С конструктором Алексеем Дороховым я познакомился несколько лет назад, разработанные им акустические системы впервые увидел живьем в январе 2015 года на выставке в Лас-Вегасе, а вот вдумчиво их послушать довелось лишь совсем недавно. Я не буду подробно останавливаться на общеизвестных фактах становления и развития компании Deluxe Acoustics, в конце концов, все они подробно задокументированы на официальном сайте этого производителя. Скорее мне бы хотелось высказать собственную точку зрения по концепции этих акустических систем, их техническим особенностям, ну и конечно же, качеству звучания.
Deluxe Acoustics — далеко не первые и, подозреваю, не последние акустические системы шарообразной формы. Тем не менее, в настоящий момент они чуть ли не единственные, вышедшие на полноценный серийный выпуск, то есть на уровень, когда качество материалов и технологий отработаны до такой степени, что обеспечивают стабильную повторяемость конечной продукции, а спрос на нее позволяет работать не на заказ, а на склад. Чем же привлекательна как для разработчика, так и для конечного потребителя именно такая форма корпуса?
Я знаю как минимум несколько десятков производителей различных излучателей, по большей части — классических динамических головок. Самостоятельно же разрабатывать динамики сейчас имеет смысл, по сути, только в одном случае — если от них необходимо получить какие-то нестандартные характеристики, причем нестандартные не в плане их превосходства над существующими образцами, а с точки зрения существенного отклонения от общепринятых стандартов. Что же касается производства серийных корпусов, то я так сходу и не назову ни одного. Допускаю, что если они и существуют, то скорее в виде деревообрабатывающих и мебельных предприятий, готовых принять заказы на изготовление партии по заданным характеристикам, но даже это не будет считаться серией.
Обыватель, равно как и энтузиаст-самодельщик без знаний и опыта, зачастую уверены, что в колонках играют динамики, корпус выполняет роль их крепления, в лучшем случае — акустического оформления. Между тем полноценная акустическая система — это сложная взаимосвязь всех ее составляющих. И если динамики, как мы уже выяснили, можно купить практически любые, то корпус придется разрабатывать и изготавливать самому.
Основных же проблем корпуса — три: это его собственные резонансы, а также стоячие волны внутри и дифракция снаружи. Оптимальная форма корпуса с точки зрения технологии производства — прямоугольный параллелепипед, идеальная с точки зрения акустики — шар. Именно на поводу у этой науки и пошел почти четверть века назад Алексей Дорохов, изготовив свои первые колонки... из школьного глобуса. Результат приятно удивил не только его самого, но и окружающих.
Электростатическое флокирование
Deluxe Acoustics сегодня — это, естественно, не мастерская по переделке глобусов. Корпуса делаются из специально подобранного пластика, внутренняя поверхность дополнительно демпфируется бутилкаучуковой мастикой, алюминиевой фольгой и звукопоглощающим волокном. Для настенных моделей предусмотрен оригинальный крепеж, напольные и полочные снабжаются стойками из металла и стекла. Внешняя отделка тоже весьма специфична — это так называемое электростатическое флокирование. На ощупь такое покрытие напоминает бархат, но весьма долговечно и, кстати, отлично пылесосится. Что же до его положительных акустических качеств, то они очевидны. Стандартные цвета, насколько я понял, — серый, черный, красный, желтый, серебристый и бронзовый, а под заказ возможен практически любой вариант, хоть в тон любимого ковра.
С теоретической точки зрения меня несколько удивило наличие в колонках портов фазоинверторов, все-таки каноническое акустическое оформление — это закрытый корпус или даже бесконечный экран. Я пообщался с Алексеем, он пояснил, что опять же в теории можно было заказать динамики с нехарактерно низкой добротностью, подходящие именно для закрытого акустического оформления, но цена таких динамиков значительно бы (и в данном случае неоправданно) повлияла на цену продукта. А хотелось все-таки оставаться в рамках бюджета, ведь у нас привыкли к тому, что если отечественное, значит, более доступное, нежели зарубежные аналоги.
Что же до несимметричного расположения портов (вместо, скажем, их унифицированного нахождения на противоположной от динамиков стороне), то тут в качестве аргумента была названа гибкость в установке, применительно к конкретному помещению. Аналогично НЧ-динамикам на боковых стенках колонок, расположение портов внутрь или наружу в определенных пределах меняет отдачу в НЧ регистре.
