Наушников много не бывает. Каждая занимающаяся ими компания постоянно расширяет линейку, стремясь закрепить свой звуковой почерк, отточить его — или же, наоборот, представить нечто новое. Арматурные наушники FA9 относятся к первому типу.

У тех же FiiO разнообразия много — есть и динамические модели, и арматурные, и гибридные. При этом нельзя сказать, что какая-то конкретная линейка является топовой — флагманы попеременно выходят и среди арматуры, и среди гибридов. И сейчас на вершине наушникового Олимпа инженеры компании разместили модель FA9, так что этот раунд — за арматурой.

Братья, но не близнецы

Предыдущую модель — FA7 — я тоже тестировала, но отличий между старым и новым флагманами масса. Пожалуй, осталась неизменной лишь технология создания корпуса — он отпечатан на 3D-принтере. Качество безупречное: никаких сколов, швов, заусенцев. Поверхность гладкая, каждый округлый обвод корпуса перетекает в следующий без каких-либо неровностей и неожиданных перепадов.

Внешняя часть корпуса украшена трехмерной вставкой, сияющей так, что кристаллы Сваровски обзавидуются — но она спрятана под слоем смолы, из которой изготовлены наушники.

Смола не простая, а немецкая, специально предназначенная для использования в ушах — и сквозь полупрозрачный корпус, помимо сияющей накладки, виднеются арматурные излучатели и трубки звуководов, а также буквы L и R, нанесенные на плату кроссовера.

Форма корпуса очень анатомичная — в раковине ушей FA9 сидят хорошо, не натирают, никуда не упираются. Конечно, уши у всех разные, но в FiiO утверждают, что выводили форму корпуса путем теста на тысячах добровольцев, так что подойти она должна многим. Правда, правый наушник у меня иногда сидел слишком глубоко, и ухо закладывало, но этот момент легко поправить, просто слегка пошевелив наушник.

В округлых, гладких корпусах находятся шесть арматурных излучателей от Knowles: высокие и сверхвысокие частоты отыгрывают два SWFK-31736, середину — созданные специально для этой модели EJ-33877, обеспечивающие, если верить сайту, «мощный звук с чарующим вокалом», а на низах трудятся HODVTEC-31618 с двумя вуферами. Кроссовер у наушников четырехполосный и настраиваемый — причем настраиваемый физически. Кстати, есть одно заметное отличие от FA7: у FA9 звуковод прикрыт сеточкой.

На торце наушников находятся три крошечных рычажка, слегка утопленных в корпус — даже ногтем не поддеть. С их помощью можно выбрать значение сопротивления наушников и чувствительности, а также чуть подстроить частотную характеристику наушников. С помощью первого рычажка выставляются либо сопротивление в 32 Ом с более чистым и натуральным звучанием и меньшим уровнем фонового шума, либо в 16 Ом с более высокой чувствительностью для слабеньких источников.

Второй рычажок регулирует высокие частоты: их можно поднять, что разработчики рекомендуют для рока, а можно оставить на стандартном уровне, получив сбалансированный звук. Последним рычажком настраиваются бас и середина: одного побольше, другого поменьше — и наоборот.

Рычажки поддеть можно только иголкой — они очень маленькие и совсем не выступают

Переключать рычажки неудобно. Судя по тому, как их позиционируют в FiiO, звук можно менять чуть ли не на каждом жанре: для рока включать один, для симфонической музыки опускать другой и так далее.

Но заниматься этим на ходу попросту нереально — нужно таскать с собой что-нибудь, чем можно будет эти рычажки поддеть. Об этом маркетологи компании тоже подумали и включили в комплект поставки обновленную щеточку для чистки — на торце у нее как раз есть подходящая игла.

Как мне показалось, рычажки — это не радикальный эквалайзер, а скорее легкая приправа к звуку. Изменения в характере от переключения не сильно заметные, но опытным слушателям позволят добавить нюансов в том или ином диапазоне. Смена сопротивления ощущается ярче всего: при повышении импеданса фонового шума действительно становится немного меньше.

