После выхода в свет теста JVC DLA-NX9 у наших читателей возникли вопросы. Чтобы ответить на них, мы обратились к первоисточнику всей информации по проекторам — российскому офису JVC Kenwood, а именно к менеджеру этого направления — Алексею Сокольскому.
— Новую линейку проекторов серии NX компания JVC впервые представила на берлинском шоу IFA в сентябре прошлого года. А первый товарный образец JVC DLA-NX9 мы смогли протестировать только после Нового года. При этом JVC DLA-NX7 и NX5, которые так интересуют потребителей, мы так и не видели. С чем связана такая задержка?
— Как ни странно, в основном, с ажиотажным спросом на наши проекторы. Сразу после выставки в Берлине стало ясно, что спрос оказался большим, поэтому необходимо модернизировать производство для наращивания объемов выпуска. Но нас подвели поставщики. В итоге, начало производства было сдвинуто на два с лишним месяца. В это время мы также дорабатывали софт, потому что в такой ответственный момент не имели права ни в чем промахнуться.
После выставки компания получила через дистрибьюторов неожиданно огромное количество предзаказов на новые проекторы, большинство из которых к ноябрю были уже предоплачены — причем полностью! Представляете, их оплатили, даже не видя проекторы в работе! Таким образом, то количество, что мы раньше продавали за десять месяцев, разошлось всего за один.
В штаб-квартире были вынуждены пересмотреть квоты для многих стран. Так что первая товарная партия проекторов попала в Россию только в январе этого года. Причем, в основном, это были NX9, которые, ввиду цены, пользовались чуть меньшей популярностью в мире. Именно этот проектор вы и смогли первым протестировать в России.
Что касается JVC DLA-NX7 и NX5, то их разбирают еще активнее с предоплатой на 100% — вот мы и не можем выделить хотя бы один аппарат для теста. Даже потенциальным покупателям их не успеваем показать — сразу после приезда в Россию их забирают клиенты.
В мае стартуют дополнительные линии по производству проекторов. Надеюсь, это выправит ситуацию с наличием наших моделей в стоке. Тогда и сможем предоставить проекторы на тест.
— Часто спрашивают о том, почему столь велика разница в цене JVC DLA-NX7 и NX9, ведь разница между Х7900 и Х9900 не была настолько большой. Короче говоря, почему JVC DLA-NX9 такой дорогой?
— Видите ли, высокий спрос на NX9 показывает, что цена полностью соответствует качеству изображения, которое способен выдать этот проектор. Кроме того, и разница между JVC DLA-NX7 и NX9 больше, чем была у Х7900 и Х9900. Фактически, JVC DLA-NX9 — это Z1 с лампой вместо лазерно-фосфорного источника света Blu-Escent, но с более мощным процессором и системой E-Shift. При этом цена у него в два раза меньше, чем у Z1, хотя это — 8К-проектор, а не 4К-модель. В общем, его цену мы считаем не просто справедливой, а очень даже привлекательной. Ведь это уникальное предложение на рынке.
— Часто задают вопрос о 8К: не рано ли? Ведь контента с таким разрешением пока нет. В таком случае, может ли быть у компании богатый опыт в этом направлении?
— На самом деле, опыт в направлении создания 8К-проекционных решений у JVC очень богатый. Ведь параллельно линейке кинотеатральных моделей мы выпускаем проекторы для профессионального применения, а 8К-проекторы — уже лет пять точно.
Сейчас в нашей линейке профессиональных проекторов три 8К-модели, две из которых — JVC DLA-VS4800 и VS4810 — построены на основе так называемых «больших» 1,27-дюймовых матриц с физическим разрешением 4096х1200 пикселей, созданных еще для первых профессиональных 4К-моделей. Источником сигнала в этих случаях служат мощные компьютеры, для которых 8К — давно уже рабочее разрешение. Также мы активно сотрудничаем с японской телевещательной компанией NHK, которая уже запустила трансляции в 8К.
— От себя добавлю, что телевизоры с разрешением 8К два ведущих производителя выпускают уже не первый год. И такая ситуация в сфере видео повторяется каждый раз в момент перехода на новый формат. Так было при переходе на формат HD Ready, при переходе на Full HD, на 4К, а сейчас — на 8К. Ведь чтобы увидеть видео с новым разрешением, нужно создать устройства, на которых его можно было бы показать. Так что распространение контента нового разрешения всегда немного запаздывает по сравнению с техникой.
Но вернемся к профессиональным 8К-проекторам JVC. В каких ситуациях они применяются?
— В разных, но всегда в особых — там, где требуются устройства с высокой натуральной контрастностью. Например, в планетариях. В одном таком японском планетарии с 8К-проекторами мы были в составе делегации из России еще в 2013 году. Кстати, наши проекторы используются и в новом, недавно открытом планетарии в Ярославле. Вы сами можете посмотреть, как они там работают.
