Инженер по радиооборудованию в холдинге «Газпром-медиа», звукорежиссер, музыкальный техник, меломан и аудиофил, построивший дома идеальную цифровую систему, рассказал нам о том, что больше всего ценит в звуке и почему в конце концов все-таки купил себе проигрыватель винила.
— Как музыка появилась в твоей жизни?
— В нашей семье главным любителем музыки был отец, и у нас, сколько помню, всегда была приличная аппаратура — усилитель и проигрыватель NAD, колонки Wharfedale, KEF, Monitor Audio, и всегда повсюду лежали диски — от джаза и Тома Уэйтса, до хип-хопа, тяжелого металла и группы Korn. Хотя отец по профессии простой рабочий, бригадир, он очень серьезно относился к музыке, и я как-то все, что он приносил домой, тоже впитывал.
— А сам ты когда начал сознательно относиться к тому, что слушаешь?
— Музыка всегда играла в доме, но в какой-то момент я действительно осознанно сфокусировался на дисках и стал целенаправленно слушать прогрок — Yes, Jethro Tull, начал смотреть, слушать, читать, ходить в магазины. Первым собственным диском стал альбом Jethro Tull, а к 11 годам я уже собрал 11 альбомов этой рок-группы. В местном музыкальном магазинчике у нас в Норильске я зависал с утра до вечера. Хорошо знал продавца — он мне ставил разную музыку. Мы с ним исследовали новые жанры, ведь интернета тогда не было. Я слушал осознанно, уже тогда понимал, что если сразу не понял, то это не значит, что это плохо, надо еще послушать.
— А в какой момент ты вообще стал следить за качеством звука?
— Дело в том, что определенный уровень качества я с самого начала воспринимал как должное, то есть отцовская аппаратура задавала некую планку, и я просто не знал, как иначе может быть. Только потом обнаружил, что у людей дома, как правило, стоят какие-то убогие музыкальные центры, и стало понятно, что это я слушать уже не могу.
— Так возник интерес к аудиотехнике?
— Кроме дисков, дома были стеллажи с журналами Stereo&Video, «Аудиомагазин». Я читал в журналах про объем звука, пространство, сцену — все это меня очень интриговало. И была там в том числе статья про колонки Sonus Faber — в том духе, что можно купить мечту. Причем автор явно пребывал в искреннем восторге, ни слова критики.
В родном Норильске магазинов с серьезной техникой не существовало, так что, когда переехал в Москву, первым делом пошел в салоны слушать топовые аппараты, чтобы узнать, что же там за сцена такая. Денег, конечно, никаких не было. Но в салоне SPL мне 2 часа дали послушать акустику Sonus Faber — собственно, ту самую, о которой я читал и которую в итоге и купил. Помню, сел, включил свою музыку, и вроде поначалу все звучало как обычно, а потом то ли сознание включилось, то ли усилитель прогрелся, но я вдруг увидел сцену, почувствовал эту глубину звука. Это меня очень впечатлило. Можно сказать, что, услышав тогда Sonus Faber, я сразу нацелился на них.
В тот момент, впрочем, денег у меня не было, а цена, конечно, на них бешеная, купить такие колонки я не мог. При этом я понимал, если куплю что-то компромиссное, все равно буду недоволен. Я вообще стараюсь либо покупать лучшее, либо вообще не покупать. Чтобы не заниматься потом сменой, продажей старого и т.д. В тот момент я сначала купил наушники для телефона. Просто пришел в Doctorhead и попросил самые хорошие наушники для портатива — посоветовали Audio-Technica, и в самом деле наушники хорошие оказались.
— Получается, выбор акустики был сделан сразу и навсегда, неужели не было вариантов?
— Ну были, конечно, я много работал на студиях, много слушал разной акустики — Dynaudio, Genelec, но последние слишком яркие, на мой вкус, а у Dynaudio вроде все хорошо, но как-то не оставляет ощущение, что чего-то не хватает.
