Компания интегрировала свой самый популярный мультибитный ЦАП в свой самый популярный предусилитель. Что из этого вышло и станет ли Sсhiit Jotunheim Multibit дважды популярнее?

Самая неинтересная часть про технику Schiit, с которой почему-то начинают все обозреватели, это копание в генеалогии скандинавских имен, давших название тому или иному устройству. Поэтому эту преамбулу я с радостью пропускаю и сразу спешу резюмировать итог 8-летнего существования бренда. Хотя некоторые ходы Schiit могут показаться вздорными, но компания действительно сумела выделиться и обрести круг преданных поклонников по всему миру. Именно Schiit принадлежит заслуга возвращения мультибитных ЦАПов в современный обиход. Собственно, наш подопытный Sсhiit Jotunheim Multibit послужил тому примером.

На чем экономим?

В анонсе Sсhiit Jotunheim Multibit указывается, что базовая модель усилителя вместе с ЦАПом Modi 2 Multibit были одними из лидеров по заказам. Вот, мол, в итоге и было решено объединить их под одной крышей и линейным блоком питания. Новое устройство стоит 59 000 рублей, пустой предусилитель Jotunheim — 39 000 рублей, плюс ЦАП Modi 2 Multibit — 25 000 рублей. Получается экономия, но следует учитывать отсутствие коаксиального и оптического входов на плате Modi 2 Multibit, установленной в новой версии Jotunheim. Передачей цифрового сигнала здесь занимается исключительно USB.

Те, кто все-таки остановится на внешнем ЦАПе, могут направить его на один из аналоговых входов (XLR или RCA). Плюс не забывайте, что помимо плат ЦАПов в Sсhiit Jotunheim возможна установка фонокорректора. Изучим пути входящих аудиосигналов повнимательнее.

Причуды эргономики

Те, кто имеет опыт с техникой Schiit, уже привыкли не только к ее приятному алюминиевому профилю, на котором не будет видно пыли, но и к некоторым причудам. Например, принципиальному отсутствию поддержки DSD, выключателю питания на задней панели или выходу на наушники, который работает одновременно с подачей сигнала на XLR и RCA выходы.

В случае с Jotunheim я бы еще добавил сюда фиксированный выходной уровень. Этот вариант в обход аналогового потенциометра был бы желательным для коммутации с интегральным усилителем, у которого имеется своя ручка громкости. Но, вероятно, производитель все-таки ориентирует свою линейку в качестве настольных компонентов, подключенных к активным АС и наушникам.

В целом тумблерами Sсhiit Jotunheim Multibit приятно щелкать — на передней панели один (трехпозиционный) отвечает за коммутацию входов, а другой определяет ступень усиления (6 или 14 дБ). А вот ход ручки громкости мог бы быть менее «сухим».

В своих USB-приемниках даже самых топовых моделей Schiit традиционно использует решения C-Media, а точнее — чип CM6631A; драйверы для его полнофункциональной работы можно найти на фирменном сайте. Цифро-аналоговым преобразованием занимается тот самый интригующий мультибит Analog Devices AD5547. Что он собой представляет?

Мультибитная магия в цифрах

Собственно, хайфайным чипом AD5547 не являлся: данный 16-битный процессор предназначен для технического оборудования. Но это не значит, что его нельзя применять для звука — поставил настроенный должным образом DSP и вперед. У AD5547 неплохие спеки: нелинейность составляет плюс-минус LSB (младший бит), а уровень искажений не превышает -104 дБ, что даже ниже теоретического порога компакт-диска 96 дБ. По поводу судьбы 24-битного аудио на 16-битной R-2R-матрице производители отбояриваются шутками, мол, музыки в подобном реальном разрешении не существует, а дельта-сигма модуляторы вообще ее рвут на куски по 3-6 бит. Но «шутки-шутки, а полипы в желудке»! Надо посмотреть, во что превращается тишайший по уровню (-90 дБ) синус в 24 бит.

Да, сигнал пострадал, но все же не имеет характерных «ступенек», которые бы возникли при транкейте с 24 до 16 бит. Вероятно, при понижении разрядности сигнала в DSP процессоре все-таки используется какой-то алгоритм дизеринга. Вот и славно — лишние искажения квантования в этом деле нам ни к чему.

Тесты показывают аппаратную поддержку аудио 192 кГц приемником CM6631A, но полоса такого сигнала будет отфильтрована по границе 48 кГц, т.е. фактически она была пересчитана в DSP в 96 кГц.

Амплитудно-частотный диапазон цепи ЦАПа при подаче широкополосного сигнала с дискретностью 192 кГц

Динамический диапазон оказался в районе 104–106 дБ, что для 16-разрядного устройства является выдающимся показателем. Цифровой фильтр выполнен линейно-фазовым, с симметричной формой пре- и пост-эха импульса. Не подтвердились надежды, что мультибитная матрица будет толерантна к клиппированному сигналу. Реагирует она, как и все ЦАПы в данном режиме: растут шумы в ультразвуковом диапазоне и ожидаемо падают при снижении уровня до -3 дБ.

Тестирование сигналом 1 кГц на предмет гармонических искажений указывает на превалирование помех на дискретизации 44 кГц, что наводит на мысли об ориентации клока на вторую опорную частоту 48 кГц. Да, гармоники все маленькие, ниже 100 дБ, но на высоких частотах они могут изменить характер восприятия музыки, придать ей окрас.

