Насколько важно соблюдать сопротивление акустики с ламповым усилителем? • Stereo.ru
Вопрос Rodomir 42 6

Насколько важно соблюдать сопротивление акустики с ламповым усилителем?

Доброго вечера уважаемым завсегдатаям!)))

Наверное глупый вопрос для тех, кто хорошо или хотя бы давно знаком с ламповой техникой, но все же, пора видимо и мне понять...

Насколько важно соблюдение сопротивления акустики и сопротивления,на которое рассчитан ламповый усилитель, в первую очередь однотактный? Для "каменных" усилителей это не очень важно и обычно лишь сказывается на мощности, но согласно найденным в нете сведениям с ламповиками все сложнее, пишут, что несоответствие сопротивления сильно влияет на звук, ресурс и режим работы ламп!

Чему верить и что искать?

P.s. последнее время перелопатил кучу объявлений, почти все ламповые однотактники рассчитаны на акустику 8 Ом, у меня же ширики 4 Ом! Те же усилители astra audio, как я понял, практически все рассчитаны на 8 Ом. Задавал вопрос продавцам - некоторые говорят неважно, другие говорят нельзя!(

Ответы

grikodina

сопротивление нагрузки трансформируется с помощью выходного трансформатора в сопротивление анодной нагрузки выходной лампы.оптимальная анодная нагрузка для каждой лампы своя.поэтому если выходной трансформатор намотан и рассчитан для нагрузки 8ом а подключена нагрузка 4ома то эти 4 ома трансформируются в меньшее анодное сопротивление для лампы а это дает изменение оптимального режима лампы.

Rodomir @grikodina

Вот этого я и опасаюсь! Скажите, а если усилитель рассчитан на 6 Ом, а нагрузка 4 Ома, это сильно скажется на лампе и звуке? Меня тут пытаются убедить, что 6 Ом универсальное сопротивление и его специально делают на некоторых усилителях, типа чтобы акустика на 4 Ома и 8 Ом не сильно влияла на результат...

grikodina @Rodomir

я бы добавил последовательно мощный резистор 2 ома к нагрузке 4 ом чтобы в сумме было 6 ом.при этом какая то часть мощность конечно теряется впустую

alexgenator @grikodina

… и при этом сильно бы ухудшил демпинг-фактор усилителя и, по сути, приблизился бы к токовому управлению нагрузкой вместо управления напряжением. Если уж так хочется увеличить сопротивление нагрузки, логичнее включить последовательно по паре одинаковых акустических систем к каждому каналу :). А если серьезно… Транзисторные усилители работают с малыми напряжениями и большими токами. А лампы - наоборот, с высокими напряжениями и малыми токами. Поэтому ламповым усилителям показана более высокомомная нагрузка. Четырехомная акустика для лампового усилителя - проблема, хотя и решаемая. В основном более дорогими комплектующими.

grikodina @alexgenator

Согласен с вами.у Rodomir наверное нет дополнительных АС поэтому 2 ома дешевле поставить чем приобретать дополнительные АС.а на звучание эти 2ома не влияют не так ли?

alexgenator @grikodina

Так в том-то и дело, что влияют. Без этого резистора выходное сопротивление усилителя - доли Ома. С этим резистором - 2 Ома. Согласования по напряжению уже не получается. В какой-то мере управление акустикой частично идет током. На звуке - отражается. Причем, в какую сторону - непредсказуемо. Нередко, если динамик управляется током, может получиться более интересный звук. А может и наоборот. При этом, в любом случае речи о правильной АЧХ по звуковому давлению не идет. Но «неправда» может звучать очень увлекательно.

grikodina @alexgenator

Резистор пассивный 2 ома он не входит во внутреннее сопротивление усилителя, он играет роль нагрузки причем нагрузка активного характера а не реактивная как динамик.2омный резистор для усилителя как нагрузка не тяжёлая потому что он имеет не реактивный характер.

alexgenator @grikodina

Входит. Поставьте мысленный эксперимент. Замените резистор 2 Ома на резсистор номиналом, например, 40 Ом. В десять раз больше, чем сопротивление нагрузки. Сравним два случая.

1. Резистор вообще отсутствует. В этом случает система будет поддерживать на акустике напряжение, которое повторят по форме входной сигнал.

2. Последовательно включен резистор 40 Ом. В этом случае система будет поддерживать на акустике ТОК, повторяющий по форме входной сигнал. Это будет совсем другой звук.

Двухомный резистор несколько смещает ситуацию от варианта 1 к варианту 2. То есть идеального управления напряжением не получается, система начинает в некоторой мере стабилизировать ток. С всеми вытекающими для звука последствиями. Появляется явная окраска, которая может оказаться благозвучной, а может - наоборот.

