Банкротство компании Gibson никоим образом не предрешило судьбу всей индустрии. Электрогитара популярна, как и раньше. Так с чего же мы взяли, что инструмент потихоньку умирает? [От переводчика. В прошлом году мы опубликовали перевод статьи «Почему моя гитара тихо плачет, или Медленная тайная смерть шестиструнной электрогитары». В тексте речь шла о падающем спросе на электрогитары, постаревших рок-идолах, именитых компаниях, буквально выживающих в эти нелегкие для гитарной индустрии времена. Однако не все так ужасно — до забвения электрогитаре еще далеко. Предлагаем вашему вниманию перевод статьи, ставящей под сомнение «печальную теорию о смерти гитары»].
В последние годы в СМИ было немало публикаций о крахе электрогитары. Причиной стало падение продаж. А осенью прошлого года даже сам Эрик Клэптон предположил, что инструмент отживает свои последние дни. «Возможно, гитаре приходит конец», — сказал Клэптон, отвечая журналистам, которые ссылались на доклады о стремительном спаде спроса и многомиллионных долгах Gibson и Fender. Представители СМИ как будто в воду глядели — в мае Gibson заявила о банкротстве. Только подумайте, производитель легендарной гитары Лес Пол, на которой играют рок-звезды от Джимми Пейджа до Слэша, объявил себя банкротом. Спустя несколько дней на сайте The Guardian вышла статья «Гитаре пришел конец», а новостное издание Marketwatch предположило, что общество окончательно «разлюбило гитары».
На самом деле ситуация обстоит иначе. Во многих странах гитары начали пользоваться повышенным спросом и в целом гитарная индустрия на подъеме. Исследовательская фирма IBISWorld провела анализ рынка: по данным этой компании за последние пять лет производство гитар в США значительно выросло. Аналитики считают, что рост будет продолжаться как минимум до 2022 года. Нужно признать, современная молодежь отдает предпочтение поп-музыке и рэпу, в то время как наши родители сходили с ума по гитарным героям, однако никаких серьезных предпосылок для «гитарного апокалипсиса» нет.
Аналитики считают, что банкротство Gibson — результат неправильного поведения компании, а не крах всей индустрии. Производитель и сам признал свои ошибки. В 2014 году Gibson основательно взялась за домашнюю AV-технику — вот что загнало компанию в долги. Теперь она пытается исправиться, закрыв несколько второстепенных подразделений и оставив только гитарное производство, как это всегда и было.
«Я всю жизнь мечтал создать большую компанию вроде Nike. Я хотел заниматься не только гитарами. Мы попробовали выйти на новый уровень, купив одно из отделений Philips, но получилось не очень», — сказал генеральный директор Gibson Генри Юшкевич. Также Юшкевич добавил, что после реструктуризации компания больше не будет отвлекаться от работы, «начнет с нуля» и «полностью сконцентрируется на музыкальных инструментах». В этом есть смысл: доход индустрии гитарных инструментов в США в прошлом году составил 5,6 млрд долларов. По словам Юшкевича, Gibson нацелена стать брендом, который «воплощает определенный образ жизни», но вся дальнейшая деятельность будет связана исключительно с гитарами.
Электрогитара, конечно, стала менее популярной, чем раньше, но в целом все неплохо. Gibson, кстати, увеличила продажи на 10% c января прошлого года по январь нынешнего. Скептики забывают о невероятном спросе на акустические гитары. Возможно, акустика в моде из-за Тейлор Свифт, но кантри и американа тоже никуда не делись. По данным NAMM, всего в прошлом году в США было продано 2,6 млн гитар, в 2009 году — 300 000. Компания IBISWorld считает, что производители гитар вскоре начнут зарабатывать так же хорошо, как в былые времена.
«Гитарный рынок растет очень быстро. Как нам кажется, наша индустрия находится в своей лучшей форме. Все сконцентрировались на банкротстве Gibson, но оно не имеет никакого отношения к гитарам — в данном случае проблема заключалась в чем угодно, но не в плохом спросе на гитары», — отметил генеральный директор Fender Энди Муни.
Масла в огонь подлили и розничные гитарные магазины, включая крупные сети. У хорошо известного всем Guitar Center дела идут плохо. Большинство новичков покупают гитары в Интернете. Однако это касается не только гитар, но и других вещей — от одежды до книг. «Традиционные розничные магазины — это прошлое», — говорит Муни. Продавцы, перебравшиеся в Интернет, развиваются очень быстро. Представители Fender утверждают, что около 50% их гитар продаются в онлайн-магазинах. Специалисты IBISWorld считают, что повышение спроса на гитары позволит небольшим частным магазинам хорошо заработать. В последнее время таким продавцам не везло — с большими гипермаркетами и онлайн-гигантами вроде Amazon конкурировать крайне сложно.
В мире стриминговых сервисов правят поп и хип-хоп, но это не значит, что гитарные группы и их живые выступления исчезли. Другое дело, что производителям гитар следовало бы поискать новых покупателей. На протяжении многих лет гитарные компании ориентировались на молодых парней, но про кого они забывали? Вот в чем вопрос.
