Сen.grand (Чен Гранд) – китайский производитель Hi-Fi и High End компонентов, который выделяется среди прочих тем, что разрабатывает свои уникальные технологии и схемотехнические решения. Именно с такого аппарата началось моё знакомство с этим брендом. На стерео.ру был опубликован мой обзор устройства под названием DSDAC https://stereo.ru/p/ay7wz-test-tsapa-cen-grand-dsdac-1-0-deluxe-model-tehnologii-na-grani-magii.

Это ЦАП, в котором любой входящий сигнал сначала преобразуется в формат DSD с помощью фирменных алгоритмов, а уже потом декодируется в аналоговый вид. Технология очень интересная, обязательно почитайте об этом аппарате и при возможности послушайте. Качество звука превосходное и ни на что не похоже по характеру. Если сравнивать DSDAC с конкурентами из High End сегмента, стоимость его не так уж высока. Достичь критической отметки один миллион рублей можно только если добавить в комплект фирменный усилитель для наушников Silver Fox и собрать таким образом систему мечты для счастливого обладателя топовых Audeze или Dan Clark.

Для меломанов и аудиофилов, не обладающих столь солидным бюджетом, у Cen.grand тоже есть интересные и не обычные предложения. Как раз об этом и пойдёт речь. Аппарат со сложным обозначением 9i-92SA III и именем собственным «Golden thrush» («Золотой Дрозд») занимает среднюю позицию в модельном ряду. А благодаря тому, что в одном корпусе мы получаем ЦАП, усилитель для наушников, а заодно и предусилитель, обойдётся он в четыре раза дешевле, чем топовый комплект DSDAC и Silver Fox. При этом в технологическом плане, среднебюджетный аппарат не менее оригинален.

Знакомство

Знакомство начнём с общих впечатлений. Cen.grand 9i-92SA III - аппарат довольно массивный, что говорит о наличии трансформаторного, а не импульсного блока питания. Корпус выполнен из алюминия. Не только фасадная часть, как обычно бывает, а буквально целиком, включая верхнюю крышку и заднюю панель. Греется он при работе не слабо, поэтому весь корпус выполняет роль теплоотвода. Существует две версии исполнения: светло-серый и чёрный. В обоих случаях ручка громкости и отделяющий её декоративный элемент выполнены в золотом цвете. Чёрный мне понравился больше, он лучше отражает имя собственное, которые разработчики присваивают всем своим изделиям. Имя этой модели переводится, как «Золотой Дрозд». Один из видов этих птиц выглядит именно так: чёрные перья и ярко желтый клюв. А ещё дрозды — птицы певчие, так что название имеет глубокий смысл.

Особого шарма этому аппарату добавляет олдскульный флуоресцентный дисплей. С обычным ЖК, ОЛЕД-дисплеем или набором светодиодов с подписями, всё выглядело бы гораздо скучнее и прозаичнее.

Что касается функциональности, этот аппарат имеет вполне логичный и ожидаемый набор входов. Помимо целой линейки цифровых интерфейсов, есть несимметричный и балансный аналоговые входы, позволяющие, помимо прочего, подключить в систему пару аналоговых источников. Для активной акустики или усилителя мощности есть такой же набор выходов. Ну а главные выходы, это конечно выходы для наушников. Причём тут используются только крупные формы: несимметричный на 6,3 мм и балансный четырёхконтактный XLR.

С таким набором интерфейсов аппарат легко интегрируется в стереосистему в любой из ролей: ЦАПа, предусилителя, усилителя для наушников или всего сразу. Но, на мой взгляд, «Золотого Дрозда» в первую очередь разрабатывали, как основу персональной аудиосистемы для использования с компьютером или современным стримером, имеющим USB выход. Во всяком случае, именно USB-входу, ЦАПу и усилителю для наушников здесь уделили больше всего внимания.

