гости к Епанчинцеву Евгению. Так что предлагаю всем плавно переместиться в следующий «опус», дабы продолжить знакомство с Боевыми Слонами Хай Энда.
Всем Хорошего Звука! Да пребудет с Вами Аудиофильская Эпическая Сила!
Fishmerchant
Продолжение следует…