А вот от смены амбушюров звук меняется разительно. И в FiiO это понимают, поэтому в комплект к наушникам кладут аж 15 пар насадок: и силиконовых, и пенных. Как и у FA7, какие-то больше подходят для баса, какие-то для высоких частот, какие-то — просто пугающе выглядящие елочки.

К сожалению, мне достался неполный комплект, поэтому амбушюрами я воспользовалась из своих запасов — диаметр звуковода распространенный, так что даже если ни одна из 15 предложенных FiiO пар не подойдет, в закромах можно будет найти что-нибудь на свой вкус.

Звуковод прикрыт сеточкой — у FA7 такого не было

Комплект в принципе богатый: помимо горсти амбушюров в него также входят два чехла (мягкий тряпочный и жесткий кожаный) и фирменный 8-жильный кабель. Жилы — из монокристаллической меди, покрытой серебром. Кабель плетеный, в светлой прозрачной оплетке. Гнется хорошо, не спутывается, штекер у него — массивный Г-образный, выглядит очень надежным.

Кабель предполагает исключительно заушное крепление: часть возле разъемов MMCX уже согнута дугой — и разогнуть ее нельзя. Правый и левый канал в первую очередь определяются по цветовой индикации: красный — правый, синий — левый. Но также на штекерах разъемов MMCX есть и неприметные выпуклые пиктограммы R и L.

Скромняги

Впервые я послушала FA9, подключив их к телефону через переходник с USB-C на 3,5 мм. Совершенно не аудиофильски, да и стоит делать скидку на характер стоящего в переходнике ЦАПа, но звук даже со всеми ограничениями был очень приятным. Многослойным, выпуклым, детальным, но не нарочито: фоновые призвуки оставались фоновыми и не вылезали на передний план, хоть и приобретали дополнительную фактуру.

Тут наушники напоминают улиточку

Чувствовался небольшой акцент на высоких частотах плюс слегка выпуклый бас — но совсем слегка, так, чтобы, например, вступление в «Can't Leave The Night» от BadBadNotGood приобрело гнетущий вес, но не залило всю мелодию непроглядной нуарной темнотой.

Удушающего суббаса нет — в этом главная заслуга арматуры. В некоторых треках — к примеру, «Breathe» от Prodigy — акцент на верхах приводил к тому, что какие-то элементы скатывались в не слишком комфортный скрип — но подобных мелодий не так уж и много.

В основном же внимание к высоким частотам играло только на руку: информации в музыке чувствовалось больше, звонкие, едва заметные сэмплы в электронных треках звучали ярче и текстурнее, добавляя общему миксу полноты, а истеричные скрипки приобретали больше эмоций.

У корпуса сложная анатомичная форма, которая, по обещаниям FiiO, подойдет большинству ушей

В целом, звук кажется чуть тепловатым, настраивающим на комфортное, а не аналитичное прослушивание. Воздуха и объема много, инструменты на небольшой воображаемой сцене чувствуют себя вальяжно — если, конечно, так построена мелодия.

С мясными и мясистыми жанрами проблем нет: приподнятый верх делает мелодию более светлой, но искаженное гитарное «дж-дж-дж» в паре с шустрой бочкой остается в нужной степени читаемым и не превращается в бесконечный поток вязкого неразборчивого гула, при этом сохраняя массивность.

Рафинированная стерильность

Напомню: это с простеньким ЦАПом. Но, к счастью, у меня под рукой был FiiO M15 — новый флагманский плеер с балансными ЦАПами, каким-то нереальным количеством мощности и возможностью перевода всех сигналов в DSD.

Разница поразительная. Звук стал рафинированно-нейтральным, стерильным, подчеркнуто ровным, технически безупречным. Детальность и многослойность никуда не делись, даже приумножились, небольшие подъемы на верхах и низах остались на месте, хоть и в меньшем объеме, но пропала залихватскость.