Характер гармонических искажений секции мультибитного ЦАПа при тестировании сигналом 1 кГц с дискретностью 24 бит/44 кГц
Характер гармонических искажений секции мультибитного ЦАПа при тестировании сигналом 1 кГц с дискретностью 24 бит/48 кГц

В наушниках и на колонках, по цифре и по аналогу

В принципе идею слушать мультибитный ЦАП в наушниках можно счесть заслуживающей внимания — звук в голове возникает будто мысль, без нетерпеливого тычка. Одно время обозреватели очень радовались этому ощущению — видимо, хлесткость современных агрегатов им определенно приелась. Музыкальная ткань не возникает из «нулевой тишины», звук разворачивается словно клубок шерсти.

Интересная трактовка сцены на мультибитном тракте. Ее панораму нельзя назвать протяженной между левым и правым каналами. Все сводится, скорее наоборот, в некое звуковое пятно, впрочем, довольно живое и подвижное, вроде ламповой радиолы. В этом смысле мультибит больше похож на моно (в хорошем смысле) по цельности. В наушниках звук видишь в перспективу, но как бы «вовнутрь».

На колонках мультибитный почерк AD5547 понравился меньше, да и шокирующей разницы между хайрезом и 16/44 не было. Персонально мне в подобной подаче не хватает мониторности — все слишком теплое, играет будто с кассеты, которые здесь так любят.

К счастью, Sсhiit Jotunheim Multibit позволяет комбинировать в одном устройстве два архетипа звуковой подачи. Вся «кассетность» заканчивается, когда сигнал подается от внешнего источника через XLR или RCA. Вы же еще не забыли, что у Sсhiit Jotunheim Multibit в качестве предусилителя присутствует еще две пары входов? Вот к ним и подключим наш контрольный RME Adi-2 Pro FS.

Характер гармонических искажений при подаче 1 кГц сигнала через RCA-вход предусилителя

Невероятно, но через аналоговое подключение от Sсhiit Jotunheim Multibit можно добиться даже более высоких характеристик, чем при цифровой передаче звука. Теперь все главным образом зависит от качества внешнего источника. Устройство выполнено по балансной топологии с раздельным усилением «плюса» и «минуса»; для небалансного вывода используется половина балансного сигнала без привлечения сумматора на операционном усилителе.

При балансном подключении XLR-XLR уровень шума остается минимальным на уровне референсных значений -120 дБ. С RCA-коммутацией шум чуть повысится, до -118 дБ, но по-прежнему будет превосходить любые цифры, полученные в режиме ЦАПа.

При сравнении наушниковых выходов RME и подключенного к нему Schiit Jotunheim слышимой разницы замечено не было, хотя по измерениям Schiit немного ему уступал. При этом у аппарата хороший запас по мощности и к нему не страшно подключить даже сложную нагрузку вроде изодинамиков Audeze.

Выводы

Подытоживая обзор этого универсального компонента, следует отметить гибкость концепции Sсhiit Jotunheim. Он может нормально поработать предварительным усилителем и хорошо прокачать (как по классическому, так и по балансному выходу) тяжелые наушники. Чтобы обеспечить полную функциональность для хайрезов и DSD, я бы все-таки рекомендовал внешний источник, подключенный по аналоговому входу. Мультибитный модуль ЦАПа — не совсем моя чашка чаю, но он наверняка понравится любителям ностальгического саунда, разочарованных ярким звуком современных компонентов. А если и не понравится, то AD5547 можно заменить более нейтральной платой с AK4490, либо сэкономить и не ставить конвертер вовсе.

Достоинства: интересная подача мультибитного ЦАПа на наушниках, нейтральный характер в тракте аналогового усиления

Недостатки: секцию USB-ЦАПа нельзя считать универсальной, отдельные нюансы эргономики

Официальный сайт: Sсhiit Jotunheim Multibit

Цена: 59 000 рублей

Паспортные данные

Диапазон рабочих частот: 20 Гц — 20 кГц (0,1 дБ), 2 Гц — 700 кГц, (−3 дБ)

Коэффициент гармонических искажений: <0,001%

Концерт интермодуляционных искажений: <0,0015%

Соотношение сигнал/шум: 109 дБА

Разделение каналов: >70 дБ, 20 Гц — 20 кГц

Импеданс: <0,1 Ом

Усиление: от 6 до 14 дБ, переключатель на передней панели

Максимальная мощность при импедансе нагрузки (балансное подключение):

16 Ом — 7500 мВтRMS/канал

32 Ом — 5000 мВтRMS/канал

50 Ом — 3000 мВтRMS/канал

300 Ом — 900 мВтRMS/канал

600 Ом — 500 мВтRMS/канал

Максимальная мощность при импедансе нагрузки (небалансное подключение):

16 Ом — 2500 мВтRMS/канал

32 Ом — 1500 мВтRMS/канал

50 Ом — 800 мВтRMS/канал

300 Ом — 350 мВтRMS/канал

600 Ом — 175 мВтRMS/канал

Входы: балансные XLR, небалансные RCA, USB 2.0 или RCA с фонокорректором

Выходы: наушники балансный 4-контактный XLR, наушники небалансный TRS, линейный балансный XLR, небалансный RCA

USB-контроллер: C-Media CM6631A

ЦАП: AD5547

Поддержка дискретизации: до 24 бит / 192 кГц

Цифровой фильтр: Schiit Comboburrito Time- and Frequency-domain Optimized DSP

Диапазон рабочих частот: 20 Гц—20 кГц (±0,25 дБ, 2 Гц—100 кГц, −3 дБ)

Максимальная амплитуда выходного сигнала: 2 В RMS

Коэффициент гармонических искажений: <0,005%, 20 Гц—20 кГц

Концерт интермодуляционных искажений: <0,002%, CCIR

Сигнал/шум: >106 дБ

Габариты: 229×152×51 мм

Вес: 2,7 кг