Удивительный комфорт
В качестве, если так можно выразиться, основного блюда, я послушал флагмана всей линейки, модель Sound Flowers DAF-350, а на десерт познакомился с компактными Sound Twins DAT-200. Забавно, что цифры в индексе моделей обозначают диаметр, но не как обычно — динамика, а всей сферы. Впрочем, мне встречались варианты, когда он обозначал, например, внутренний объем корпуса в литрах, так что в данном случае индекс вполне себе информативен. Обе пары колонок по очереди подключались к CD-проигрывателю Electrocompaniet и интегральному усилителю Sugden.
Что можно сказать о качественных характеристиках звучания? Ну, в первую очередь — оно удивительно комфортно. Причем если порой за расплывчатым термином «комфортность» скрываются недостатки детализации и динамики, то в данном случае речь идет о характерной естественности тембральной составляющей. Бывает, что дешевые колонки грешат подчеркнутостью краев частотного диапазона, своего рода встроенной и неотключаемой тонкомпенсацией. В магазине она выглядит (вернее — слышится) весьма эффектно, дома же, по истечении определенного времени, из назойливой превращается в невыносимую. Другая крайность — это студийные мониторы с их нарочитой беспристрастностью. А тут как раз соблюден тот самый хрупкий баланс точности и выразительности.
Мне понравилось звучание классических произведений, равно как и различных камерных жанров, например, джазовых коллективов. Что же касается более эмоциональной музыки — блюза и рока — то, как мне показалось, при отсутствии ограничений частотного и динамического характера, общая подача была, возможно, немного интеллигентна, если так можно выразиться.
Но тут нужно отдавать себе отчет, что перед нами все-таки не концертные порталы и не многокилограммовые напольники с россыпью разнокалиберных излучателей, а изящный шары на тонких ножках. Другими словами, обеспечить вам дискотеку на дому им вполне по силам, а милиции, вызванной разгневанными соседями, вы, возможно, и не дождетесь.
Противопоставление
Под конец о невольном сравнении. Естественно, что противопоставлять полноразмерные флагманы достаточно компактным АС было бы по меньшей мере бессмысленно — это разные колонки, но, что удивительно, с разным звуком. Некоторые компании, насколько помню, по большей части немецкие, грешат следующей особенностью: если вы слышали хотя бы одну пару их колонок — считайте, вы слышали их все. Может меняться внешний облик, характер АЧХ, динамические возможности, но характерный почерк производителя остается неизменным. И что вдвойне примечательно — я не готов назвать ни одного немецкого производителя аудиотехники, по-настоящему популярного на территории России. По какой-то неведомой мне причине они здесь не приживаются.
Так вот, характер звучания двух моделей Deluxe Acoustics различается если не разительно, то весьма существенно. Кто-то сочтет это неудобством, мол, каждый раз придется слушать приглянувшуюся пару, не надеясь на слуховую память. Но большинству, как мне кажется, такая индивидуальность придется по душе, ведь «Стабильность — признак мастерства» — это цитата из мира спорта, а мы говорим про музыку.
Вывод
Возможно, я не буду оригинален, но зато постараюсь быть предельно откровенен: вероятно, это самые симпатичные из прослушанных мною прилично звучащих колонок. Или же самые прилично играющие из виденных мною симпатичных — кому как больше нравится. А если прибавить к этому отечественную разработку, производство и, как следствие, более чем гуманную стоимость, мне совершенно нечего добавить к вышесказанному.
Достоинства: удивительное сочетание откровенно дизайнерской внешности с убедительным качеством звучания
Недостатки: отсутствие защитных сеток на динамиках
Официальный сайт: Sound Flowers DAF-350, Sound Twins DAT-200
Цена: Sound Flowers DAF-350 – 110 523 рублей, Sound Twins DAT-200 — 20 948 рублей
Паспортные данные
Sound Flowers DAF-350
Частотный диапазон: 36 Гц – 22 кГц
Чувствительность: 91 дБ
Импеданс: 4 Ома
Мощность: 110 Вт
Рекомендуемая мощность усилителя: 150-200 Вт
Габариты: 1200х390х390 мм
Масса: 13,6 кг
Sound Twins DAT-200
Частотный диапазон: 65 Гц – 20 кГц
Чувствительность: 86 дБ
Импеданс: 4 Ома
Мощность: 30 Вт
Рекомендуемая мощность усилителя: 20-50 Вт
Габариты: 320x210x210 мм