Последние картриджи SoundSmith поставляются с небольшим USB-носителем, на котором изложены обширные и любопытные мануалы по регулировке. Как известно, президент компании Питер Ледерманн — дядька довольно колоритный, и имеет собственный взгляд на очень многие вещи. Часть его размышлений показалась мне любопытной, и я на досуге перевел ее. В частности, его метод регулировки анти-скейтинга БЕЗ всяких тестовых пластинок и специальных треков.
Надеюсь, Вам тоже пригодится.
АНТИ-СКЕЙТИНГ
Прежде всего – ДА, антискейтинг действительно нужен. Это чистая физика. Но…
Индустрия трактует это неправильно (смотрите заметки в конце параграфа для получения более подробной информации).
Убедитесь, что анти-скейтинг правильно установлен; есть много способов проверить это, но мы искренне поддерживаем метод, предложенный Фрэнком Шредером. Заметьте: он может не совпадать, или вообще не работать с тестовыми пластинками, предназначенными для настройки анти-скейтинга. Рассуждения Фрэнка Шредера таковы: используемый уровень анти-скейтинга должен создавать равное давление на каждую стенку канавки для БОЛЬШЕЙ ЧАСТИ записи. Поскольку эта сила зависит от уровня модуляции (насколько громко записана музыка на диске), устанавливать ее «по максимуму» в расчете на «самый громкий музыкальный пассаж» совершенно неуместно. Лучше обеспечить равное давление на стенки дорожки там, где сосредоточено 80-90% музыкальной информации (а они записаны примерно с уровнем 30-40% модуляции); это имеет куда больше смысла как для прослушивания, так и с позиций износа.
Процедура:
Когда вы отрегулируете все правильно, тонарм будет двигаться по ГЛАДКОЙ ПОВЕРХНОСТИ пластинки (не в канавке) возле этикетки, где дорожка сбега - медленно ВНУТРЬ К ЦЕНТРУ; ГОРАЗДО МЕДЛЕННЕЕ, чем если бы игла просто шла по канавке сбега. Если вы достигли этого - то лучший средний анти-скейтинг установлен правильно.
Нижеследующая информация полезна, но не является исчерпывающей. При средней или высокой податливости картриджа или комплиансе (большинству MC-головок это не подходит) - СМОТРИТЕ на положение кантилевера: когда он висит в воздухе, и когда он находится на пластинке: как в начале, так и в конце пластинки. Ищите изменения в положении как изначально при посадке, так и через 1-2 минуты. Если вы сделаете это ДО описанной выше регулировки – вы получите общее представление о том, есть ли у вас проблемы с анти-скейтингом. Кантилевер не должен менять положение; если это происходит, анти-скейтинг у вас СОВСЕМ неправильный. Но лучший способ определить это - посмотреть, как картридж ведет себя на плоской поверхности, как описано выше.
ПОДРОБНОСТИ… ПОДРОБНОСТИ…
Почти всегда вертушки настроены так, что у них слишком много анти-скейтинга, или у них регулировка, которую нельзя нормально уменьшить, или диапазон регулировки и тонкое управление ужасны, или у вас их вообще нет.
Обычно народ использует слишком много анти-скейтинга, о чем свидетельствуют тысячи картриджей, которые я восстановил за последние 40 с лишним лет: как правило, внешняя (правая) сторона алмаза (правый канал) изношена куда больше, чем внутренняя (левый канал).
Правильно спроектированный анти-скейтинг является нелинейным, так как он, конечно же, должен автоматически увеличиваться по мере приближения картриджа к внутренним канавкам.
Фрэнк Шредер и я придерживаемся того же мнения, и поэтому считаем БОЛЬШИНСТВО пластинок с дорожкой для настройки анти-скейтинга неправильными: они записаны с модуляцией около 80-90% или даже ВЫШЕ – и при этом вам предлагается установить силу анти-скейтинга так, чтобы не было искажений (или чтобы их было поровну в обоих каналах, если картридж плохо отслеживает).
Проблема с этими треками заключается в том, что поскольку необходимый уровень силы анти-скейтинга зависит от количества модуляции, он заставляет вас регулировать анти-скейтинг на слишком высоком уровне. Это было бы нормально, если бы вы слушали музыку, которая по своей природе постоянно находится на максимальном крещендо, без обычной музыкальной динамики, т.е. переходов от громкого к тихому. Но очень немногие музыкальные произведения так звучат. Когда вы настраиваетесь на этом уровне по «тестовой пластинке» - это означает, что вы очень сильно «перекомпенсируете» большим количеством анти-скейтинга, ибо вы строите его по уровню, который в реальности КРАЙНЕ РЕДКО встречается на ваших записях. Обычно модуляция находится на уровне 30-40%, и настройка анти-скейта с помощью этих «тестовых» записей приводит к его «передозу»: стилус слишком сильно давит на правый канал, и слишком мало - на левый.
Поскольку еще нет правильно записанного трека, который позволял бы верно выставить анти-скейт, то метод, который Фрэнк Шредер открыл путем тщательного обратного инжиниринга, работает без инструментов и без специальной пластинки.
Если установить стилус на гладкую поверхность пластинки (в конце, между канавками сбега) - кончик стилуса получит сопротивление на поверхности, схожее с тем, что он имел бы, находясь в дорожке. Это связано с расчетом «силы на единицу площади» с учетом реологии винила.
Можно сказать, что это сопротивление ДОСТАТОЧНО ПОХОЖЕ, чтобы метод хорошо работал. Тем более, что он был разработан и откалиброван Фрэнком Шредером специально для записей с модуляцией в 30-40%. Теперь будет легко выставить анти-скейт и наблюдать за движением тонарма. Установите нужную прижимную силу, а затем анти-скейтинг так, чтобы тонарм очень медленно дрейфовал внутрь, когда стилус стоит на гладкой поверхности (не в канавке) в конце пластинки. У вас будет момент, чтобы сделать это, пока стилус не «поймал» канавку сбега.
Это работает для любого количества VTF (прижимной силы) и для любого картриджа. Это позволит выставить анти-скейтинг с РАВНЫМ давлением на стенки канавки для записей с уровнем модуляции в 30-40%.