Иерархию акустических систем в наше время можно считать сложившейся. Где-то на периферии зрения растет электростатическая экзотика. В центре же, независимо от наличия усилителя или Wi-Fi, колонки используют классическую схему разгона драйвера. И все-таки одна компания делает это по-своему.
Доминирующее положение сейчас занимают АС с фазоинверторными корпусами, которые значительно потеснили закрытые конструкции. Перво-наперво проясним, чем фазоинвертор помогает колонке? Этот нехитрый акустический прием эксплуатирует резонанс трубы в корпусе, когда требуется воспроизведение ниже рабочей частоты спикера. Таким образом, колонка как бы «дышит» вместе с динамиками. Разумеется, подобная схема будет иметь большую чувствительность (т.е. отдачу по громкости при одинаковом подведенном сигнале), чем закрытый ящик. Однако при всей своей наглядной эффективности, контроль баса в фазоинверторных системах оказывается гадательным делом.
Британская компания PMC (Professional Monitor Company) решила не довольствоваться стандартным «скворечником» в корпусе — она вложилась в исследование продвинутого фазоинвертора сложной конструкции, получившего впоследствии название «трансмиссионной линии». Вот на ней, родимой, все и заработало.
Двадцать пять лет трудов бренда-перфекциониста пришлись по душе профессиональной индустрии: в послужном списке PMC есть даже премия «Эмми» за достижения в области звукозаписи. Студийные модели этой компании числятся на балансе у Capitol, EMI, Decca, Warner Music, Chesky Records и BBC Radio. Продукцией PMC пользуются Питер Гэбриэл, Элтон Джон, Адель, Coldplay и многие другие. На их колонках мониторили, например, звук в блокбастерах «007: Спектр», «Темный рыцарь», «Титаник», сериал «Игра престолов».
ATL и Laminair: после лабиринта все параллельно
Домашняя линейка акустических систем twenty5 выпущена в честь юбилея PMC и понятно, что здесь производитель постарался взять наиболее эффектный аккорд. Глава компании Питер Томас изданию Hifipig описал twenty5 так: «Мы создали нечто особенное для любителей музыки во всем мире, так как наши новые АС позволяют вам чувствовать музыку, а не просто слушать ее». Лидер Status Quo, Фрэнсис Росси, там же высказался о новой линейке еще более эмоционально: «Они чертовски хороши!»
Серия заряжена семью моделями — двумя полочниками, центральным каналом, сабвуфером и тройкой разнокалиберных напольников во главе с 3-полосным флагманом twenty5.26. Главная особенность линейки связана с апгрейдом фирменной конструкции ATL (Advanced Transmission Line, т.е. «прогрессивная трансмиссионная линия»), которая работает в связке с технологией Laminair.
В корпусе колонок с помощью внутренних перегородок построен длинный лабиринт с выходом в передней части (за исключением сабвуфера). Наполнителем для лабиринта служит особый демпфирующий материал, который поглощает почти все частоты, излучаемые динамиками внутрь. Исключение составляет только самый нижний бас. Лабиринт минимизирует призвуки корпуса, обеспечивает линейность фазовой характеристики и, что самое главное, способствует получению более глубоких, артикулированных и быстрых НЧ по сравнению с обычными конструкциями аналогичных габаритов. Производители и рецензенты подчеркивают, что спикеры twenty5 можно слушать на низких уровнях громкости без потери баса.
Выходной порт линии использует технологию Laminair и содержит изогнутые ребра-рассекатели, понижающие турбулентность выходящего потока воздуха. Благодаря этому удается устранить шум на выходе и обеспечить более равномерное и быстрое движение воздушной массы — так называемый «ламинарный поток», т.е. упорядоченное движение частиц воздуха по параллельным траекториям.
Авторство разработки принадлежит сыну Питера Томаса — руководителю отдела разработок PMC Оливеру Томасу (Oliver Thomas), который ранее занимался проектами, связанными с Формулой-1. Наблюдательный Оливер применил здесь те же аэродинамические принципы, которые используются при проектировании гоночных болидов.
«Я работал в Формуле-1, где аэродинамика имеет решающее значение для производительности, — объяснил Оливер. — Я осознал, что подобные принципы проектирования могли быть использованы для улучшения нашей технологии ATL, потому что в обоих случаях турбулентность действует как тормоз. Если бы мы смогли уменьшить турбулентность на выходе, то получили бы более эффективную систему. Мы ведь достигли большого успеха, когда применили эту технологию в нашем передовом профессиональном мониторе QB1, который должен был справляться с перемещением больших масс воздуха от четырех 10-дюймовых драйверов с подаваемой на них мощностью более 4000 Вт!»