Конструкция

Изначально бренд Cen.grand занимался созданием оригинальных видеопроигрывателей, конечно же, топового качества и было это более десяти лет назад. С тех пор ассортимент переориентировался на высококлассное аудио, а навыки делать сложные схемы никуда не пропали. Поэтому внутри 9i-92SA III очень непрост. Причём конструкция усложнена исключительно ради качества звука, а не ради удобства или расширения функциональности. В блоке питания используются два больших тороидальных трансформатора – один для аналоговой части, другой для цифровой схемы управления и индикации. Каждый тора имеет большое количество обмоток, поэтому практически каждый функциональный блок имеет индивидуальное стабилизированное питание, что минимизирует количество перекрёстных помех, шумов и прочих факторов, негативно влияющих на качество звука.

Основная часть звукового тракта начинается с цифровых выходов. AES EBU оптический и коаксиальный обслуживает контроллер AK4118, а на USB-входе используется модуль XMOS Xu208 второго поколения после которого установлен специальный чип от Silicon Labs, обеспечивающий гальваническую развязку и защищающий основную часть ЦАПа от шумов, передаваемых вместе с полезным сигналом по USB-кабелю. За коммутацию сигналов отвечает оригинальный процессор, реализованный на вентильной матрице, который не делает ни каких сложных преобразований, кроме маршрутизации цифровых потоков и расшифровки DSD, поступающего в формате DoP. Далее идут две микросхемы ЦАП ES9038Pro. В предыдущей версии 9i-92SA II разработчики использовали чипы Asahi Kasei, но в момент когда их поставки прекратились из-за пожара на производстве, произошла переориентация на продукцию ESS Technology. Это поставило перед инженерами Cen.grand дополнительную задачу, ведь ЦАПы AKM серии Velvet Sound по умолчанию звучали мягко и музыкально, в то время как Sabre от ESS в стандартной схеме включения отличаются куда более аналитичным и жестким саундом. Названия чипов в этом плане весьма красноречивы. Вызов был принят, задача была решена и от острой резкой «Сабли» разработки добились желаемого - «бархатного звука». Инженерное решение получилось простое, но эффективное. Микросхема ES9038Pro является восьмиканальной, а в 9i-92SA III их установлено две штуки по одной на канал и в каждом чипе сигнал подаётся на все восемь каналов. Параллельное включение сразу восьми выходов ЦАПа усложняет схемотехнику и повышает риск перегрева чипов, но при грамотной реализации помогает избавиться от излишней сухости и аналитичности звучания, свойственной как раз тем устройствам, где для декодирования используется по одному или по два канала. При этом сохраняется высокая детальность и достоверность звуковоспроизведения, свойственные топовой Sabre.

Регулировка громкости реализована на двух аналоговых чипах BurrBrown PGA2311 по одному на канал, поскольку, начиная с микросхем ЦАП, в устройстве соблюдается принцип «двойное моно». Кроме того, аппарат является полностью балансным. Причём в этом плане разработчики оказались настолько бескомпромиссными, что даже не использовали преобразователей сигнала. Поэтому, если аналоговый источник подключается к несимметричному входу RCA, используется только половина схемы, и сигнал на выходах тоже будет несимметричным.


Ну а самая интересная часть аналоговой схемы, это усилитель для наушников. Эта секция полностью дискретная и включает в себя четыре модуля усиления по два на канал. Нажимая кнопку Output на фасаде устройства или на пульте, пользователь может выбрать одну из четырёх конфигураций усилителя: классическую несимметричную схему, под названием Normal при которой на каждый наушник используется по одному усилительному модулю; Балансную (BTL) с традиционным мостовым включением усилителей; параллельную (Paralle) в которой усилительные модули включаются по два на канал параллельно друг другу, чтобы увеличить выходной ток без увеличения выходного напряжения, что подходит для наушников нуждающихся в высокой мощности, но не имеющих возможности балансного подключения; и самый необычный четвёртый режим под названием «активная земля» (Active G). В этом случае включение усилителей похоже на балансное, но сигнал на него подаётся не симметричный, а входы модулей усиления обслуживающих минусовой провод наушников, замкнуты на общую землю. Этот режим был реализован исключительно для того, чтобы разнообразить слуховые впечатления пользователя, поскольку характер звучания с активной землёй сильно отличается от прочих. По наблюдениям разработчиков, он лучше передаёт обертона и наилучшим образом воспроизводит вокал.