В какой-то момент примерно полгода у меня дома жили студийные мониторы Focal со сдвоенными динамиками, они играли красиво, но тоже не совсем так, как мне мечталось. В тот период у меня появился мой предусилитель, на самом деле это профессиональный микрофонный предусилитель с ЦАПом на борту. Железка приличная, звук чистый, на студиях их часто используют. В нем есть эквализация, которая на слух не ухудшает звук, и я ее использую, потому что помещение надо корректировать в любом случае, а захламлять и без того маленькую комнату басовыми ловушками не хочется. Поэтому приходится колдовать программно. Сейчас это, наверное, самое слабое звено в системе, но пока служит. Ну собственно источник звука — компьютер. Я с самого начала не планировал покупать диски, эра уже цифровая, начали появляться 24-битные записи, и смысла в цифровом физическом носителе я не вижу.
«Фокалы» — это, конечно, был большой шаг вперед — многое раскрылось, но звук «сонусов» навсегда отпечатался в памяти и не давал покоя. Кроме того, профессиональные мониторы Focal все же больше заточены под верную частотную характеристику, чем под красоту сцены и объем. А я слушаю хоть и разную по жанрам, но в основном медленную музыку, где не так много происходит движения, зато малейшие атмосферные нюансы очень важны.
— Что влияло на твой музыкальный вкус?
— Ну, во-первых, та музыка, что звучала дома. Но, наверное, это не было аксиомой. Брат вот мой ушел в тяжелую музыку, слушает и играет сам в стиле маткор. А я в какой-то момент открыл для себя, например, Ника Кейва и очень проникся, читал и переводил тексты, слушал запоем. Ничего подобного в нашей музыке, конечно, нет.
Много открытий я сделал благодаря работе на сцене. Я повстречался буквально со всеми звездами, от «Агаты Кристи», до Muse и Jessie J, и очень многое понял и про отношение к звуку (люди вплоть до фазы в розетке все выверяют), и про отношение к исполнению. Собственно, ту же Jessie J я бы сам и слушать не стал, но когда поработал на сцене с ней и увидел, как это все работает живьем, был потрясен. Оказалось, что и альбомы у нее очень сложные на самом деле.
— Я так понимаю, что жанрово у тебя разнообразные интересы?
— Да, я зацепил и R’n’B, и IDM, а к классике пришел через Жака Лусье — у отца был диск Plays Bach, и я его очень любил. И вот я, помню, пошел в филармонию в Норильске, где играли Баха, и узнал тут же первую композицию с диска — я же помнил каждую ноту, накатил восторг, нога затопала, а люди вокруг сидят, зевают, совсем не понимают этой красоты. Ну и так я пошел в джаз и классику.
Джаз, правда, я люблю инструментальный, и мои герои более припопсованные, современные артисты, типа Бреда Мелдау. До старых я еще не добрался, вот подвинусь к винилу и начну копать — музыка серьезная, надо сидеть вникать, тратить время, а там огромные дискографии.
Плюс — много разных жанров меня интересует одновременно. Но так или иначе, это, наверное, темперамент, но я люблю медленную, неспешную музыку. Гости мои вечно жалуются, что, мол, сколько ж можно твоей тоски! А мне в радость.
— Что было после Focal?
— А ничего не было. Когда брат наконец забрал их на студию, я жил вовсе без акустики, а тут дело пошло к тому, что появится ребенок, и я понял, что он должен расти с хорошим звуком. Жена меня тоже в этом, к счастью, поддерживает — я сразу сказал, что не хочу дорогую машину, а вот дорогие колонки мне нужны.
В общем, я снова прошел по всем салонам в Москве, переслушал все бренды. Были удачные связки, например, Focal и Audia ight топовые очень красиво звучали, но все же не так, как мне хотелось. Референсный Moon неплох, NAIM послушал — тоже интересно, но не то. Electrocompaniet, Т+А... Многое переслушал. Вся эта аппаратура, конечно, играет на хорошем уровне за эти серьезные деньги. Но не смогла дать мне то, что нужно.
— Что именно?
