Использование цифрового аудиопроцессора (DSP) • Stereo.ru
Вопрос smirnoff_zlat 13

Использование цифрового аудиопроцессора (DSP)

В последнее время цена на програмируемые DSP типа ADAU сильно упала, качество их работы возросло, а быстродействие стало позволять вести сложную обработку в реальном времени. Указанные DSP появились в продаже как в виде наборов "сделай сам", так и готовых сборок.
Если кратко - такие DSP представляют из себя аудиопроцессор цифровой обработки с возможностью управления с компьютера специальным ПО в реальном времени или с помощью загрузки заранее подготовленного файла с параметрами обработки.
Довольно подробно это дело рассмотрено например тут и тут с кучей ссылок и выводов.

В свете этого заинтересовала возможность использовать такие DSP как:
1. Активный кроссовер для АС.
2. Инструмент рум-корекции.

Учитывая, что такой вариант позволяет менять параметры фильтрации/разделения буквально мышкой в реальном времени и то, что в данном случае DSP работает как FIR-фильтр и не крутит фазу - должно быть очень неплохо.
Насколько я понял это дело довольно активно рассматривается для выравнивания АЧХ и задержек в автозвуке (это понятно, сделать из кузова авто нормальную КДП - то еще развлечение), но кто мешает использовать для наших нужд ?
В случае наличия полного spdif на входе и выходе все выглядит совсем непохо, но таких устройств немного. В случае аналоговых входов/выходов получается двойное преобразование в цифру и обратно и тут все упирается в качество комплектных DAC и ADC.

Ответы

mexkb

Ну вот я в процессе решения этого вопроса пришел к тому, что в отдельном устройстве для стерео нет решительно никакого смысла. Mac Mini + Dirac Live лучшее решение в DSP для дома на сегодняшний день. Для многоканального кино можно взять miniDSP или ресивер дружественной компании.

P.S. По моему мнению ключевую роль здесь играет программное обеспечение.

smirnoff_zlat

Вопрос простой - пробовал ли кто-нибудь и стОит ли оно того ?

Хотя да, тут скрей инфо для размышления.

Насколько например для собирающих свои АС будет удобней подбирать параметры кроссовера и менять частоту разделения на лету, а не перепаивая катушки и емкости ?

Или как без дорогостоящего процессора попробовать поиграться коррекцией АЧХ помещения ?

mexkb @smirnoff_zlat
Или как без дорогостоящего процессора попробовать поиграться коррекцией АЧХ помещения ?

Скачайте пробную версию Dirac Live на компьютер, поиграться - хватит (-:

smirnoff_zlat @mexkb

Я не совсем это имел в виду.

И в помянутой выше ветке и в случае с Dirac Live имеется в виду обработка средствами софта, установленного на стандартный PC или Mac. Тут вопросов нет, благо можно легко найти "народную версию" ARC System от IK Multimedia, недорогой измерительный микрофон Behringer ecm8000 и софтовый плеер с поддержкой vst-плагинов. Эта связка рабочая, проверенная (в т.ч. мной) и показала очень неплохие результаты.

Я немного о другом, хотелось избавиться от ПК в любом виде и собрать отдельный, небольшой, непрожорливый и гибкий инструмент для рум-коррекции. DSP-платы, о которых я говорил как раз этим условиям удовлетворяют - мелкие, питаются от 5-12В, настройки легко меняются родным софтом с большого брата - после чего PC уже не нужен.

И вообще все это касаемо только рум-коррекции, а я упомянул еще об использовании в качестве кроссовера с гибкой настройкой и минимальным влиянием на фазу. На основе этого возможно изготовление активной АС например такого типа.

mexkb @smirnoff_zlat
хотелось избавиться от ПК в любом виде

miniDSP DDRC-22D, DSPeaker Anti-Mode 2.0, Emotiva XMC-1?

На основе этого возможно изготовление активной АС

Я думал над активным кроссовером некоторое время, но это надо с головой прыгать и все делать самому. Или как вариант можно использовать автомобильные решения, там как раз это вариант по умолчанию. Например, как с активным кроссовером предварительное усиление планируете делать? Для коррекции в цифровом виде без преобразования АЦП-ЦАП (тут можно воспользоваться моделью с парой выходов) я для себя ответов не нашел.

