Сначала этот дизайн называли винтажным, но аналогии с таким же звуком вводили страждущих в заблуждение. Теперь этот дизайн назвали неподвластным времени, и попробуй найди к нему аналогии среди референсных звуковых волн.

Прошла та эпоха, когда олдовые форумы закипали при каждом новом явлении миру колонки а-ля «винтаж». Будто кто-то убавил огонек под отдельным котлом, в котором кипели все эти страсти с надеждами, что буквально еще немного, еще капельку инженерных ночей — и мы получим Тот Самый Звук, который осел в голове гурманов под изрядным слоем нафталиновой пыли.

Однако все получилось с точностью наоборот: после пары широко известных попыток украсить современную индустрию винтажным звуком все всё поняли и просто не стали идти дальше, а начали выдавать в новых поколениях звук, нещадно сдувающий любую пыль вместе с устоявшимися когда-то референсами. Поиграли и хватит: отныне современный винтаж — это только дизайн, неподвластный времени, и точка. А подвластен ли времени их звук — разберем на примере новых, в лаке масляном да с твитером рупорным, полочниках Pylon Audio Jade 10th.

Twenty, Thirty, Ten

Согласно польской грамоте, именно так надо вести счет для винтажных колонок. Со стороны капиталистического уклада современного счета этот порядок можно подчинить определенной логике:

Twenty: «Смотрите-ка, господа аудиофилы, а мы и вот так умеем!»

Thirty: «Спокойствие! Еще раз повторяем: колонок хватит на всех! Мужчина, спрячьте Nordost, а то я вызову охрану!»

А Ten вышли, когда появился запрос на осмотр вершины мастерства польского колонкостроения. Потому что уменьшая габариты, производитель вынужден что-то изобретать и придумывать всякие нестандартные решения, чтобы сохранить тот самый звук, после которого не приходится делать скидку на непрогретые кабели.

Маленькие только в сравнении

Потому что без сравнений Jade Ten — это довольно крупная акустика, которая находится где-то на грани приличия полочных габаритов. Этому есть несколько подтверждений: во-первых, на нижней панели ножки не простые, а с той самой подставкой, которая наклоняет колонки назад на ровной поверхности. Поди найди у стандартно-габаритных решений такую роскошь.

Во-вторых, эта передняя подставка съемная, чтобы колонки органично смотрелись на стойках, специально для них сделанных. Конструкция там простая, но передняя линия тоже дает уклон лицевой панели полочников на два градуса, чтобы рупор бил точно в цель. Для теста же мы взяли стандартные стойки — чтобы показать, что и с ними все сработает как надо.

Они сделаны красиво. Очевидное, неприкрытое ретро, обернутое в шпон с масляной пропиткой. Конечно, вся эта деревянная фактура — та еще магия, забытая большинством волшебников, обещающих идеальную отделку. Такой шпон хочется лишний раз потрогать, даже просто проходя мимо. И не нужно упрекать в концентрации на ощущениях вместо технической стороны вопроса, потому что вся эта технологическая магия происходит именно для того, чтобы вызывать у нас ощущения.

Лицевая панель черного цвета утоплена в кабинет, чтобы при надетом гриле линии были ровными. Здесь пара драйверов — басовик и твитер в рупоре, еще ниже — щелевой фазоинвертор во всю ширину панели. Крепежные элементы никто и не пытался скрывать — они стали здесь частью стиля. Да и окрашены они вместе с лицевой панелью так, что ни одно время не сможет над ними совладать.

Гриль крепится на четыре клипсы по углам, но против симпатичности такой конструкции будет выступать стильная золотая надпись «Jade Ten». С надетым грилем это просто кусок истории, который выгодно смотрится на фоне мебели любого формата. Без гриля получаем капельку футуризма и больше зрительного контакта с инженерными решениями.

В нижней части задней панели есть пара клемм для кабеля и небольшая табличка с названием акустики. Выглядит достаточно скромно, но если присмотреться — скромность эта будто слегка показная, на фоне роскошной отделки. Эффект можно считать достигнутым.

Размер и его значение

Беглый осмотр технической части этих нескромно красивых колонок дает понимание, что борьба за габариты шла непростая, с такими решениями, от которых вздернет бровь любой видавший виды аудиофил.

С твитером вопрос решен радикально: ничего менять или пересчитывать не стали, а просто использовали знакомый по серии Jade драйвер Pylon Audio PST 25PO.8. В его основе — не простой, а, со слов инженеров Pylon Audio, профессиональный компрессионный драйвер. В конструкции есть звуковая катушка CCAW — это провод с алюминиевым сердечником и медным покрытием. Здесь боролись за легкость и высокую проводимость, чтобы не потерять, а возможно даже прибавить этому драйверу точности и разрешения.