И чтобы нам окончательно не запутаться в доступных режимах, обобщу вышенаписанное. По сути, усилитель имеет два режима, подходящих для балансного подключения: истинно балансный BTL и режим с активной землёй Active G, а также два режима для обычных наушников: нормальный Normal и параллельный Paralle, дающий большую мощность при не симметричном подключении. Получается, что Если мы подключим балансные наушники, то можем послушать и сравнить между собой все режимы, а если используем наушники с большим джеком на 6,3 миллиметра, то выбирать можем, по сути, из двух: нормального и параллельного. Однако, это надо ещё проверить практикой.

Чудеса фильтрации

Рассказ о звуке начну с небольшого лирического отступления. Дело в том, что вместе с Cen.grand 9i-92SA III я взял на тест пару фильтров iFi один для USB подключения, другой - для устранения постоянной составляющей, присутствующей в сети питания. Давно хотел попробовать что-то такое в своей системе, да и недавнее знакомство с Plixir подогрело мой интерес к теме фильтрации всего и вся.

Фильтр питания работает отлично на любом аппарате с трансформаторным блоком питания. Он делает звучание более естественным и певучим. Лучше воспроизводятся длинные протяжные ноты, на верхах уходит резкость, они становятся более чистыми и прозрачными. Масштаб сцены меняется очень заметно в сторону увеличения. Поскольку постоянная составляющая неизбежно присутствует практически в любой электросети, такой фильтр буквально необходим либо в виде индивидуального модуля, либо внутри общей колодки розеток, к которой подключаются стереокомпоненты.

Эффект от фильтра USB тоже оказался весьма ощутим. Звук с ним заметно детальнее, объёмнее и богаче тембрально, особенно если подключать ЦАП к компьютеру. А ведь внутри ЦАПа стоит топовый USB-приёмник и дополнительные фильтры. Но самое удивительное, что и с источником Aurender, у которого используется высококлассный аудиовыход со своей фильтрацией, эффект от внешнего USB-фильтра тоже заметен. А на хороших наушниках ещё и эффект от замены кабеля слышно. В общем тему, USB-подключения надо будет копнуть ещё глубже. Похоже скоро будет ещё одно видео и статья по теории.

Что же касается 9i-92SA III, его я слушал, конечно же, укомплектовав всеми имеющимися фильтрами.

Звук

Если говорить о звучании 9i-92SA III, я бы разделил эту тему на две части. Первая часть, это класс качества, он без сомнения высокий. На топовых наушниках разрешение системы такое, что итоговое качество звучания частенько ограничивает уже не техника, а работа звукорежиссёра, проводившего мастеринг прослушиваемой записи. Помню, лет пятнадцать назад я тщательно отбирал CD-рипы для своей коллекции. И прослушивание этого аппарата в связке с дорогими наушниками стало одним из тех моментов, когда я понял, что поиск классно звучащих первопрессов или мягких и утончённых японских ремастеров был не напрасен.

В общем и целом, не только разрешение, но также динамический диапазон, проработка пространства, тональный баланс у Золотого Дрозда весьма и весьма хороши. Но если попытаться описать более конкретно характер его звучания, дать однозначную оценку не получится. Как мы уже поняли из знакомства с конструкцией, у усилителя есть четыре режима работы усилителя, плюс к этому шесть режимов цифрового фильтра ЦАП и два коэффициента усиления для наушников с низким и высоким импедансом, которые дают разный характер звучания. На низком усилении звуки чуть более округлые, подача музыки более мягкая. На высоком усилении звучание острее, ярче, оно более напористое и может даже быть резковатым. Производитель рекомендует использовать повышенное усиление когда импеданс наушников превышает 100 Ом. Но если вы не имеете привычки слушать музыку на экстремально высокой громкости, диапазона регулировки хватит при любой установке коэффициента усиления. А это, как вы понимаете, множит предлагаемые режимы работы усилителя ещё на два.