Звук стал выхолощенным — самые шустрые, задорные, тяжелые треки отыгрывались технично, идеально, но немного бездушно.

И это прекрасно — потому что демонстрирует, что FiiO умудрилась добиться от наушников максимальной нейтральности, позволяющей вытащить наружу все особенности источника. И M15 они смогли создать близким к индифферентности. Вот только связка двух таких устройств не для всех подойдет — кому-то покажется слишком безжизненно-честной.

Голоса FA9 отыгрывают близко, четко, объемно, не добавляя в них особой красивости, не умаляя послезвучий и вздохов, не стертых звукоинженером. Явного акцента на них нет, лишь легкая дополнительная теплота и полнота, но едва ощутимая — и даже вполне сочетающаяся с тем же Трентом Резнором.

Инструменты на средних частотах играют изящно, текуче, но точно: саксофон бьет по ушам без излишней агрессии, а гитарные запилы превращаются в текстурный поток звука. В моей фонотеке не нашлось жанров, которые FA9 не смогли бы отыграть — и это приятно.

Ненавязчивый комфорт

В первые минуты прослушивания наушники не удивляют ничем — кажется, что это такая модель, которая создана для того, чтобы прийтись по вкусу каждому. В звуке нет каких-то ярких, сразу же обращающих на себя внимание особенностей.

Только позже становится ясно, что мелодии — при всей своей четкости и разборчивости — оказываются какими-то удивительно комфортными, что высоких частот больше, чем обычно, бас кругловат и мягок, а в вокал добавили ложечку патоки. Привыкание к звуку FA9 происходит мгновенно — все эти особенности максимально ненавязчиво располагают к себе.

В остальном же наушники оказались нейтральными. На аккуратной, камерной сцене источники расположены четко и не лезут, куда не нужно. Небольшие подъемы на верхах и низах придают нейтральному звучанию нотку натуральности, но в остальном же FA9 стараются по минимуму приукрашивать звук.

Богатая комплектация и рычажки темброблока на самих наушниках позволят подрегулировать характер наушников под себя, но в достаточно небольшом диапазоне. Теплота не уйдет, но изменится восприятие нюансов — и для кого-то этого будет достаточно. На звук влияют и ворох амбушюров, и рычажки, так что тут есть простор для экспериментов.

И к выбору источника нужно подходить с умом: достаточно нейтральная и прозрачная натура FA9 с аналогичным по нейтральности источником может не очень хорошо подружиться в эмоциональном плане. Технически все будет идеально — но скучно. Так что лучше искать источник с характером.

Если сравнивать FA9 с FA7, то это однозначный шаг вперед: звук изящнее, точнее, универсальнее. Может, из-за этого в наушниках стало меньше живости, но ее можно подкорректировать заводным источником — поддерживать драйв FA9 готовы охотно.

Система с рычажками вызывает вопросы, и в первую очередь даже не своей целесообразностью, а водозащищенностью: ходить с FA9 в дождливый день мне было бы немного боязно. Но возможность подстройки импеданса — это явный плюс.

Очень комфортная и достаточно нейтральная детальная подача, темброблок, богатая комплектация, возможность подстройки импеданса.

В некоторых мелодиях высоких частот бывает многовато, нужно с умом подойти к выбору источника, бас может показаться слишком нежным, было бы неплохо добавить балансный кабель.

FiiO FA9

40 990 рублей

Излучатели: шесть арматурных Knowles (по паре HODVTEC-31618, EJ-33877 и SWFK-31736)

Диапазон частот: 15 Гц — 40 кГц

Импеданс: 16 или 32 Ом (переключаемый)

Чувствительность: 110/113 дБ/мВт (переключаемая)

Максимальная мощность: 100 мВт

Особенности: три регулятора на торцах наушников (импеданса/чувствительности, высоких частот, средних/низких частот)

Кабель: 1,2 м, сменный, коннекторы MMCX, посеребренная монокристаллическая медь

Штекер: 3,5 мм TRS, Г-образный

Вес: 6,2 г (один наушник без провода)