Часто можно слышать: дескать, дрянь какая — эти ваши современные песни! Душа из них ушла, мелодии ушли, все вообще ушло, рэп проклятый пришел, и мне это все «низаходит». Бывает. Сказано в Писании: красота — в глазах смотрящего!
А куда, собственно, посмотреть? А вот на жанры, которые вроде как не на слуху, не в СМИ, не очень советуются в стриминг-сервисах и не сильно продвигаются. Это всякие блюзы, вокальные джазы, southern rock, adult rock и прочее такое. На любителя. Но вот там-то как раз песня — основа всего! Давайте покопаемся в релизах новичков и старичков.
Greta Van Fleet «The Battle at Garden's Gate»
Природа не терпит пустоты. Вот пронзительный голос Роберта Планта с годами стал ниже, и появился-возник в рок'н'рольном биогеоценозе человек по имени Джош Киска, фронтмен группы Greta Van Fleet. Он голосит так, что невозможно отделаться от некого deja entendu — ощущения уже слышанного.
Конечно, про GVF все талдычат, что это-де подделка под Led Zeppelin и вообще ничего нового (как будто лысым цеппелиноманам когда-либо было нужно что-то новое), но три альбома крепких цепляющих песен — сегодня это грандиозное достижение. Что хотите со мною делайте, но это группа, которую можно слушать до цеппелинов, после цеппелинов и… и просто слушать!
Первые такты нового альбома, запев в «Heat Above» — и все, я просто хочу ее... его? Упс. Ну, существо с таким голосом. Тут и Плант, и Дженис Джоплин, и Джон Андерсон (Yes)...
Обычно меломан приходит домой с концерта ретро/трибьютной группы и заказывает в интернете не эту самую группу, а очередное переиздание «цеппелинов» и прочей классики на тяжелом виниле. Но с GVF не так: новый альбом просто весь в хороших песнях, крепких и интересных. С понятными утилитарными свойствами: тут и побеситься, и попрыгать, и медляки. За гитаристом вообще интересно следить, как он там выпиливает всякие ладовые штучки — взять хоть эпическое соло в «Broken Bells».
И да: на цеппелинов это не похоже. Ну, уже не похоже. Критиканы, опомнитесь!
Crowded House «Dreamers Are Waiting»
С лидером австралийской группы Crowded House Нилом Финном происходит какая-то мистика. Например, выходит альбом Пола Маккартни, и тут — сольник «австралийского Маккартни», то есть Финна. А теперь вот — новый альбом его возрожденной группы, великого бренда Crowded House.
Из коренных участников тут только сам Финн и басист Ник Сеймур. На гитаре — Лиам Финн, за барабанами — Элрой Финн (сыновья); на клавишах — Митчел Фрум, знаменитый продюсер, сделавший три первых студийных альбома Crowded House. Кстати, была история, как он поменял в двух песнях припевы один на другой — и обе они стали шлягерами, то есть у человека идеи иной раз круче, чем у гения Финна.
Первый студийный альбом за 11 лет экспериментален — в том смысле, в каком был экспериментальным дебютный сольник Нила «Try Whistling This» (1998). «Dreamers Are Waiting» — неформат для Crowded House в прямом смысле.
Тут есть резковатые мелодии, длинные «проговые» фрагменты, тексты со свободными ассоциациями (а Финн обычно рассказывает историю, как какой-нибудь Марк Нопфлер). Этот фолкроковый саунд и красивейшие мелодии с финновским почерком, которые на самом деле не спутаешь ни с чьими другими.
Blackberry Smoke «You Hear Georgia»
Один из главных хитов американской южно-роковой группы Blackberry Smoke называется «One Horse Town» — «Городок с одной лошадью». Он повествует о том, что если уж родился в захолустье, то лучше оттуда сбежать — и наплевать на мнение предков. Фронтмен Smoke Чарли Старр описал практически свою историю. Уехал в Атланту, там собрал Blackberry Smoke, и теперь звездит уже не первое десятилетие.
Собственно, совершенно заслуженно: классные музыканты, настоящий кантри-роковый драйв, простые и житейски-мудрые тексты песен… Может, и странно обращать особое внимание на последнее, но лично я, клянусь, заслушался именно словами, ловил всякие максимы типа «Как наркоману нужна игла, так и проповеднику нужна заблудшая душа, чтоб ее спасти». То есть альбом — как эдакий правдивый откровенный собеседник (похоже, любой альбом группы таков). По-моему, это лучше, чем какой-нибудь очередной мутный русскороковый гуру.
А еще здесь есть Уоррен Хейнс (Gov't Mule) в виде спецгостя. И жемчужина треклиста — «Old Enough», проникновенная кантри-баллада, тоже с умными словами.
Billy Gibbons «Hardware»
Ну и завершим настоящим ветераном. Гитарист-певец ZZ Top Билли Гиббонс — снова в формате трио — лабает тот же горячий хрусткий блюз-рок. Ну и чего б не делать такое и дальше вместе с ZZ Top, которые отдыхают от студии с 2012 года? Но нет, Гиббонс ищет новое с более молодым коллегой, барабанщиком Мэттом Сорумом (The Cult, Guns N’ Roses, Velvet Revolver).
Субъективно: находит! Лично мне сольники Гиббонса нравятся даже больше «топов» (правда-правда, парочку предыдущих даже взял на виниле). Они как-то одновременно и проще, и разнообразнее, и музыкальнее — и кажется, что Гиббонс тут больше раскрывается как гитарист…
Во всяком случае, на этом альбоме, уже третьем в его сольной дискографии, такие приятные соло в разном звуке, с разнообразными штрихами. И все равно основа — песни: с цепляющими внимание риффами и гимнообразными припевами. Ну что еще сказать? Вот «Hey Baby Que Paso» — идеальный хит для танцев на барной стойке.