А вот переключатель цифрового фильтра не превратил количество настроек звука в бесконечно большое число. Все шесть режимов звучат настолько похоже друг на друга, что даже на Audeze LCD-5 я не заметил разницы, настолько существенной, чтобы можно было описать её, описать конкретными словами. Что-то еле уловимо меняется в звуке, но ничего по-настоящему значимого. Сам производитель подтверждает этот факт, хотя и не объясняет его природу. Предположу, что эффект от смены фильтров нивелирует схема с параллельным включением всех восьми каналов микросхемы ЦАП.

Главным инструментом настройки звука является переключатель режимов усилителя. Благодаря ему мы фактически имеем четыре разных усилителя в одном. В зависимости от типа и класса качества наушников разные режимы усиления проявляли себя по-разному. Для того чтобы выявить свойства, которыми обладает каждый из них без поправок на характер звучания наушников, мне пришлось переслушать довольно много моделей стоимостью от двадцати тысяч до полумиллиона. Самая простая по звучанию модель — это раритетные Fischer Audio динамические закрытого типа с деревянными чашками. Самая топовая модель - Audeze LCD-5 планары в открытом оформлении. Наушники имели импеданс от 14 до 250 Ом и все имели возможность балансного подключения. Поэтому, не погружаясь в частности, расскажу об общих впечатлениях, сформированных в ходе многочисленных прослушиваний.

Если смотреть на схемы, предоставленные производителем, подключение наушников к несимметричному выходу делает балансный режим и режим с активной землёй не функциональными. Ведь там подразумевается индивидуальное подключение минусового провода к каждому наушнику. Но, судя по тому, что я услышал, не всё так однозначно в схемах включения. На наушниках с высоким разрешением, подключённых к не балансному выходу, эти два режима несколько отличаются от прочих по характеру звучания. Получается, что, объясняя принцип работы, производитель что-то не договорил или упростил. Впрочем, это только увеличивает палитру красок, доступную пользователю, имеющему наушники с обычным джеком на 6,3 миллиметра. Но истинным перфекционистам, привыкшим бороться за каждый звук и каждую ноту, я советую сразу переходить к балансному подключению. Ведь чем выше было качество наушников, тем более заметен был приоритет этого способа подключения. Несмотря на то, что, используя режимы типа нормальный или параллельный, мы фактически переводим балансные наушники в режим несимметричных, звук на выходе XLR всё равно получался чуть более чистый, детальный и выразительный, нежели при подключении большим джеком. Всё это было абсолютно очевидно на топовых наушниках и вполне заметно при внимательном прослушивании на 880-х баерах.

Интегрированная оценка четырёх режимов усиления выглядит следующим образом: нормальный режим оказался наиболее ровный и нейтральный по подаче с любыми наушниками. Он даёт сцену, выстроенную в линию, подходит для не сложной нагрузки. Временами музыка звучит в этом режиме несколько сдержано и более отстранённо, чем в любом другом режиме.

Параллельный режим оказался самый не однозначный. В зависимости от модели наушников и характера записи он может либо отдалять центр звуковой сцены от слушателя, либо, наоборот, приближать его максимально. При построении сцены он как будто форсирует специфические свойства и наушников, и записи. Но практически всегда сцена получается широкой и объёмной. Благодаря высокому выходному току этот режим звучит более выразительно, энергично и ритмично в сравнении с нормальным, а также заметно лучше справляется со сложной нагрузкой. Если бы мои баеры не были переделаны в балансное подключение именно в параллельном режиме, я бы их и слушал. Параллельный режим особенно хорошо раскрывает минорную музыку и более сдержанно ведёт себя с мажорным материалом. В результате Роджер Вотерс подаётся очень проникновенно и убедительно, а Maroon 5 звучат немного скучновато. Прямо противоположный подход к настроению демонстрирует режим с активной землёй. Он подчеркивает область вокала и гитар, выделяя их из общего микса, добавляя этой части диапазона больше рельефа и фактурности. При этом в плане настроения этот режим тяготеет к мажорной музыке. С ритмичностью и динамикой, как и в параллельном режиме, полный порядок. Весёлые рок-н-роллы в исполнении группы Грассмейстер подаются невероятно живо и задорно. А высокое разрешение и естественность тембров делает звучание гитар очень реалистичным.

