После внимательного изучения почти всего модельного ряда изрядно встряхнувшей аудиофильский мир компании Schiit, самое время перейти к венцу творения калифорнийских звуковых иконоборцев — ЦАПу Yggdrasil.
Древо жизни
По традиции начнем с названия, которое, как всегда у Schiit, преисполнено глубокого мифологического подтекста. В данном случае Yggdrasil (в русской транскрипции «Иггдрасиль») — Мировое древо, олицетворявшее для древних скандинавов, да и не только скандинавов, единство всех сфер мироздания — от преисподней в корнях до божественной выси над ветвями. Те, кто читал роман Нила Геймана «Американские боги», наверняка помнят олицетворявший его огромный ясень, на котором главный герой провел несколько незабываемых дней и ночей.
Кстати, Каббала трактует Мировое древо в том числе и как высшую ступень познания для существ нашего мира. И именно эта формулировка периодически всплывала у меня в сознании по ходу прослушивания самого дорого и продвинутого ЦАПа от Schiit. Впрочем, обо всем по порядку.
Неработающий светодиод, необычная кнопка и ненужный тумблер
По внешнему виду от своих младших собратьев флагман практически не отличается: все тот же изогнутый буквой «П» лист грубо шлифованного алюминия, служащий и фронтальной, и верхней, и нижней панелями. И все то же штампованное стальное шасси, выполняющее функции остального конструктива.
На лицевой поверхности пара точеных алюминиевых кнопок и маленькие светодиодики. По их свечению можно идентифицировать активный цифровой вход и определить текущую частоту дискретизации. Отображаются значения 44,1 КГц и 48 КГц, а так же их кратность: Х1, Х2, Х4 и Х8.
— Позвольте! — воскликнет тут внимательный читатель. Какие еще восемь крат, когда максимальные заявленные характеристики входного потока у Yggy (как ласково называют аппарат сами создатели) — 192 КГц/24 Бит? Правильно, никакие. И свечение этого индикатора можно будет увидеть только в одном случае: если в будущем Schiit выпустит новую плату для апгрейда ЦАП, ну а вы, понятное дело, ее купите. Такой вот дальновидный задел на будущее.
Еще один интересный индикатор и соответствующая ему кнопка — инвертирование глобальной фазы. Напомню, что суть данной операции в одновременном изменении фазы сигнала на противоположную (т.е. на 180 градусов) во всем воспроизводящем тракте. Какой в этом смысл? Считается, что при правильной фазировке, то есть именно такой, какая имела место в момент записи, система звучит куда более рельефно и живо. Физически это означает, что, к примеру, в момент удара по бас-барабану, диффузор динамика будет двигаться, как и мембрана самого инструмента, по направлению к слушателю, а не наоборот. Кстати, в руководстве пользователя к Yggdrasil указано, что по некоторым непроверенным данным, большинство CD-дисков записано, как ни странно, в инвертированной фазе.
Однако продолжим экскурсию по экстерьеру ЦАПа. На передней панели обнаружился еще один индикатор, показывающий текущий способ восстановления тактовых импульсов источника: VCXO (по опорной частоте кварцевого генератора) или VCO (с помощью генератора, управляемого напряжением). Второй вариант менее желателен, и используется в том случае, если источник уличен в сильном джиттере, или просто не в состоянии выдать стабильный синхросигнал.
На задней панели расположились две пары небалансных и пара балансных линейных выходов, которые, между прочим, умеют работать одновременно. Здесь же все мыслимые цифровые порты, включая профессиональный AES/EBU, и весьма добротный, хотя и совсем крошечный, тумблер питания. Дотянуться до него в реальном сетапе будет непросто, но и особой необходимости в этом нет, поскольку разработчики советуют попросту никогда не выключать аппарат. Более того, по их мнению, как следует оценить саунд можно только через несколько дней непрерывного прогрева, и лишние расходы на электричество в размере 50-100 долларов в год вполне себя в этом плане оправдывают.
