.... некое приближение к истине, причём весьма далёкое. Любая лента привносит помимо шума пресловутые гармоники (они же нелинейные искажения). Но наш слух - очень плохой измерительный инструмент, как бы там не вещали прожжённые аудиофилы-слухачи и ушлые-продвинутые представители торговли. Чтобы определять-распознавать искажения на слух, необходимо слушать много не искаженной музыки, а поскольку сейчас все массовые носители грешат перекомпрессией (включая новодельный винил), то тренироваться-учиться просто не на чём.

Начало разговора по душам см тут. В продолжение темы разберёмся с намагниченностью ленты, уровнем записи и положением значка шумодава Dolby на индикаторе, уж больно много кругом неразберихи. Новоиспечённые аффтары беззастенчиво-безбожно и практически поголовно тырят/копипастят, толком не разобравшись (и не ссылаясь на первоисточники), тем самым плодя горы брехни.

Намагниченность ленты возрастает с увеличением магнитного поля, которое пропорциональна магнитной восприимчивости. Масло-масляное? Выражаясь простым языком, ленту можно намагнитить по разному в зависимости от её способности намагничиваться. Так, чем толще слой ферромагнетика, тем выше намагничиваемость (при прочих равных условиях). Грубо говоря, чем больше вы вдули уровень записи, тем больше нВб/м должно (как бы) прописаться на ленте. Но зависимость не линейная. Начиная с определённого уровня +дБ резко возрастает амплитуда 3й (транзисторной) гармоники - лента входит в насыщение. Как правило, стремятся ограничивать 3ю гармонику, держа в узде 2% (MOL). Однако на слух определить по музыке, когда именно 3я гармоника распоясалась, крайне сложно. Более того, вслед за ней подрастает 2я (ламповая гармоника), которой слух многих не нарадуется.

На высоких частотах еще веселее: как ни выкручивай уровень записи выше некого порога (SOL) , амплитуда записанного сигнала перестаёт расти, зато искажения и шумы прут валом. Причем чем выше частота, тем ниже SOL, и к ~14 кГц (для дек) падение зачастую составляет 20 дБ. Впрочем, слух большинства электората сие прощает.

Про оптимальный уровень записи подробненько см здесь. Резюмируя в двух словах, выше значения MOL (у каждой модели ленты свой) лучше не задирать, да и то когда ВЧ "скруглены" (например, у винила, у которого выше 10 кГц спад по определению). Если у ленты не высокий MOL, это не значит, что она плохая. Так, ленты (что 1-го типа, что 2-го) без добавки в ферромагнетик кобальта, имеют скромный MOL. Собственный шум ленты - фактор более актуальный, т.к. позволяет не задирать уровень записи.

Некоторые лентописцы почему-то упорото ориентируется на значок DOLBY, даже когда данный шумов не включён:

Копнём-ка! На сей раз углублённое просвещение благодатно снизойдёт читателям благодаря собеседнику-соавтору, Андрею Голубеву, который давненько занимается ремонтом дек и накопил изрядный опыт:

АЧХ со времён изобретения компакт-кассеты измеряется на уровне -20 дБ относительно 0 VU, т.е. относительно уровня 160 нВб/м, принятого Филипсом совместно с BASF в 1966 году...

Когда производители собрались в Праге (весёлой компанией, попить пивка в 1981 г. и решили поднять уровень записи), то приняли за номинальный уровень 250 нВб/м (IEC 60094-1:1981). Это на 3,9 дБ выше 160 нВб/м.

Так после этого, те [производители], у коих 0 дБ на шкале индикатора "сместился вправо", соответствуя 250 нВб/м, при настройке АЧХ [в сервис мануале] указывали "снизить на 24 дБ". Т.е. получив тот же самый уровень [с точностью до 0.1 дБ, он же -20 дБ].

Настоящие тестовые кассеты невозможно переписать! Большинство из них записаны на всю ширину ленты (уровень, скорость, детонация), чтобы не было влияния на уровень при несовпадении высоты установки головки и/или несоответствия толщины пакета головки ширине записанной дорожки.

А есть, например, вообще экзотические тестовые кассеты. Например Nakamich DA09007B для установки высоты головки. Там сигнал записан узкой дорожкой между дорожками записи левого и правого каналов. Высота головки настраивается по минимуму сигнала в обоих каналах. У меня есть и такая. Некоторые шутили: "Дай переписать"!

Все тестовые ленты записываются вне корпусов кассет - на переделанных катушечных магнитофонах [очевидно, имелся в виду панкеечный метод]. Некоторые - на высокой скорости, чтобы свести коэффициент детонации к минимуму.

Итак, уровень 250 нВб/м приняли в 1981 году. Переходили на него постепенно с 1982 по 1988 год. А кто-то [из фирмачей] отказался переходить на новый уровень, оставшись на 160.

Например, Sony первой перешла на 250 нВб/м уже в 1981 году. А Pioneer и TEAC лишь к концу 80-х. Technics/Panasonic - остался на уровне 160 нВб/м до конца своих дней. А некоторые (например AKAI, Onkyo и др.) изначально приняли за 0 - уровень Dolby.

А "самые умные", как всегда ошиблись - хотели принять за 0 уровень Dolby, но не знали, что методика измерения DIN и ANSI дают разницу в 0,8 дБ. И приняли за 0 не 200 нВб/м ANSI, а 200 нВб/м по методике DIN, а это на 0,8 дБ ниже! (Уровень Dolby, измеренный по методике DIN - это 218 нВб/м.) Умными оказались Nakamichi, естественно ("Мы знаем о магнитной записи всё"!,- ударяя себя в грудь кулаком!). Так и остались сидеть "не пойми на каком своём" уровне.

С этими 160, 200, и 250 нВб/м зачастую такая путаница у самих производителей - диву даёшься! Сами не понимали в те годы что есть что.

Marantz, например, тоже наивно полагала, что уровень Dolby выше 160 нВб/м на 1,9 дБ. Нет, ребятки, не правильно вы разметили шкалу - уровень Dolby на 2,7 дБ выше чем 160 нВб/м:

значок Долби у +2 дБ (+1.9 дБ, если точно)

Так что не с лентами проблема, хотя и в лентах некоторые (самые именитые) ошиблись с уровнем Dolby... Проблема с документацией производителей.

Производители зачастую не указывают в SM [сервис-мануале] с каким уровнем должна быть тестовая кассета при настройке! Спасает изучение документации на микросхемы Dolby - вот там чётко указано на каком выводе какой уровень должен быть при воспроизведении кассеты с уровнем Dolby. Собственно, ради правильной работы этих микросхем, мы и выставляет этот уровень.

Но дальше всё равно встаёт вопрос, "За какой уровень принял производитель 0 на шкале индикатора"?..

4 варианта! Кто во что горазд!

Тут интеллект приходится включать на полную.


Добавьте описание

Ну и как Вам инфа? Входит ...

... и выходит - замечательно выходит? (С)

Профи катушечник отстраивается иначе. А бытовой - тем паче! Тут свои приколы, о чём в подробностях позже. Лонгриды то нынче не катят.


======================================================

https://dzen.ru/id/62a6548c3f68821d19b5ef40

https://vk.com/public200722792

https://t.me/uniscope_88