Когда Фаби Рейна (Fabi Reyna) пять лет назад только начинала развивать журнал She Shreds (пер. с англ. — «Она рубит» [на гитаре]), посвященный девушкам-гитаристам, никто толком внимания не обратил. А что мы видим сегодня? Герои былых времен стареют, зато у Тейлор Свифт есть толпы поклонниц, которые страстно хотят подражать звезде. Выходит, производители гитар просто забыли об огромной аудитории. Lindsey Jordan (группа Snail Mail), Lucy Dacus, Soccer Mommy — вот новые имена. Альбомы этих исполнительниц неплохо расходятся.
«Около года назад фирмы начали понимать происходящее,— объясняет Рейна. — Даже компания Fender начала вести со мной переговоры. Понять мышление производителя можно полистав его страницу в социальной сети — в большинстве случаев понадобится минут 20, чтобы найти женщину, играющую на гитаре». Исторически сложилось, что гитара — это мужской инструмент. Юшкевич говорит, что в 1986 году, когда он стал главой Gibson, 95% покупателей гитар были мужского пола (на сегодняшний день эта цифра понизилась до 85%).
Три года назад Fender провела опрос покупателей из Северной Америки: выяснилось, что 50% новичков — женщины. С тех пор компания дружит с артистами женского пола и часто использует в рекламе женщин-музыкантов. Кроме того, Fender решила перестать использовать только свое наследие, но и смотреть в будущее. Теперь компания предлагает инструменты с индивидуальным дизайном по заказу и опциями на выбор. «Мы стараемся угодить молодым клиентам. Когда я пришел в компанию, было решено забыть о звездах прошлого и инвестировать в перспективных музыкантов будущего», — объяснил Муни.
Изменения на рынке уже начались. Журнал Рейны растет и заключает новые партнерские соглашения с музыкальными брендами. Еще есть интересный проект под названием «Girls Rock Camp Alliance», который вносит свою лепту в развитие гитаризма среди девушек по всему миру.
Fender ко всему прочему начала развивать собственные обучающие программы. Аналитики компании выяснили, что примерно половина продаваемых ежегодно гитар приобретается новичками. Около 90% этих покупателей бросают музыку уже на первом году обучения, но 10% остаются верны своему хобби навсегда. Эти 10% потратят не менее 10 000 долларов США на гитары, усилители и аксессуары в течение жизни. Именно таким преданным любителям гитары и следует уделять больше внимания. Гитарные компании, по мнению Fender, должны «сопровождать» своих покупателей на всем творческом пути. Именно с этими мыслями Fender запустила сервис Play с онлайн-уроками за 10 долларов в месяц. После открытия сервиса продажи Fender выросли на 14%. Муни считает, что на сегодняшний день у компании есть огромный потенциал, и она способна в одиночку вдвое увеличить индустрию.
У Юшкевича (Gibson) на этот счет есть свои мысли: не стоит забывать о тех, кто любит ностальгировать. Gibson предлагает линейку дорогих гитар, посвященных легендам вроде Хендрикса, Слэша и Пейджа. В производстве этих инструментов используются специальные технологии старения дерева. Это сказывается как на внешнем виде гитар, так и на звучании и общем ощущении от игры. Некоторые такие модели стоят в районе полумиллиона долларов. «Винтажные гитары Gibson высоко ценятся. У компании есть своя база клиентов старшего возраста: эти состоятельные люди покупают самые топовые модели, о которых мечтали в юности», — подчеркнул Юшкевич.
Итак, выходит гитара все еще жива, а гитарные герои просто изменились — теперь они выглядят немного по-другому, но продолжают дело. Помимо Тейлор Свифт, есть немало других героинь-гитаристок (St. Vincent, Japanese Breakfast, Speedy Ortiz, Haim). Начинающим девушкам-музыкантам нельзя зацикливаться на одном артисте.
Наконец, не стоит забывать про классическую музыку. Шэрон Исбин (Sharon Isbin), удостоенная премии «Грэмми», открыла свое отделение в Джульярдской школе в Нью-Йорке. По мнению Исбин, в современном мире поп-музыка и классика часто встречаются друг с другом. «Джаз, поп, рок и другие альтернативные стили сделали гитару узнаваемой и любимой всеми. Этот музыкальный инструмент известен во всех странах и с каждым днем почитателей гитарной музыки становится больше. В музыкальном мире возможны любые коллаборации, и это здорово», — говорит Шэрон.
Разумеется, в гитарной индустрии есть проблемы, есть сложные задачи и постоянно нужны свежие идеи. Продажи растут, но нужно хорошо работать, чтобы удерживать покупателей. «Нужно постоянно работать над инструментами, улучшая их. — объясняет Юшкевич. — Нынешняя молодежь очень разная. Они думают по-разному, их предпочтения отличаются. Нам же приходится работать сразу для всех, набирая новых клиентов и угождая тем, кто уже с нами».
Как видите, дела идут неплохо. Компании держатся. Долг Fender составляет менее 100 млн долларов, а Gibson продает по 170 000 гитар в год в 80 странах мира. Есть от чего отталкиваться и куда двигаться.
Оригинал: Guitars Are Getting More Popular. So Why Do We Think They're Dying?