Резистор 2 Ом, подключенный последовательно с полезной нагрузкой, относится не к нагрузке. Он относится к источнику сигнала. Он существенно ухудшает условия согласования по напряжению и, как следствие, гробит демпинг-фактор.

Основная Ваша методическая ошибка состоит в том, что вы рассматриваете систему как статическую, на постоянном токе. А Вы попробуйте подать с выхода усилителя прямоугольный импульс. Да, резистор 2 Ом - чисто активная нагрузка. Но акустика - реактивная. Она имеет свою емкость и индуктивность. Вопрос. Прямоугольный импульс, сформированный на выходе усилителя, сохранит ли свою форму после резистоа 2 Ома? Вот именно.

grikodina @alexgenator

Нагрузка динамика комплексная величина.динамик сам по себе как фильтр нч.поэтому меандр превратится почти в минус.что 2ома что 40ом картина на осциллографе существенно не изменится

alexgenator @grikodina

Ну до синуса там очень далеко…

Усилитель мощности имеет очень низкое выходное сопротивление. Поэтому на нагрузке, подключенной непосредственно в его выходу, он будет стремиться изо всех сил поддерживать напряжение той же формы, что подано на вход. Если на входе прямоугольный импульс, то и на акустике мы увидим прямоугольный импульс (ну почти прямоугольный, все же быстродействие УМ не бесконечно). Все конденсаторы и индуктивности фильтров акустики будут заряжены мгновенно и далее будут четк отслеживать то, что подается с УМ. Это и называется жесткий контроль акустики.

Когда мы включаем между УМ и акустикой резистор, жесткого контроля акустики по напряжению уже не будет. Индуктивности и емкости фильтров будут заряжаться с некоторым опозданием, которое зависит от номинала резистора. Конечно, форма импульса останется близка к прямоугольной, но будет слегка искажена. Насколько - зависит от сложности разделительного фильтра. При этом искажения будут разные на разных динамиках: НЧ, СЧ и ВЧ. Будет также наблюдаться и некоторый разбег фаз между динамиками. А если сказать одним словом - контроль акустики по напряжению будет заметно ослаблен.

Нагрузка - это полезная нагрузка. Резистор полезной нагрузкой не является. Да, резистор плюс акустика являются суммарной нагрузкой для выходного каскада УМ. Но для полезных звуковых колебаний нагрузка - это только акустика. Резистор же - это бесполезный элемент, который в большинстве случаев ухудшает характеристики источника сигнала (УМ).

Rodomir @alexgenator

Когда мы включаем между УМ и акустикой резистор, жесткого контроля акустики по напряжению уже не будет. Индуктивности и емкости фильтров будут заряжаться с некоторым опозданием, которое зависит от номинала резистора.

А если мы говорим о широкополосной акустике без фильтров и прочих надстроек? Если провод от клемм усилителя идёт сразу на динамик? Все равно сигнал будет значительно страдать, мне кажется из описанного Вами, что нет, ну или хотя бы не настолько?! Ведь ничему заряжаться не надо, что подаётся, то и доходит сразу до динамика, только через сопротивление...

alexgenator @Rodomir

Совершенно справедливо. Все обсуждаемые эффекты сильно зависят от сложности фильтров в АС. И для АС, состоящей из одного широкополосника без фильтров, эти эффекты практически не проявятся. А для трехполосных АС с фильтрами второго порядка ситуация будет хуже. Собственно, лампам как раз и показаны широкополосники в закрытом корпусе…

grikodina @grikodina

эти фото показывают как влияют 2ома и 40 ом включенные последовательно с 2полосной АС(там нарисована эквивалентная схема АС)

Rodomir @Rim555

Да пробовать нечего, если бы было ..

Пока выбираю, соответственно надо решить, что купить. А многие усилители только с одним вариантом сопротивления и как правило не моим... У меня 4 Ом, большинство под 8 Ом, но не с проста же делают разные выходы!

Alex @Rodomir

Выскажу свою мысли по вопросу автора темы.

Как уже выше было высказано уважаемыми стереовчанами по поводу конструктивных особенностей ламповых усилителей с трансформаторным выходом! Импеданс, который указан 8 и 4Ом это означает, что вся вторичная обмотка выходного трансформатора работает на клемму 8 Ом, а отвод от половины используется для подключения 4 Ом колонок.