По результатам моего всестороннего исследования максимум качества обеспечивает балансный выход. Здесь наушники получают больше всего энергии. Подача музыки наиболее выразительная, как на минорной, так и на мажорной музыке. Разрешение максимальное, лучше всего проработаны тембры, сцена выстраивается наиболее объёмно и точно. Если хотите получить гарантированный результат, не вникая в детали и не подбирая режимы на слух, берите лучшие наушники из возможных подключайте к балансному выходу и включайте на усилителе балансный режим. Далее простейший выбор — режим высокого импеданса если наушники звучат тихо или хочется звучание более бодрое и чётко очерченное, режим низкого импеданса, если хочется, чтобы всё играло чуть спокойнее и мягче.

В ходе изрядно затянувшихся экспериментов с этим аппаратом я заметил удивительный эффект: любая хорошо исполненная и качественно записанная музыка в его исполнении звучит завораживающе. Чем выше класс качества наушников, чем лучше подобран режим усилителя, тем сильнее этот эффект. Но даже слушая музыку на акустике, подключённой к балансным выходам, я ощутил, как легко и быстро происходит погружение в музыку. Я воспроизводил совершенно разный материал от Майкла Джексона до группы Воскресенье и каждый раз буквально за полминуты проваливался в музыку. Каждый раз настроение и эмоции исполнителей были очень заразительными. И я понимаю, когда задуматься о вечном заставляют песни типа «Я привык бродить один» или «Не торопясь». Но когда так же глубоко пробирает танцевальная по своей форме композиция «Billie Jean» или поп-роковая «Beat It», становится очевидно, насколько глубоко и полно раскрывает музыкальный материал этот аппарат. Честно говоря, не ожидал такой степени музыкального разрешения ни от ЦАПа на основе 38-й сабре, ни от устройства такой ценовой категории в принципе. На мой взгляд, «Золотой Дрозд» от Cen.grand, это по-настоящему выдающееся устройство и крайне привлекательное в своём бюджете. Единственная тонкость — его нужно успеть распробовать, как это было в моём случае. Нужно посидеть, послушать разную музыку. Понимание ценности всех тонкостей и нюансов, которые обеспечивает этот аппарат, приходит не сразу. Но предупрежу и о сопутствующих рисках. Вернуться на систему с более простым звучанием после длительного знакомства становится проблематично. Слишком многого будет не хватать.

Мои рекомендации

Самый разумный, на мой взгляд, сценарий использования данного аппарата — создание системы для прослушивания музыки в наушниках с компьютером или любым другим источником. Поскольку именно как устройство типа всё в одном 9i-92SA III отлично себя проявляет и оправдывает каждую вложенную в него копейку. Аналоговые выходы могут пригодиться, если на вашем рабочем столе рядом с компьютером найдётся место для пары колонок или вы планируете интегрировать устройство в полноценную стереосистему и использовать его, помимо прочего, как ЦАП.

По качеству звучания я бы отнёс «Золотого Дрозда» от Cen.grand к категории топ Hi-Fi. Он заметно лучше многих среднебюджетных аппаратов, которые мне приходилось слушать. Без сомнения, существуют и ЦАПы, и усилители для наушников более высокого класса, которые более полно раскрывают возможности старших Audeze и других ультрахайэндных моделей. Но это уже кардинально другая стоимость системы, уходящая далеко за горизонт. Ценник этого аппарата не маленький, но всё-таки он не сопоставим со стоимостью автомобиля или недвижимости. Если же имеет место апгрейд и что-то из старых компонентов пойдёт на продажу, переход к топовому звуку и вовсе будет легче в финансовом плане. Я, честно говоря, задумался на эту тему.

В целом же «Золотой Дрозд» лучше всего подойдёт продвинутым любителям персонального аудио, желающим перейти в топовый сегмент качества. Тем, кто уже успел обзавестись высококлассными наушниками типа Beyerdynamic Т-серии, 800-х Sennheiser или старших Кеннертонов и столкнулся с тем, что имеющиеся компоненты не раскрывают потенциал новых наушников в полной мере. Cen.grand 9i-92SA III, это возможность разом сменить всю систему на более высококлассную. К тому же пользователю открывается широчайшее поле для экспериментов и тонкой подстройки звука под собственные предпочтения.