А дальше бонус для всех, кто любит погромче: намотка катушки двусторонняя, так что тут и с охлаждением все в порядке будет, даже при нагрузках. Драйвер нагружен на короткий рупор Tractrix, который еще во времена 20th был рассчитан по спецзаказу и тогда же был радушно принят сообществом.

С басовиком история тоже знакомая: это драйвер Pylon Audio PSW 22.8 CS. Да, название слегка отличается, но суть все та же: диффузор из модифицированной бумаги с размером под габариты. Здесь тоже учли многие тонкие моменты, о которых в винтажные времена, может, даже и не знали.

Например, внутреннее демпфирование диффузора привели к оптимальным значениям, а его подвес если и имеет какой-то резонанс, то крайне низкий. Магнитный контур — мощный, а симметрия его поля правильнее, чем вы могли себе представить. В конце концов, здесь есть специальные кольца, которые снижают вихревые токи для четкости и точности звука.

Но есть еще и кроссовер, с которым тоже не все просто: сообщается, что настроен он «с исключительной точностью», а в его составе есть и высококачественные линейные компоненты, и пленочные конденсаторы, и другие чит-коды для обхода игровых ограничений.

И отношение ко всему этому доверительное, дружеское. Ведь все своими руками делается, на своем заводе, от шпона пропитанного до витка алюминиевого, медью покрытого. Там и циклы полные, и камеры безэховые, чтобы крикнуть в нее «Эгегей!» — а она в ответ тебе ни слова единого, а только черную тишину в паузах, чтобы следующий за ней звук сочнее был.

Дальше приготовьте бровь — возможно, в скором времени ее придется вскидывать. Кабинет изготовлен из плотных плит MDF и покрыт сверху шпоном в масле, который мы трогали выше по тексту. На простукивание он реально инертный, будто не полый внутри, а заполнен каким-то секретным поглощающим материалом.

Предчувствия не подвели: во-первых, дополнительная плотность здесь есть за счет внутренних перегородок. А для дополнительного демпфирования кабинета и устранения призвуков фазоинвертора инженеры Pylon использовали овечью шерсть. Так что если вы и услышите какой-то призвук из фазоинвертора, то он будет иметь благородную, натуральную фактуру, без всякой синтетики.

В такой конфигурации Jade 10th получились вполне легкими для большинства усилителей: импеданс 8 Ом, чувствительность 88 дБ, частотный диапазон тоже выглядит убедительно — от 38 Гц до 20 кГц. Но для нового владельца легкими они вряд ли покажутся, будьте готовы к внеплановой тренировке: вес каждой «десяточки» — 20 килограммов.

Интересен и другой момент, пусть он и слегка в стороне от шаблонных ТТХ. Рекомендуемая площадь комнаты для Pylon Audio Jade 10th — от 12 до 32 квадратных метров. Для Jade 20th рекомендуется комната от 18 до 45 квадратов. При этом разница в цене между колонками всего 8%, а разница в объеме кабинетов почти в два раза: 54 литра против 103 у Jade 20th. Получается, чтобы получить в два раза больше величия, нужно всего 6 метров жилплощади и 8% денег. Есть над чем задуматься.

Игры закончились

Систем для тестирования Pylon Audio Jade 10th получилось две: источником обоих случаях работал Aurender A1000, а усилители менялись от транзисторного Fezz Audio Torus 5060 до лампового интегральника Fezz Audio Alfa Lupi EVO.

Marina Viotti — «Old Man». У этого рупора получилось сделать то, с чем винтажные инженеры в свое время только заигрывали: когда слышишь перкуссии или просто звуки, создающие атмосферу в треке, вроде того, как вокалистка споткнулась о стойку микрофона, или что-то подобное — все эти тычковые, точные звуки выстреливают в тебя, будто произошло это все на самом деле. Это быстрая, плотная атака, но здесь она присуща даже верхней части среднего диапазона и остальным частотам выше.

Струна лютни, стук дощечек друг о друга — ты слышишь это и улыбаешься от приятной правдивости получаемых ощущений. Другая сторона рупора: он не дает окраса вокалу. Сольные пассажи Марины достаточно глубоки, с переходами по регистрам — представьте смесь физики с геометрией, которая понадобилась для сложения этого рупора с динамиком в одно целое. Когда Марина идет снизу вверх, перехода между драйверами абсолютно не ощущается. Но ощущается единство характера, с выдающимися рупорно-четкими перкуссиями, способными достучаться до любого эстета, помешанного на реалистичности.

Бас при этом собранный, концентрированно плотный, без застенчивой сентиментальности, которая уводит звук от естественности в сторону винтажной вкусовщины. Подхват атмосферы и нижних нот насыщенный, но сдержанный — «мяса» и прочих приключений с диапазоном не будет. Но и веганской это подачу не назовешь: нужные ноты тянутся, преждевременных окончаний этого важного процесса не наблюдается. В целом, острота и скорость этой атаки вторит рупору и отражает точное, обширное и прицельное пространство трека.