Встречный вопрос - зачем искать узкое решение, если компьютеры так компактны? Сборка на MiniITX, Raspberry PI или готовые NUC, Mac Mini занимают крайне мало места и очень функциональны (отдельная DSP плата точно им не конкурент).

smirnoff_zlat @mexkb
miniDSP DDRC-22D, DSPeaker Anti-Mode 2.0, Emotiva XMC-1 и т.д.

Да, но 800$, 1400$, 2500$ и т.д.

А ADAU1452 Evaluation Board например за 200$ предлагается, с одним spdif-входом и 8 аналоговыми выходами. Если в варианте для кроссовера - при желании можно хоть для 4-полосной АС его сделать.

Встречный вопрос - зачем искать узкое решение, если компьютеры так компактны?

Как вы уже выше сказали, основное - софт. После сборки источника на стандартной mini-ITX плате на основе максимально урезанного Linux с реал-тайм ядром я это услышал своими ушами. Поэтому есть мнение, что универсальность не всегда есть хорошо.

mexkb @mexkb
Да, но 800$, 1400$, 2500$ и т.д.

Если вам нужно решение без софта, просто загляните в раздел miniDSP Kits, до 200$ там весьма интересный ассортимент. Посмотрите miniSHARC Kit и DIGI-FP, например - чуть дороже (230$), зато весь набор интерфейсов есть (AES-EBU/SPDIF/TOSLINK).

spdif-входом и 8 аналоговыми выходами

Выбор и реализация ЦАП'ля на таких платах обычно оставляет желать лучшего. Не вижу смысла пытаться лезть в бескомпромиссный звук за счет активной фильтрации и сразу же загонять себя в тупик копеечным ЦАП'лем. Тут уж если идти, то ва-банк.

smirnoff_zlat @mexkb
просто загляните в раздел miniDSP Kits

Богато, поизучаю.

Выбор и реализация ЦАП'ля на таких платах обычно оставляет желать лучшего

Соглашусь, вот это больше всего и напрягает. Но вроде как есть полностью цифровые варианты.

В общем спасибо, есть о чем подумать.

AppleY @smirnoff_zlat

есть немало производителей системных акустических решений, где в акустических системах нет пассивных кроссоверов совсем. Иногда такая акустика активная, иногда усиление вынесено в отдельные усилители со встроенным dsp. Из самых заметных решений ОЕМ для таких задач - например Ice Power или Hypex тот же.

AVsergeman

Компьютерные решения не люблю - ждать, когда там наконец "щелкнет" в аудиоканал и отстрелит пару динамиков не хочу. И надо очень серьезно разбираться в ПО, чтобы заставить компьютер выдавать аудио высокого качества..

Поэтому - только спец. устройства для аудио в отдельном блоке. Аналоговые источники лучше не рассматривать, непосредственно цифра на вход, обработка и только на выходе уже ЦАПы. Мини-ДСП и даже дешевые студийные ДСП процессоры вроде свои задачи выполняют с одним но - они обычно имеют процессор 32 бита и все цифровые стандарты на входе приводят к частоте 48кГц. Если вы воспроизводите Си-Ди форматы и разные стриминги с файлов 44,1кГц с преобразованием в 48кГц- качество звука серьезно падает, а 32бита в процессоре ограничивают возможности по коррекции и регулировки громкости. ДСП, которые умеют делать обработку звука на приходящей частоте и имеют процессор на 64 бита с плавающей запятой (как тот же Trinnov например) уже значительно дороже, недостатков фактически не имеют. "Самодельщикам" имеет смысл, как выше уже написали, использовать современное импульсное усиление ICE Power, Hypex, Powersoft в вариантах со встроенным ДСП - их можно купить без корпусов и встроить непосредственно в акустические системы например- активные АС получаются достаточно легко.

mexkb
Мини-ДСП и даже дешевые студийные ДСП процессоры вроде свои задачи выполняют с одним но - они обычно имеют процессор 32 бита и все цифровые стандарты на входе приводят к частоте 48кГц
ДСП, которые умеют делать обработку звука на приходящей частоте и имеют процессор на 64 бита с плавающей запятой (как тот же Trinnov например) уже значительно дороже

Именно поэтому надо брать Mac Mini - там нет проблем с характеристиками и стоимость более, чем гуманная (-:

Только авторизованные пользователи могут отвечать на вопросы, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.