Относительно недавнее появление бренда Schiit на аудиофильском рынке наделало немало шума. Во-первых, из-за откровенно провокационного названия, созвучного неаппетитному англоязычному словечку, ну а во-вторых, из-за смелой, если не сказать агрессивной, ценовой политики. Разумеется, пройти мимо такого интригующего и колоритного явления было практически невозможно.
Наш первый герой, а точнее, героиня из семейства, имя которого в приличном обществе нужно произносить с большой осторожностью, называется Fulla. С первого же взгляда устройство привлекает внимание не только ценником, весьма соблазнительным даже по меркам Schiit, но и на удивление миниатюрными размерами.
Шитовая экономика
По одному только названию компании (на сто процентов американской, между прочим) нетрудно понять, что ее создатели — ребята крайне ироничные. Джейсон Стоддарт и Майк Моффат — аудиоинженеры, долгое время разрабатывавшие усилители, ЦАПы и прочие компоненты в компаниях Sumo Electric и Theta Digital.
Сотворить свой, так сказать, Schiit, Джейсон и Майк решили не только ради шутки и желания потроллить далеко не эзотерическим словцом приученных к возвышенному стилю аудиофилов. По большому (извините за ассоциации) счету, они решили заставить любителей качественного звука в прямом смысле переоценить привычные ценности.
Эпатажные электроакустики не просто организовали разработку и полный цикл производства (!) исключительно на территории США, но и сумели при этом снизить стоимость компонентов до почти что провокационных значений.
Без жертв подобные эксперименты не обходятся, но бойкие калифорнийцы правильно расставили приоритеты, решив экономить не на добротности конструкции или классе комплектующих, а на вещах, к качеству звука отношения не имеющих. На дорогом украшательстве корпусов, вроде лазерной гравировки или толстого полированного метала, на богатой глянцевой упаковке и, конечно, на шумных рекламных кампаниях.
Но самое главное, была сильно упрощена сама структура торговли аппаратурой. Дистрибьюторы, дилеры, розничные сети и прочие отягощающие конечную цену коммерсанты уступили место прямыми продажами через собственный сайт. Кстати, применив похожую модель бизнеса, небезызвестная Tesla Motors довела до злобного бурления патриархальное болото традиционного американского авторынка — они тоже отказались кормить многочисленных агентов, реселлеров и прочих «незаменимых» профи.
Правда, на иностранных рынках без национального дистрибьютора обойтись куда труднее, но это исключение лишь подтверждает правило.
Шутки, боги и коробка драгоценностей
Джейсон и Майк не дураки поприкалываться не только над напыщенными конкурентами или экономическими устоями, но и даже слегка поддеть своих потенциальных покупателей. Чтобы оценить их неформальность и свободомыслие в подходе к делу, дословно процитирую кусочек официального FAQ, посвященного героине моего сегодняшнего рассказа:
— Могу ли я использовать более навороченный кабель, чтобы улучшить звучание?
— Вы можете делать все, что захотите, включая танцы при луне и принесение небольших, желательно воображаемых, жертв аудиофильским богам.
— Нет, серьезно?
— Мы серьезно.
Кстати, наверное, пора объяснить, почему я упорно говорю о ЦАПе с усилителем для наушников в женском роде. Дело в том, что Fulla — имя одной из богинь в древнескандинавской мифологии. Викинги изображали ее в образе миловидной девушки с распущенными волосами, неизменно державшей в руках небольшую коробочку из ясеня. В ней она хранила драгоценности своей старшей сестры — жены Одина и самой могущественной северной богини Фригг.
Как видим, помимо иронии, самоиронии и экономического новаторства, шиитовцы могут похвастать и познаниями в области скандинавского народного эпоса. Ну а теперь самое время выяснить, насколько оригинально звучит созданная ими аппаратура.
Кредо: ничего лишнего!
Материалы — штампованная сталь и тонкий алюминиевый лист, причем при крайней незатейливости конструкции (а значит, и простоте сборки), внешне устройство выглядит на удивление добротно и симпатично. По миниатюрности устройство вплотную приближается к USB-донглам, однако к источнику цифрового сигнала оно подключается с помощью кабеля.
В плане коммутации наблюдается практичность, граничащая с аскетизмом: только порт mini USB и 3,5-миллиметровый джек для наушников. Зато на верхней панели шириной 3 см нашлось место для барабанчика самого настоящего аналогового регулятора громкости.
Что же у нее в шкатулке?