О солдатах, монашках и 21-битном преобразовании
Главный разработчик и технический вдохновитель Schiit Майк Моффат по поводу Yggdrasil сказал так: «Это лучший ЦАП изо всех известных мне конструкций». Заявление очень серьезное, особенно учитывая, что стоит Yggy куда дешевле многих аппаратов, претендующих на бескомпромиссность цифро-аналогового преобразования.
Итак, если верить Майку, то Yggdrasil — единственный в мире мультибитный ЦАП с фильтром замкнутого типа и полосой пропускания, достаточной для абсолютно точной обработки 21-битного сигнала без необходимости его аппроксимации, то есть без усреднения значений отсчетов. Чтобы этого добиться, был построен мультибитный конвертор необычной схемотехники. Цифровая префильтрация выполняется в нем не штатными фильтрами ЦАПа, но, как пишет компания, фильтром полностью замкнутого цикла, учитывающего и сохраняющего при передискретизации не только временную, но и фазовую составляющие сигнала. То есть инженерам удалось совместить в одном флаконе и плюсы концепции NOS (Non Over Sampling), заключающиеся в фазовой аутентичности сигнала, и полезную сущность цифровой фильтрации — безболезненное отсечение шумов зеркального спектра квантования.
Готовых решений, позволяющих сделать что-то похожее, до появления Yggdrasil в индустрии попросту не существовало, поэтому начинать работу пришлось фактически с нуля, то есть с математического моделирования, для которого был нанят математик-теоретик. Затем последовало низкоуровневое программирование, конечным результатом которого стала оригинальная прошивка для сигнального процессора SHARC от Analog Devices. Он, собственно, в итоге и выполняет роль полностью замкнутого цифрового фильтра. Если забираться в совсем дикие математические дебри, то можно упомянуть, что критерий Найквиста-Михайлова, говорящий о связи устойчивости системы и ее амплитудно-фазовой характеристики, у фильтра Yggdrasil составляет 0,968, а у обычно применяемых фильтров с конечной импульсной характеристикой (FIR) – 0,907. Кстати, одним из следствий этого стал подъем верхней границы АЧХ до 21,344 КГц на частоте дискретизации 44,1 КГц.
Само цифро-аналоговое преобразование выполняется чипами Analog Devices AD5791BRUZ, работающими в балансном включении, то есть по два чипа на канал. Конвертор этот специально разработан для задач, в которых никакое усреднение формы сигнала не приемлемо в принципе — в первую очередь для медицинских томографов и систем военного применения. Разработчики мотивируют данный выбор так: «Когда врачи по результатам томографии пытаются понять, есть ли у пациента рак головного мозга, или когда военные стремятся к тому, чтобы снаряд попал в оружейный склад, а не в женский монастырь по соседству, они не используют микросхемы 24-битного или 32-битного дельта-сигма преобразования. Они полагаются на чипы прецизионного мультибитного преобразования лестничного типа».
Побитовую точность 21-битового преобразования Майк Моффат считает в данном случае более чем достаточной, поскольку «честную» эквивалентную точность 24-битных дельта-сигма ЦАПов он оценивает еще ниже — в 19,5 бит. О DSD-потоках речь в случае аппаратуры Schiit вообще не идет, поскольку компания считает данный формат недостаточно популярным, чтобы ради него идти даже на малейшие компромиссы в работе с PCM.
В заключение замечу, что и балансные, и небалансные аналоговые цепи Yggdrasil построены на дискретных полевиках JFET.
Военно-медицинская филармония
Рабочий сетап на этот раз состоял из топового усилителя Schiit Ragnarok, который мы уже тестировали в тандеме с младшим братом нашего героя, ЦАПом Gungnir. В качестве источника выступал ноутбук MacBook Pro c программным плеером Audirvana Plus. Акустических систем мне на выбор было предоставлено две: EgglestonWorks The Fontaine Signature SE и JBL 4307. И те и другие колонки звучали интересно и, разумеется, абсолютно по-разному, однако акустическая ситуация в локации прослушивания оказалась очень сложной из-за ранних отражений от незашторенных окон и низкого потолка, а также других типичных проблем неподготовленного помещения. Так что окончательные наблюдения и выводы я делал сидя в наушниках Sennheiser HD700.