Ma.Moyo — «We Come From The Sun». Грозное начало не предвещало настолько уютного вокала. Предыдущая скорострельность уступает место обертональным фактурам, вплоть до отслеживания тонких нюансов работы звукорежиссера: доигрались! Хотели слышать все? Получите, но после будьте добры не роптать.

Да и печалиться незачем, дождитесь окончания трека: переливы молоточков порадуют своим разнообразием и выпуклой архитектурой. И в целом этот трек можно рассматривать не только как собрание семплов, но и как условное сооружение, слои которого — от глубокого фундамента до часовни с колокольчиками — все на виду. Ну и готовность иметь нужно, потому что рупор чутко находит все недостатки, однако — стоит отдать должное — не акцентирует их, как бывало на разных винтажных вечеринках.

Эпоха, в которой качество трека измерялось расстоянием между ртом и прищуренными глазами, уже позади. Но бас — это конечно ух, ах, и прочие эмоционально окрашенные сочетания букв. Электронный тремор с могучей подложкой звучит основательно, фактурно, не принуждая семплы к излишней скорости. С лампой в этом случае получаешь больше свободного, пространственного баса, транзистор держит крепче и эмоционально проще. В целом, подкинуть Jade 10th ценителю вот таких треков — обречь его на страдания. По крайней мере, до тех пор, пока не накопится нужная сумма для их покупки.

Chevelle — «Jim Jones (Cowards, Pt. 2)» — трек для привлечения внимания рокерствующей части аудитории. Он хоть и новый, но создан по всем правилам старого рока: плохие ВЧ, вой вокалиста и много гитар, будто в последний раз записывались. Хороший трек для демонстрации всеядности и благосклонности Jade 10th в сторону слушателя.

Честность передачи материала здесь сомнений не вызывает, особенно для людей, воспитавших вкус к аудиотехнике на подобных треках. Если узнали себя — вкус менять не придется. Но можно будет расслабиться и принимать все эти недочеты треков как должное. Характер быстрый, круто чувствуешь на себе рупорный эффект на первых 30-ти секундах, где после музыкального всплеска для впечатлительных вступает вокал, гитара на фоне утоплена и заглушена, а где-то позади барабанщик решает проверить, правильно ли настроены его колокольчики.

Буквально эффект присутствия, сепарированный, но не сухой, точный, но не колкий — то, что Оззи прописал. И даже лампа в этом случае не кажется лишней: колонкам хватает ее малых ватт, чтобы выдать мощный, бойкий саунд. Но если будете выбирать — еще 5-10 ватт на канал точно лишними не будут.

Итоги

Неподвластный времени дизайн пришел в наши дома, чтобы доминировать над стремительно устаревающими столбиками. Эти колонки уже винтажные, но только лишь глаз уступает первенство слуху — столбики начинают устаревать еще стремительнее. Конечно, предварительно придется соблюсти пару условий: любить их звук и не бояться рупора.

Это просто другое звуковое измерение, пусть теперь в более компактном дизайне, но повадками Jade 10th таковы, что многие модели акустики начинают устаревать еще на стадии чертежей. Эти 50 литров не выглядят громоздко, но слышишь их — и тебя будто осенило, что до этого момента ты довольствовался имитацией масштаба через прирост количества драйверов.

Теперь у всех есть альтернатива: продолжать играть в строителя, огораживая себя от звука частоколом столбиков, или же довериться нестареющему дизайну вне времени. Звук тут, кажется, тоже достаточно вечный.

точный, быстрый и выверенный саунд взрослого калибра, с обертонами и нюансами, которые по крупице формируют тот самый звук; крутая отделка и дизайн, которого на наш век хватит точно

не представляется ситуация, когда эти колонки можно поставить прямо на пол — нужно или сидеть далеко, что в рекомендуемых минимальных 12 квадратах проблематично, или увеличивать угол наклона подручными способами; поместятся на любых стойках для крупных полочников, но окончательная гармония будет только если добавить «родные» подставки; единственный вариант отделки — ореховый шпон

Pylon Audio Jade 10th

450 000 рублей

Тип: пассивная полочная акустика

Количество полос: 2

Драйверы: ВЧ - Pylon Audio PST 25PO.8, компрессионный твитер в рупоре Tractrix; НЧ - Pylon Audio PSW 22.8 CS, диффузор из целлюлозы, катушка CCAW

Частотная характеристика: 38 Гц — 20 кГц

Импеданс: 8 Ом

Чувствительность: 88 дБ

Габариты ШхВхГ: 300 х 520 х 350 мм

Масса: 20 кг / шт.

Варианты отделки: шпон американского ореха, пропитанный маслом