Какие именно драгоценности хранила Fulla в своей шкатулке, древние скандинавы не уточняли, но из содержимого современного артефакта разработчики секрета не делают. Итак, внутри установлен хорошо известный ЦАП AK4396 производства Asahi Kasei, поддерживающий частоты дискретизации вплоть до 216 кГц, а также потоки DSD (официальная информация по частотам дискретизации отсутствует). Кроме того, внутри обнаружились низкошумящий операционник Analog Device ADA4610 (в роли активного фильтра) и сильноточный усилитель TILMH6643. Порт USB 2.0 реализован на пользующемся отличной репутацией в плане борьбы с джиттером чипе C-Media CM6631.
Все компоненты аккуратно распаяны на ярко-красной плате, на ней же смонтированы оба разъема. На одном из британских форумов народ всерьез обсуждал, почему разработчики не применили более новый и компактный разъем MicroUSB, но, на мой взгляд, это совершенно очевидно: повышенная физическая прочность вполне оправдывает необходимость держать в комплекте с ноутбуком дополнительный шнур. Тем более, несмотря на шуточки разработчиков относительно навороченного кабеля, его класс, как выяснилось, определенное значение все же имеет. Но обо всем по порядку.
Компаньон для богини
Основная фишка Fulla, конечно же, сверхкомпактность, а потому (еще до получения заветной коробочки) я представлял себе, как с ее помощью устрою тест воспроизводящего софта для Android. Увы, эти планы не сбылись, хотя формально с мобильными операционками устройство совместимо. Дело в том, что подавляющее большинство мобильных гаджетов выдать на разъем MicroUSB требуемые 0,8 Вт попросту не способно. Я пробовал подключить коробочку к смартфону Sony Xperia Z5 Compact и к планшету Samsung Galaxy Note 10.1 — увы! По словам обладателей iPhone, у них подобные попытки проходили с тем же успехом.
Справедливости ради нужно заметить, что на сайте Fulla данная тонкость подробно описана, а как известно, предупрежден — значит вооружен. В нашем случае вооружиться придется USB-хабом с внешним питанием. С ним система действительно начинает работать, однако лично я не вижу никакого смысла городить такой огород, слишком уж громоздкой получается конструкция. С тем же успехом можно подключить телефон к более крупному ЦАПу с внешним питанием, вроде NuForce Icon DAC, который я, кстати, использовал для сравнительного анализа саунда при прослушивании.
Итак, в реальности наиболее логичные компаньоны для Fulla не смартфоны, а ноутбуки, в совместимости с которыми никаких проблем замечено не было.
Биты и децибелы
По информации AsahiKasei, AK4396 — ЦАП с дельта-сигма модуляцией, однако его схемотехника не допускает появление характерного шума квантования, а стало быть, исключает необходимость дополнительных внешних цепей для борьбы с ним. У ЦАПа нативное отношение сигнал/шум 120 дБ (взвешенное), а на выходе самого устройства заявленное значение 101 дБ. В чип встроен 256-ступенчатый цифровой аттенюатор, но, как я уже упоминал, в нашем случае регулировка громкости полностью аналоговая.
На звучании это сказывается весьма позитивно, хотя на совсем небольших уровнях громкости баланс почему-то заметно смещается к левому каналу. А вот с точки зрения эргономики к реализации управления громкостью есть вопросы. Крутить небольшую «таблетку» удобно и приятно, однако в процессе переноски она легко может вывернуться сама на максимум, благо ход легкий, а рабочий угол относительно небольшой. Заметить данный факт трудно, поскольку кроме малюсенькой точки никаких маркеров на корпусе не предусмотрено. Одним словом, при включении берегите уши — особенно это касается владельцев низкоомных наушников.
Цифровые потоки Fulla поддерживает вплоть до 24 бит/96 кГц, включая «удвоенный» режим 24 бит/88,2 кГц. Предчувствую горестные стоны и недовольные возгласы ценителей экстремальных битрейтов и смело посылаю их поискать более объемные коробочки с Шиитом — в каталоге есть модели, которые подойдут вам куда лучше.
Звуки и чувства
Для начала я решил сравнить звучание Fulla со встроенным звуковым трактом ноутбука MacBook Pro (2013 год выпуска), а заодно и проверить обоснованность стеба разработчиков относительно дорогих кабелей USB.