Тестирование сопровождали традиционные для продвинутых моделей Schiit щелчки, раздающиеся практически при любом прикосновении к органам управления. Дело в том, что на реле здесь построен регулятор громкости, плюс они же на всякий случай блокируют тракт при переключении входов и смене частоты дискретизации. Поначалу стрекотание слегка настораживает, но потом к нему привыкаешь, тем более что ресурс работы у реле под 15 миллионов циклов, и на надежности аппарата их присутствие не сказывается.
Не исключаю, что изучение нетривиальной схемотехники аппарата поначалу могло вызвать у меня легкое самовнушение, но первое, на чем сосредоточилось внимание, — абсолютная монолитность музыкальной ткани. Подобный эффект иногда можно ощутить на аналоговом тракте с виниловой вертушкой, причем необязательно заоблачно высокого класса. Лучше всего для его описания подходит банальный оборот «музыка льется». Но это на самом деле так: по-настоящему гармонично начинают звучать вещи, от которых досконально выверенной тональной эстетики как-то особо и не ожидаешь. Например, раскованный почти до вульгарности голос Бет Харт сплетается с филигранной гитарой Джо Бонамассы в почти осязаемую композицию, в которой, несмотря на жесткий драйв и асоциальный подтекст, нет ни одной лишней ноты, ни одной случайной интонации.
Немного адаптировавшись к неожиданно ожившей мелодике, начинаешь обращать внимание на безупречную детализацию практически во всем диапазоне. В том числе и на басах, которые можно полностью охарактеризовать всего двумя фразами: жесткий контроль и уверенная энергетика. Вокальный диапазон предсказуемо чист и на удивление человечен, если можно так выразиться. В нем нет ни малейших искусственных акцентов на сибилянтах, не говоря уже о конкретном цифровом песке. Интонации глубоки и абсолютно естественны. Высокие, особенно на треках Hi-Res, абсолютно свободны, легки и при этом хирургически чисты и точны.
Музыкальная сцена, насколько можно было судить по работе с мониторами среднего и дальнего поля JBL 4307, не отличается совсем уж космическим размахом, но до предела педантична (в хорошем смысле этого слова) в плане диспозиции и масштабов музыкальных образов.
Ни о каких жанровых предпочтениях связки ЦАП+усилитель не могло быть и речи. Наоборот, меня постоянно преследовало ощущение, что я скатываюсь на анализ различий в звучании разных колонок и наушников. Одним словом, нейтральность на грани полной прозрачности.
Честно говоря, в итоге я не смог найти никаких сколько-нибудь серьезных придирок к звучанию Yggdrasil. Тем не менее рискну предположить, что его саунд может вызвать у некоторых ценителей чувство внутреннего дискомфорта. И его причины будут крыться именно в аналитичности и нейтральности. Yggdrasil — не тот аппарат, который своим «почерком» будет льстить индивидуальным вкусам слушателей или возьмется компенсировать огрехи остальных компонентов, к примеру, сможет подправить тональный баланс акустики. Скорее он похож на знающего себе цену высококлассного музыканта, который окажется к месту в любой команде, но не потерпит рядом с собой посредственности и непрофессионализма.
Труднопредставимые для цифрового компонента натурализм и гармоничность воспроизведения. Отсутствие даже намеков на типичные недостатки цифро-аналогового преобразования.
Отсутствие пульта дистанционного управления. На качество звука этот момент влияет скорее положительно, но удовольствия от общения с аппаратом он не добавляет.
209 990 рублей
Воспроизводимые частоты: 20 Гц – 20 кГц (±0,1 дБ); 0,5 Гц – 200 кГц (-1 дБ)
Макс. амплитуда вых. сигнала : 4,0/2,0 В (RMS) (балансный/несимметр. выход)
Коммутация: входы USB, SPDIF (Toslink/Coax/BNC), AES/EBU (XLR); аналоговые выходы 4 x RCA/2 х XLR
КНИ <0,006% (20 Гц – 20 кГц, полная мощность)
Интермодуляционные искажения: < 0,007% (CCIR)
Сигнал/шум: >117 дБ (относительно 2 В RMS)
Потр. мощность: 35 Вт
Габариты (мм): 406 х 305 х 98
Масса: 11,35 кг