— Именно ощущение объема для меня главное. Реалистичное пространство. Помню — поставили классику на Sonus Faber, и было полное ощущение, будто я в ложе, внизу сцена... нигде больше я не слышал того эффекта.
Короче говоря, я понял, что мечтал именно о них и второй раз даже не слушал — просто пошел покупать. Туда же, в SPL, где слушал их в первый раз. Они мне дали 2 часа слушать колонки, когда я был студентом без денег, и в итоге я стал их клиентом, когда деньги появились (на мой взгляд, очень поучительная история). Я им заплатил за правильное отношение.
А усилитель подобрал практически случайно — на этот аппарат была скидка 50%, и за те деньги, которые он в итоге стоил, с ним никто тягаться не мог. Хотя это странный цифровой Audio Research. Один из самых удачных их усилителей при этом, на мой взгляд. Да, и он очень точный, четкий, дает искорку «сонусам». Впрочем, когда я все принес домой и включил, ничего из того, что хотел, конечно, не услышал.
Но я не расстроился, потому что в инструкции к усилителю сразу было написано, что минимальное время прогрева 300 часов. И потихонечку все стало на свои места. Я понял, что усилитель выключать нельзя — он потом полдня не может выйти на рабочий режим, даже переписывался с Audio Research по этому поводу. Потом обнаружил, что и ЦАП тоже лучше не выключать. Теперь у меня все время хорошая сцена.
Позже двигал колонки, нашел некий оптимальный вариант, подстроил чуть-чуть частотную характеристику и в финале начал подбирать плееры. Сначала iTunes был, потом Songbird (он лучше по звуку), потом была Audirvana, но она как-то сузила сцену и там куча настроек, которые мне не понравились. Amarra зазвучала поинтереснее, на ней я и остановился пока.
— Насколько, на твой взгляд, важно качество самого файла, 24 или 16 бит?
— Особой разницы я не вижу, она есть, но не то чтобы принципиальная. Даже MP3 можно на небольшой громкости слушать, если достать другое нельзя. У меня прекрасно играют файлы 44/16, хотя, конечно, высокое разрешение поинтереснее звучит.
— Как ты пришел к винилу?
— Я уже говорил, что жена меня поддерживает в моем увлечении музыкой. Винил появился именно с ее подачи. Я как-то был в городе и увидел распродажу часов Tiany, звоню ей, мол, все, беру тебе часы, а она говорит, какие часы, давай лучше вертушку купим! В тот момент они с ребенком жили у бабушки, а там слушали винил на старом проигрывателе, и им очень понравилось все это. Да и мне тоже всегда нравился дух винила. О пластинках я думал еще когда я начал собирать систему, то есть сразу предполагал, что построю и виниловый тракт в итоге.
— Но на этот раз проигрыватель достаточно простенький?
— Это, конечно, компромисс, но тут случай как раз осознанный, я понимаю, что строить полноценную систему буду уже в другом доме и на другом уровне, а пока надо пожить с винилом, посмотреть, как это вообще работает.
Я написал в интернете вашему гуру винила Виктору Горбатову @gorbatov, и он мне посоветовал именно эту модель, только головку получше — в принципе, то же самое, что я и присмотрел. Заодно взял и корректор Pro-Ject, у него есть ужасный недостаток — чудовищный синий светодиод на передней панели, которую из-за этого пришлось заклеить изолентой.
— И как ощущения от винила?
Я понял, что это точно не хуже. Нет глубины пока, думаю, это из-за головки и вообще уровня аппарата, но то, что слышно, очень прилично звучит.
— Ну а как же главное развлечение аудиофила — бесконечная смена и подбор компонентов?
— Я как раз и не хотел заниматься этой бесконечной сменой. Хотел сразу получить определенный уровень и жить с ним долго. Так пока и получается. То есть в теории, думаю, что-то буду когда-то менять, но я сразу зашел на высокую ступеньку, и дальше затраты денежные добавляют очень мало качества, при этом серьезного уровня я уже достиг. Мне кажется, это правильный подход.