Динамики: целлюлоза и стекловолокно на эпоксидке
Все модели серии используют 27-мм твитер, разработанный норвежской компанией SEAS, с охлаждающей ферромагнитной жидкостью и мягким тканевым куполом из материала Sonolex. Все вместе это гарантирует ровное и открытое звучание. Купол защищен перфорированным полированным грилем, при разработке которого для получения оптимальной диаграммы направленности и трехмерного стереообраза применялось компьютерное моделирование.
«Он базируется на конструкции качественного твитера, который использовался в предыдущей серии twenty, но отличается некоторыми тонкостями в настройке, поскольку мы подкорректировали геометрию гриля с целью улучшения дисперсии и создания гораздо большей по объему звуковой картины», — отмечает Оливер Томас.
Среднечастотный 50-мм драйвер стоит только в топовой модели twenty5.26. Излучатель оснащен мягкой купольной диафрагмой и способен передать не только прозрачность и чистоту, но и эмоциональный характер любого вокала. СЧ-драйвер также обеспечивает широкую, хорошо сбалансированную сцену.
Вуферам и мидвуферам уделили особое внимание. Их длинноходные диффузоры изготовлены из материала g-weave, представляющего собой смесь целлюлозы и мелкоплетеного стекловолокна, пропитанного эпоксидной смолой. «В процессе тестирования мы обнаружили, что данный материал значительно прочнее бумажных конусов и обеспечивает при этом такое же чистое, неокрашенное звучание, — констатирует Томас. — Магнит и привод системы были оптимизированы для достижения более линейных характеристик. Этот динамик на 80% мощнее басовых драйверов предыдущей серии twenty». Такой конус превосходит обычные бумажные диффузоры по жесткости, необходимой для минимального окрашивания саунда. Все динамики имеют цельное литое шасси.
Кроссовер: послушать и выбрать
Схемы кроссоверов для twenty5 со спадом НЧ в 24 дБ на октаву были созданы с помощью компьютерного моделирования. Их платы из стеклотекстолита соответствуют качеству продуктов военной промышленности и обладают толстыми широкими медными дорожками с минимальным сопротивлением. Каждый элемент фильтров подбирался опытным путем посредством многочасового прослушивания и устанавливался в точно рассчитанное место (во избежание наводок от соседних деталей).
Здесь присутствуют металлизированные полипропиленовые конденсаторы Solen, катушки с низким уровнем потерь и другие качественные комплектующие. Внешняя «зеркальная» монтажная плита, к которой крепятся две винтовые клеммы, выполнена из нержавеющей стали и обладает магнитной инертностью, чтобы исключить взаимодействие с элементами фильтров. Клеммы изготовлены из очищенной меди и покрыты родием.
Корпус: пять градусов для большей точности
Лицевые и тыльные панели корпусов всех АС серий имеют наклон назад в 5 градусов с целью улучшения фазолинейности (т.е. точного согласования звучания динамиков по времени). В качестве материала используется древесноволокнистая плита высокой плотности HDF, при этом корпусы имеют стенки более толстые, чем у спикеров предыдущей серии twenty. Отделка выполнена с помощью натурального шпона (дуб, орех, винный Amarone или черный глянец Diamond Black).
Внутренняя часть кабинета тоже обклеена натуральным шпоном. Основания напольников оснащаются антирезонансными металлическими пластинами-стабилизаторами, в которые сверху вкручиваются шипы из нержавеющей стали. Грили, обтянутые акустически прозрачной тканью, крепятся к корпусам с помощью скрытых магнитов.
twenty5.21 и twenty5.22: на полках и на стойках
Предназначенная для малых и средних по площади помещений компактная модель 21 (чуть более 16 см в ширину) обращает на себя внимание быстрым прозрачным звучанием и весомым, хорошо проработанным, благодаря технологиям ATL и Laminair, басом. Старший полочник 22 предназначен для более просторных помещений, так как имеет более габаритный корпус и крупный СЧ/НЧ-излучатель: 6,5 дюймов против 5,5 дюймов. Выход акустического лабиринта у обеих колонок находится в нижней части. Частота разделения кроссовера для twenty5.21 и twenty5.22 составляет 1,8 кГц. Верхняя граница частотного диапазона достигает 25 кГц, а нижняя, соответственно, 46 и 39 Гц. Вес моделей: 6 и 10 кг.
PMC разработала стойки, которые помогают оптимизировать звучание АС. Стойка сочетает в себе жесткую структуру, антирезонансные материалы и имеет две опорные колонны, прикрепленные к основанию с шипами. Одна из них хорошо демпфирована и позволяет спрятать там акустический провод, а во вторую можно засыпать балласт для повышения отдачи по НЧ.
