Представьте, и вот так бывает: зайдешь в салон High-End-аппаратуры в поисках истинно итальянской акустики, а потом оказывается, что разработана и произведена она нашим бывшим соотечественником. Впрочем, надпись «Made in Italy» соседствующая с логотипом Sonus Victor никоим образом не противоречит действительности.
Основатель компании Sonus Victor, главный идеолог, инженер, конструктор и производитель большинства компонентов — Виктор Поркалов — уже более 25 лет живет и работает в Италии. В 2011 году Поркалов решил перевести свое увлечение качественным звуком в профессиональную сферу и открыл небольшое производство в Вероне. Получилось все очень по-итальянски: авторский подход, эксклюзивные материалы, штучное ручное производство. Естественно, при работе в таком формате речь идет отнюдь не о бюджетных моделях. Весь ассортимент Sonus Victor, начиная от трехполосного полочника SV200 и заканчивая крупными четырехполосными напольниками SV400, принадлежит исключительно к классу High End. И это тоже очень по-итальянски.
Секретный кроссовер
По счастливой случайности, тестирование акустики проходило в присутствии разработчика и за техническими подробностями не пришлось лезть в интернет. На вопрос о важности тех или иных элементов конструкции ответ был прост: самое главное в акустике это кроссовер. Именно с его помощью обеспечивается необходимый характер звучания акустики. Схема кроссовера — ноухау и главный секрет автора, поэтому каких-либо подробностей узнать не удалось. Известно лишь, что она достаточно сложна, а в конструкции помимо компонентов собственного производства используются топовые модели конденсаторов Mundorf. И конденсаторы, и другие компоненты кроссовера подбираются парами ради максимальной идентичности звучания готовой пары колонок.
В процессе настройки каждой новой модели значительное время занимает доводка кроссовера на слух. Аппаратные средства так же используются, но именно многочисленные прослушивания являются главным инструментом контроля. Успев ознакомиться сразу с несколькими моделями Sonus Victor, я могу подтвердить, что слух разработчика определенно не подводит. Разные по конструкции акустические системы Виктора имеют исключительно схожий звуковой почерк.
Настройка корпусом
Корпус и подставка колонки изготовлены из массива итальянского ореха. Эту породу дерева Поркалов выбрал исходя из технологических и эстетических свойств. По его словам на данный момент этому материалу альтернативы нет. Готовый корпус полируется и покрывается защитным лаком, не меняющим ни цвет, ни фактуру, ни даже тактильные ощущения.
Помимо толстых стенок, обеспечивающих акустическую инертность, кабинет разделен на независимые друг от друга акустические камеры глухими перегородками — по одной камере на динамики или на полосу. Акустическое оформление для всех излучателей закрытое. Фазоинвертор или иные варианты с полуоткрытым корпусом не вписываются в авторскую концепцию, поскольку не позволяют получить четкое, хорошо контролируемое звучание.
Выходит что разделение корпуса на камеры — это одновременно и настройка АЧХ, и способ управлять динамическими характеристиками колонки. Помимо того, при такой конструкции снижаются искажения. Излучатели не влияют друг на друга через внутреннее пространство кабинета, что часто бывает серьезным недостатком однокорпусной акустики.
Вопросы эстетики
Внешний вид корпусов Sonus Victor имеет одну характерную черту: частично срезанные грани передней панели. Зная типовые решения, применяемые большинством производителей, совершенно очевиден вывод, что разработчик пытается минимизировать эффект дифракции. Комментарий Виктора Поркалова был обескураживающий: «грани были срезаны исключительно для красоты». Уникальности внешнему виду это без сомнения добавило, но и на звук не могло не повлиять.
Еще одна интересная история связана с подставками напольных моделей. Изначально акустика ставилась на плоские опоры в виде брусков со срезанными краями. Один из дизайнеров, посетивших High-End-выставку, заметил, что «колонки выглядят хорошо, но опоры отвратительны». Виктор не растерялся и спросил, как, по его мнению, они должны выглядеть, а в ответ получил набросок на куске бумаги. Младшие из протестированных колонок, SV250 имели опоры старого типа, а профиль опор, на которых установлены большие напольники SV400, взят с того самого рисунка.