Итак, по сравнению с далеко не самым отсталым встроенным звуком от Apple, разница оказалась весьма внушительная. Звучание стало куда более детальным, по-хорошему весомее заиграли басы (и это на 0,8 ваттах-то потребляемой мощности!), встала на место обертональная аура вокалисток (у которых она, разумеется, есть). Порадовали улучшения в разделении по каналам и динамике на высоких и особенно средних частотах. Одним словом, результат крайне позитивный и, что особенно приятно, сохраняющийся на низкоомных наушниках. Это, кстати, прямое следствие низкого выходного сопротивления, паспортное значение — 0,4 Ом.
Что касается межблочников, то я бы не сказал, что замена штатного кабеля на QED Performance сколько-нибудь ощутимо изменила характер звука. Возможно, высокие стали чуть светлее или просто сработало самовнушение. Так что же, проглотить подколку ироничных калифорнийцев? Нет, нас так просто не возьмешь! Меняю коротенький 5-сантиметровый штатный «хвостик» на полутораметровый брутальный кабель, проложенный у меня под столом параллельно силовым проводам — обычно я через него велокомпьютер заряжаю. И сразу убеждаюсь, что шутки шутками, а на частоте дискретизации 96 кГц полтора метра неважного экрана и бог весть как очищенной и скрученной меди таки могут ухудшить и прозрачность, и нюансировку. Так-то.
Сравнение с куда более массивным (и примерно в четыре раза более дорогим) NuForce Icon DAC, разумеется, выявило кое-какие спорные моменты в подаче музыкального материала. Однако в целом абсолютно не испортило первого впечатления от звучания нашего малыша. Да, он не слишком уверенно справляется с многоголосием джазовой меди, норовя подать ее чуть грубее и однообразнее, чем она реально записана. Чувствуется (насколько об этом можно судить в наушниках), что пространство сцены несколько поджато и по ширине, и в глубину, а рельеф акустической гитары немного растушеван.
С другой стороны, естественность и теплота вокала, открытость на средних частотах и бодрая ударная ритмика, почти не теряющая напора даже на высокоомной нагрузке. Характерный почерк дельта-сигма модуляции иногда ощущается, но в данном классе я бы не назвал его легкие проявления проблемой. Скорее, узнаваемый стиль.
Переводя все эти тонкие нюансы на прозаический язык денег, я бы сказал, что, судя по характеру звучания, примерно на две своих стоимости Fulla уж точно играет.
Миссия богини
Подводя краткие итоги нужно констатировать, что Schiit Fulla вряд ли станет оптимальным выбором для любителей «хай-энда в кармане» или же для адептов бескомпромиссного хайреза. С другой стороны, по сочетанию миниатюрности, гуманной стоимости и приятного сбалансированного звучания эта коробочка может стать отличным способом приобщения к качественному саунду для огромного числа людей, которые музыку с компьютера слушают регулярно, но погружены в нее не настолько, чтобы отдавать половину стоимости ноутбука за увесистое, разлапистое устройство с отдельным источником питания. И кто знает, возможно, именно скромное очарование юной богини подвигнет некоторых из них сначала купить наушники получше, а уж затем задуматься и о коробочке помассивнее.
Тестовый сетап: Ноутбук MacBook Pro; стационарный компьютер с внешним интерфейсом NuForce Icon DAC; наушники Sony MDR-7509 (динамические, 24 Ом, 107 дБ) и Sennheiser HD 650 (динамические, 300 Ом, 103 дБ); USB-кабель QED Performance.
Миниатюрность, качество сборки и комплектующих, аналоговая регулировка громкости, способность справляться с достаточно высокоомными наушниками.
Сложности с подключением к мобильным гаджетам, отсутствие маркеров регулировки громкости и индикации режимов работы.
10490 руб.
Воспроизводимые частоты: 20 Гц — 20 кГц (-0,1 дБ); 2 Гц — 200 кГц (-3 дБ)
Макс. мощность (16/32/50/300 Ом): 250/200/175/40 мВт х 2 (RMS)
Коммутация: mini USB, аналоговый выход 3.5 mm jack
КНИ: <0,004% (20 Гц — 20 кГц, 1 ВRMS)
Интермодуляционные искажения: < 0,005% (CCIF)
Сигнал/шум: >101 дБ (взвешенное, 1 В, RMS)
Взаимопроникновение: < -67 дБ (20 Гц — 20 кГц)
Потребляемая мощность (типовая): 0,8 Вт
Размеры: 63 х 30,5 х 11 мм
Масса: 140 грамм, без упаковки — 85 грамм.