Но, сами производители усилителей рекомендуют владельцам экспериментальным путем определить при какой коммутации с усилителем лучше играет 4 Ом или 8 Ом АС. И очень часто в реальных условиях 4 Ом колонки играют интереснее при подключении в выход лампового усилителя на 8 Ом и наоборот, 8 Ом колонки могут звучать интереснее, при подключении в 4 Ом выходу лампового усилителя…

Так что, Вячеслав, Вы сами сможете выяснить при каком подключении Ваши колонки будут играть интереснее с Вашим ламповым усилителем…

Rodomir @Alex

Импеданс, который указан 8 и 4Ом это означает, что вся вторичная обмотка выходного трансформатора работает на клемму 8 Ом, а отвод от половины используется для подключения 4 Ом колонок.

Вы сами сможете выяснить при каком подключении Ваши колонки будут играть интереснее с Вашим ламповым усилителем…

Это все хорошо, когда на усилителе есть 2 выхода под 8 Ом и под 4 Ом! А ЕСЛИ ВЫХОД ТОЛЬКО ОДИН И ОН - 8 Ом, и выбора нет??? Вот в чем интересующая меня проблема!(

Rodomir @Rim555

Разные.

Например все Astra audio имеют по одному выходу на акустику.

Многие самоделки также не имеют разных выходов...

Вот например интересен мне был, хозяин написал, что он на 8 Ом без ОС -

Rim555 @Rodomir

Вам очень очень рекомендую, смотрите из брендовых премиум класса.

Например Ayon, Cary, Conrad johnson, Octave, BAT, Jadis и некоторые другие. Это довольно дорогие производители, но можно найти модели на рынке б/у по очень приемлимым ценам. Иначе, огромный риск попать в категорию людей, которые поддерживают байки о минусах ламповой техники.

Rodomir @Rim555

Посмотрю ещё, но у брендов или малый выбор однотактов либо цены заоблачны, а я пока не готов на большие траты, да и акустика не подразумевает этого...

Все же я подбираю усилитель для доступных ШП и поэтому смотрю не сильно дорогие модели, аппараты небольших отечественных брендов и самоделки тоже весьма привлекательны по тем же причинам.

А что бы Вы посоветовали?

Напомню, акустика - восстановленные 10ас-403 на ГД-36к, все началось с нее и желания получить интересный новый звук.

Rodomir @Rim555

Бюджет не то, что мал, не хочу пока много вкладывать. Хотелось бы получить результат делательно в пределах 30-50 тысяч. Дальше видно будет, что делать с лампой, развиваться или оставить этот небольшой сетап ради интереса и разнообразия ...

Это просто попытка дать жизнь старой интересной акустике из молодости и заодно пощупать лампу!)

Pavel-Murmansk

По идее на выходных трансформаторах отводки со вторичной обмотки на 4 и 8 (иногда и 6) Ом для лучшего согласования с акустикой. Другое дело, что не всякие колонки имеют ровный импеданс на разных частотах. Зачастую бывает обозначение 4 - 8 Ом. Так что можно на слух попробовать разные варианты и выбрать, какой больше нравится. Ламповые усилители, в отличии от транзисторных, нельзя включать без подключенной акустики. Они лучше переносят замыкание выходных клемм, чем отсутствие нагрузки. У транзисторных наоборот. Так что пробуйте подключать к разным выходам.

Rodomir @Pavel-Murmansk

Когда есть разные выходы для акустики с разным сопротивлением, то да, согласен, можно пробовать. Но много усилителей лишь с одним выходом - 8 Ом, вот и интересно, что будет при подключении акустики 4 Ом и чем это чревато с технической стороны? Вообще можно так делать и стоит ли? Или же нужно искать усилитель под акустику 4 Ом?

Alex @Rodomir

Ничего страшного не будет, можно смело включать 4 Om колонки к 8 Ом клеммам лампового усилителя. Для классического лампового усилителя и для выходных ламп нагрузкой является сопротивление первичной обмотки выходного трансформатора.

Pavel-Murmansk @Rodomir

На самом деле усилителей с одним выходом на 8 Ом немного. Другое дело, что колонки, у которых сопротивление 8 Ом на всём диапазоне 20 Гц - 20 КГц надо еще поискать. Часто оно на некоторых частотах падает до 2 - 3, а на других поднимается до 15-20. Так что всё это относительно. Ничего страшного не случится, если 4 Омную акустику подключите к 8 омным выходам. Я так сам неоднократно делал.

grikodina

"что будет при подключении акустики 4 Ом и чем это чревато с технической стороны? "-лампа будет перегружена по току но лампы выдерживают большие перегрузки.

Batareikin @Batareikin

а уже выяснил! - Срок жизни может и не изменится, но точно возникнет ряд проблем, от увеличения искажений до частотных изменений вых. сигнала.

Только авторизованные пользователи могут отвечать на вопросы, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.