Рецензенты отмечают нетребовательность полочников к месту установки, но указывают, что подобная конструкция достаточно требовательна к подбору электроники: не с каждым компонентом эти британские мониторы раскроют свой потенциал.
twenty5.23, twenty5.24 и twenty5.26: мурашки по коже
Узкие, чуть наклоненные назад силуэты удивляют несоответствием скромных размеров и полновесного масштабного саунда. Напольники 23 и 24 имеют двухполосную конструкцию, а флагман рассчитан на три полосы и дополнен 50-мм купольным СЧ-драйвером. Размеры басовых динамиков, соответственно, — 5,5, 6,5 и 6,5 дюймов. Все АС имеют по два выходных порта линии ATL и по одной паре винтовых терминалов.
Колонки отличаются по габаритам, длине акустического лабиринта и весу, поскольку предназначены для разных по площади помещений. Верхний предел АЧХ добирается до 25 кГц, а нижние границы составляют, соответственно, 28, 27 и 27 Гц. Спикеры обладают разной чувствительностью: 86,5, 89 и 86 дБ. Что касается фильтров, то модели 23 и 24 имеют одинаковую частоту разделения в 1,8 кГц, а флагман отличается показателями в 400 Гц и 4 кГц.
Рецензенты напольных twenty5 отмечают динамику и уверенный контроль колонок даже на высокой громкости. Майкл Лэнг (Michael Lang, журнал Stereo Magazine) о twenty5.23 написал следующее: «Настолько чистый и глубокий бас в сочетании с утонченным и естественным воспроизведением — мурашки по коже! Они были главным выступлением на нашем шоу».
Мнение обозревателя Эль Хефе (El Hefe) о PMC twenty5.24 при прослушивании трека Дэвида Элиаса (David Elias) «Rodeo on A Ridge» в формате DSD: «Проигрывание DSD-файлов на 24-й модели — настоящее удовольствие. Для меня это оказалось самым ярким моментом теста. Песня несложная, мягкая, приятная. Гитары, бас и вокал. Каждая басовая нота отчетливо слышна, в то же время разделение между соло-гитарой и ритм-гитарой вполне очевидно. И вокал… чистота в лучшем своем проявлении с глубоким акцентом на передаче эмоций. Модель 24 воспроизводит этот трек с безукоризненной музыкальностью. Общий пространственный характер звучания склонялся к теплой и большой звуковой сцене без ослабления в басовой полосе частот. При воспроизведении подобных записей требуются акустические системы, которые не пренебрегают важностью басовых нот».
twenty5.C: в центре сцены
Кабинет twenty5.C соответствует по дизайну остальным моделям серии, имеет два порта ATL на фронтальной панели с технологией Laminair и оснащен двумя 5-дюймовыми СЧ/НЧ-драйверами с диффузорами g-weave, между которыми расположен 27 мм твитер с куполом Sonolex.
Громкоговоритель чисто, прозрачно и реалистично передает диалоги, а также обеспечивает объем и ударный панч при озвучивании динамичных сцен в кино, гарантируя при этом глубокий и динамичный бас.
twenty5.sub: с самых низов
Модель получила хорошо демпфированный узкий корпус с небольшим наклоном назад и черной глянцевой отделкой. Отверстия лабиринта ATL (с Laminair) выведены в его тыльную часть. На фасаде друг над другом установлены два 6,5-дюймовых вуфера с g-weave-диффузорами, способные «качать» бас вплоть до 22 Гц.
В заднюю панель встроен аналоговый вход XLR и разъем AES (XLR), позволяющий принимать цифровой сигнал в разрешении до 24 бит/192 кГц. Данные разъемы дублируются аналогичными выходами.
Внутрь кабинета помещен 400-ваттный усилитель класса D с ультранизкими искажениями. Присутствует параметрический EQ, есть возможность изменения коэффициента усиления и фазы, имеются настраиваемые фильтры с выбором частоты среза и крутизны спада.
Сабвуфер одинаково хорошо справляется с саундтреками и воспроизведением музыки, так как имеет быстрый, музыкальный и детальный бас.
Три мнения
Панайотис Каравитис (Panagiotis Karavitis) в тесте серии twenty5 для сайта parttimeaudiophile.com рассказал: «Я никогда не слышал такой чистоты и точности звучания от PMC, даже при прослушивании их крупных профессиональных моделей. От всех этих неприятных турбулентных завихрений, выходящих из порта трансмиссионной линии, не осталось и следа; саунд был гораздо более четким и определенным».
Сайт hifilounge.co.uk о звучании серии twenty5: «С одной стороны они очень точны, выразительны, весьма показательны, открыты и детальны, но самое важное для нас — их чрезвычайная музыкальность и способность вовлекать вас в прослушивание записи, помогая полностью раствориться в музыке».
Пол Кларк (Paul Clark), владелец дилерской сети Hi-Fi Lounge, которая сотрудничает с PMC отметил: «На самом деле я никогда не задумывался о том, что модели оригинальной двадцатой серии могли бы быть улучшены, тем не менее, PMC усовершенствовала их буквально во всем: они стали более живыми, подвижными и открытыми, разделение каналов улучшилось, бас стал глубже».