Динамики от производителя
Протестированная мной система представляла собой домашний кинотеатр формата 4.0 и была укомплектована флагманскими и младшими напольниками. Трудно было не заметить, что динамики очень похожи друг на друга. Твитеры выглядят абсолютно одинаково. Все они имеют мягкий тканевый купол. Среднечастотники и басовики обладают коническими диффузорами из плотной бумаги с пропиткой и подвесами из вспененного синтетического материала.
Главная же ценность излучателей — их абсолютная уникальность. Они не имеют ни прототипов, ни полных аналогов среди доступных на рынке готовых моделей. Все динамики производятся вручную. Высокотехнологичные детали, такие как диффузоры, подвесы, корзины и магниты, компания покупает в готовом виде или заказывает по собственным спецификациям на специализированных производствах, а звуковые катушки и магнитопроводы Поркалов делает самостоятельно.
Помимо различий в габаритах, модели SV250 и SV400 отличаются друг от друга набором динамиков. Так SV400 имеет четыре полосы, при этом СЧ динамики работают в паре, а твитеры — раздельно, они озвучивают ВЧ- и СВЧ-диапазоны. SV250 — трехполосная акустика с одним среднечастотником и тремя басовиками. СЧ-излучатель располагается непосредственно под твитером, а ниже него с равным шагом два низкочастотника. Еще один «потерянный» НЧ-динамик находится на боковой поверхности. Его делает незаметным деревянный гриль с узкими вертикальными щелями, я бы сказал, что он несколько похож на вентиляционную решетку. Решение технически более рискованное, чем традиционный тканевый гриль, но эстетически — это однозначно удачный вариант.
Система прослушивания
Несколько слов нужно сказать о системе в целом, поскольку прослушивание происходило не в привычных условиях тестовой лаборатории, а в московском салоне High-End-техники Gong-Stereo. В комплекте с акустикой работал интегрированный усилитель darTZeel LHC-208 и CD-проигрыватель Jadis JD3 Evolution. Первый примечателен отсутствием реле, переключателей и потенциометров на пути сигнала, особой минималистичной схемотехникой без использования отрицательной обратной связи и встроенным ЦАПом. Поэтому на него шел сразу цифровой сигнал с High-End-транспорта Jadis, который, кстати, построен на на легендарном приводе Philips CDM-12.
В многоканальном режиме источником служил проигрыватель Oppo, а процессор Auro-3D раскладывал обычные дорожки в трехмерное объемное пространство, правда, тут еще подключалась дополнительная потолочная акустика.
Раздвинуть стены
Встречают, как говорится, по одежке, другими словами, первое впечатление всегда относится к сфере визуальной и эстетической, чем звуковой. Бесспорно, приятно наблюдать и осязать корпуса акустики, изготовленные из живого натурального дерева. Под цвет итальянского ореха прекрасно подходила и золотая отделка усилителя, ну а процесс установки компакт-диска в проигрыватель довольно близок к тому, что приходится проделывать при работе с проигрывателем винила: открыть крышку, достать клэмп, поставить пластинку диск, установить на место клэмп, закрыть крышку. Одним словом, правильный настрой задается с первых минут включения системы.
Мне сразу захотелось послушать что-нибудь душевное, теплое и расслабляющее, поэтому вначале я поставил легкий акустический джаз, не менее акустический и столь же ненавязчивый блюз и камерную классику. Этот тест система прошла успешно — ее работа меня приятно удивила: источники звука отлично локализовались на слух, сцена выстраивалась реалистично, с адекватными пропорциями. Джон Ли Хукер сидел где-то в глубине комнаты, а переотраженные звуки его гитары давали четкое представление о размере студии, в которой проходила запись.
Классическая музыка раскрылась во всю ширину и глубину концертного зала без каких-либо ограничений, что было крайне сложно сопоставить с видимыми границами комнаты, в которой установлена акустика. В общем и целом первый вывод получился такой: звук к акустике не привязан в принципе, естественности и реалистичности ему не занимать.
Прослушивание сложного контента дало еще более полное представление о классе качества и степени универсальности акустики Sonus Victor SV400 — практически любая музыка на ней звучит достойно. Прежде всего, благодаря высокому разрешению и ровным средним частотам, которые честно и без прикрас отображают любую запись. Не добавляя нечего лишнего, акустика хорошо раскрывает ее собственные достоинства. Интересней всего слушать классику, старый добрый хардрок, хорошие записи вокала разных жанров от Синатры и Челентано, до Нетребко и Нины Хаген. Прекрасно звучала даже электронная музыка. Отмечу, что крайне занимательно играют аудиофильские релизы, сделанные с нарочито высокой детальностью и большим количеством «воздуха».