Еще одна область, где проекторы JVC получили мировое признание — это авиасимуляторы. Наши проекторы в своих симуляторах использует, например, компания Boeing, а это — неплохой показатель. И что еще важнее для нас — сами пилоты высказываются в пользу наших проекторов.
— А что нужно проектору, чтобы его поставили в авиасимулятор?
— Проектор можно поставить любой, но вы потом не захотите лететь с этим пилотом . JVC выбирают прежде всего за высокую натуральную контрастность и высокое разрешение. Ведь что важно в авиасимуляторе? Предельно правдивая имитация реального полета. Строится полная копия кабины самолета на подвижной платформе, чтобы все ощущения пилотов соответствовали реальности. И картинка за стеклами тоже должна быть, как в жизни.
В симуляторах по всему миру используются разные проекторы, в частности, довольно много на DLP-технологии. А человеческий глаз воспринимает в 100 раз большую контрастность, чем могут воспроизвести DLP-проекторы. Вот пилоты и говорят, что в симуляторах с нашими моделями реальность модулируется лучше — картинка натуральная. И это особенно видно при симуляции ночных вылетов и посадок — все линии, детали полос, аэропортов на наших проекторах видно гораздо отчетливее.
Понятно, что эта информация нужна не для эстетического удовольствия, а для адекватного принятия решения пилотом в той или иной ситуации, ведь счет идет на секунды. Думаю, сегодня важность отработки таких решений до автоматизма ни у кого уже не вызывает сомнений. А мы, в свою очередь, делаем все, чтобы пилоты во время обучения погружались в условия, максимально приближенные к реальности.
— Это все прекрасно, но если мы говорим о домашних проекторах, для них-то 8К-разрешение не будет излишеством?
— Как раз для проекторов большое разрешение — это необходимость. Почему? Это важно для кинотеатров с большими экранами, то есть от 150 дюймов и выше. Чем больше размер экрана, тем больше размер пикселей. То есть изображение становится дискретным.
Чтобы сделать его более естественным, нужно уменьшать пикселизацию. А единственный способ уменьшить пикселизацию — это увеличить разрешение. Увеличение разрешения для проекторов даже важнее, чем для телевизоров. 8К — это возможность получить суперкартинку на большой диагонали.
— В таком случае, думаю, современному пользователю 8К-проектора важнее другого будет алгоритм масштабирования изображения из 4К и более низкого разрешения. Что вы можете хорошего (или плохого) сказать о технологиях, которые применяет JVC?
— Тут есть два аспекта. Качество изображения зависит от многих факторов: матрицы, алгоритмов и оптики. Наши алгоритмы E-shift хорошо зарекомендовали себя в моделях с Full HD-матрицами. Возьмем, например, модель Х7900. За счет качественной оптики и доведенного до идеала алгоритма наши Full HD-модели (E-shift) существенно превосходят по качеству многие 4К-проекторы (не JVC). Я думаю, это лучшая рекомендация.
Такой же алгоритм реализован и в 8К-проекторах. Кроме того, JVC DLA-NX9 использует новейший процессор разработки JVC. Он просчитывает 4К-кадры с частотой 240 Гц. И это не предел — cкажу по секрету, данный процессор разрабатывался для полной поддержки разрешения 16К.
— Какой бы вы дали совет человеку, который планирует построить себе кинотеатр с 8К-разрешением? Где ему брать контент, нужно ли искать какой-то специфический проигрыватель, и подойдет ли обычный проекционный экран?
— Я рекомендую наслаждаться тем контентом, который доступен сейчас. С проектором NX9 вы увидите 8К-картинку раньше, чем появится контент. В любом случае, 8К-кинозал — это шаг в будущее. В качестве источника сейчас мы рекомендуем использовать 4К-плееры.
Лучшими, с нашей точки зрения, являются UHD Blu-ray-плееры Panasonic — правда, они пока не доступны в России. Экран же надо выбирать с наименьшим зерном на полотне, то есть с максимально гладкой поверхностью — потому что зернистость экрана убивает разрешение.
— И последний вопрос. Как вам кажется, 8К станет обыденностью, как сейчас Full HD, и если да, то через сколько лет?
— Станет. Миру нужен прогресс. Через сколько лет? Сложно сказать. Мы уже готовы — пусть остальные подтягиваются. Когда в 2007-м году Full HD только появилось, возникли такие же вопросы. А в 2013-м мы вступили в эру 4К-видео. В 2018 JVC открыла эру 8К. Судя по всему, нормой такое разрешение станет через несколько лет.