Вопрос количества верхних частот в случае с Sonus Victor SV400 решается «механическим» путем — нужно правильно выбрать точку прослушивания и высоту посадки. У этой акустики широкая дисперсия высоких частот в горизонтальном направлении, однако дисперсия по вертикали совсем иная, она довольно узкая. Поэтому, если слушатель расположит голову на оси излучения твитеров, то он услышит несколько иные по характеру высокие частоты, чем если б он отклонился от нее. Например, сев на низкий диван, я слышал, как верха стали слегка приглушенными, мягкими. А когда вставал, звук становился пронзительно яркий, с прозрачным верхом. Но и в том, и в другом случае это был очень качественные и детальные высокие частоты.
Бас у SV400 весьма глубок, но в силу того, что он настроен ровно и предельно точно контролируется усилителем, поначалу может казаться, будто в низкочастотном диапазоне чего-то не хватает. Похожий эффект обычно возникает при прослушивании студийной акустики, которую многие ругают за излишне сдержанный «сухой» звук. Все дело в привычке к гулкому и чуть расхлябанному басу, которым обладает большинство акустических систем.
Любые вопросы по басу были сняты после перехода в режим домашнего кинотеатра. Когда дело дошло до взрывов, гула и прочих НЧ эффектов, мощность, глубина, точность и четкость баса не вызвали никаких нареканий. Несмотря на отсутствие в системе сабвуфера, зрителю легко покажется, что их там два.
В режиме кино идеально выверенная середина так же показала все свои преимущества, дав предельную четкость и выразительность диалогов и крайне реалистичную передачу любых звуковых эффектов. Включившаяся в работу тыловая пара SV250 по тональности идеально сочетается с SV400. Вместе они формируют абсолютно бесшовную звуковую картину. Еще более эффектно система может заиграть, когда в линейке Sonus Victor появится акустика центрального канала, а произойдет это в самое ближайшее время.
Опровержение и подтверждение стереотипов
В моем личном рейтинге Sonus Victor заняла особое место, не только как акустика, входящая в список обязательных к прослушиванию, но и как модель, одновременно подтверждающая и опровергающая различные устоявшиеся представления.
Например, идеальный контроль баса и живое естественное звучание легко объяснить закрытым акустическим оформлением с правильно подобранным внутренним объемом, и применением натуральных материалов в качестве диффузоров всех излучателей. Однако упругие подвесы СЧ- и НЧ-динамиков в сочетании со сложными кроссоверами обычно ограничивают динамический диапазон. Чаще всего такая акустика не дает достаточную детальность на малой громкости. Но Sonus Victor нарушает это правило — для получения прозрачного и детального звучания не нужно сильно выкручивать ручку громкости, а мощные динамические пассажи на любых уровнях отрабатываются без ощутимых ограничений.
Единственный стереотип, который акустика Sonus Victor сломать не смогла — соотношение качества и цены. По-настоящему выразительная и интересная акустика по-прежнему имеет впечатляющие размеры и не менее впечатляющий ценник. От законов бизнеса и от законов физики, нам, видимо, никак не уйти. Остается только слушать музыку и получать удовольствие.
Sonus Victor SV400
Частотный диапазон: 20-30 000 Гц
Конфигурация: 4 полосная
ВЧ динамик: 2х 25 мм, тканевый купол
СЧ динамик: 2х 200 мм, бумага с пропиткой
НЧ динамик: 2х 300 мм, бумага с пропиткой
Акустическое оформление: закрытое (раздельные камеры)
Чувствительность: 92 дБ
Импеданс: 4-6 Ом
Номинальная мощность: 50-400 Вт
Габариты: 1550x380x470 мм
Вес: 80 кг
Sonus Victor SV250
Частотный диапазон: 28-30 000 Гц
Конфигурация: 3 полосная
ВЧ динамик: 1х 25 мм, тканевый купол
СЧ динамик: 1х 200 мм, бумага с пропиткой
НЧ динамик: 3х 200 мм, бумага с пропиткой
Акустическое оформление: Закрытое (раздельные камеры)
Чувствительность: 91 дБ
Импеданс: 6-8 Ом
Номинальная мощность: 20-200 Вт
Габариты: 205x300x400 мм
Вес: 45 кг