Весьма неплохую Hi-Fi систему сегодня можно собрать из нескольких беспроводных колонок, которые будут общаться друг с другом и с музыкальным сервером исключительно по Wi-Fi. И именно за таким форматом домашнего аудио аналитики видят будущее индустрии. Казалось бы, производителям Hi-Fi кабелей самое время загрустить и начать сокращать производство. Но Стивен Хилл из Straight Wire на удивление оптимистичен, ведь в ассортименте его компании есть самые востребованные кабели, включая модели, использующиеся для беспроводной акустики!
Шутки шутками, а общемировой тренд в индустрии домашнего аудио действительно стремится свести потребление кабельной продукции к минимуму. А при современных технологиях те немногие кабели, которые все ещё нужны, не обязательно должны быть высокого качества. Импульсному блоку питания с хорошей фильтрацией не так уж важно, сколько процентов серебра будет в кабеле питания, а аудиопоток в сетевую акустику попадает если не по WiFi, то по обычной витой паре Cat5, 305-метровая бухта которой стоит как недорогой RCA-межблок. А теперь скажите, где тут может заработать производитель высококачественной кабельной продукции?!
И даже если мы говорим о классическом Hi-Fi, количество межблочных соединений сегодня стремится к минимуму. Кому-то хватает одного проигрывателя винила с усилителем, а другой выберет один сетевой плеер и активную акустику. Человечество в своей массе стремится к удобству и простоте, что никак не подразумевает под собой хитросплетение интерконнектов или бесконечные нагромождения Hi-Fi компонентов. Все эти аудиофильские конструкции становятся уделом малочисленной группы энтузиастов и любителей «того самого Hi-Fi», во времена которого вода была чище, трава зеленее, а «группа Дип Папл записывала Мэйд ин Джапан».
На семинаре Стивена Хилла, посвященному фирменным технологиям и перспективам развития кабельной продукции Straight Wire, я был сосредоточен лишь на одном вопросе: как производитель видит будущее кабельной индустрии? Одним из первых ответов стала небольшая лекция о несовершенстве Wi-Fi соединения и беспроводных технологий как таковых. Сигнал Wi-Fi, по словами Хилла, подвержен воздействию электромагнитных помех, Hi-Res с высоким битрейтом проходит туго, а беспроводные системы управления типа ZigBee плохо защищены от взлома. Всё это хороший повод воспользоваться кабельным подключением сети, что потенциально поможет производителю повысить продажи кабелей Cat5 и Cat6, но к Hi-Fi данный вопрос имеет весьма косвенное отношение.
Непосредственно к теме аудио относятся High-End-кабели, продажи которых пока что не сокращаются. Удерживать позиции в данном сегменте и двигаться вперёд в плане качества Straight Wire помогает усовершенствование имеющихся конструкций и технологий.
На уровне техпроцессов было улучшено производство кабельной жилы. В процессе экструзии кабеля происходил мониторинг погонной ёмкости в режиме реального времени, а также повышена степень очистки и контроль Ph-фактора воды, используемой для охлаждения проводников. Были применены новые машины для навивки изоляционного материала с компьютерным контролем натяжения ленты, что позволило стабилизировать погрешности электрических характеристик кабелей.
Многожильные проводники, изготавливаемые по технологии Compressed Conductor Technology, обжимаются на 7% больше, чем ранее. Для изоляции используется материал PFA, созданный на основе тефлона, но обладающий большей гибкостью и пластичностью. Совершенствуется технология воздушного диэлектрика Air Core Helix. Одним словом, работы ведутся по всем фронтам, чтобы истинные ценители High End покупали новые кабели, все глубже погружаясь в аудио нирвану.
По-прежнему хорошо продаются инсталляционные кабели, особенно большой длины. Ведь чем больше дистанция для передачи сигнала, тем больше набегает потерь в кабеле и тем более значимо качество самого кабеля.
Помимо совершенствования проводников и диэлектриков, Straight Wire применяет еще и электронные решения. В длинных HDMI-кабелях один из разъемов содержит встроенный пассивный чип, не требующий внешнего питания. Он обеспечивает фильтрацию помех и выравнивает погонный импеданса кабеля. Благодаря этому удаётся выгадать несколько дополнительных метров соединения без применения промежуточных усилителей. При использовании эталонного источника сигнала с мощностью выхода, соответствующей стандартам сигнал 4К, можно передать одним кабелем на 12-14 метров.
Аналогичную хитрость реализовали и в USB-кабелях, применяемых для подключения ЦАП к компьютеру. Но тут всё оказалось не столь однозначно, поскольку необходимость фильтрации зависит от принципа работы ЦАП. Некоторым из них фильтр мешает стабильно работать. Так или иначе, хорошие USB кабели сегодня по-прежнему актуальны и востребованы, а StraightWire производит качественную продукцию. Помимо возможности выбора модели с фильтром или без, они примечательны ещё и использованием посеребренных проводников. Как сказал Стивен, «чистое серебро или посеребрённая медь бесполезны и бессмысленны в качестве акустических кабелей, но хороши в тех случаях, когда передаётся высокочастотный сигнал».
USB-кабели — это одна из растущих и перспективных категорий, но самым важным сегментом рынка на ближайшие несколько лет Стивен видит высококачественные кабели для наушников класса High End. И я не могу с этим не согласиться. Рынок дорогого и качественного портативного аудио продолжает расти, и пока aptX HD или какие-нибудь иные беспроводные Hi-Res-кодеки ещё не захватили мир, хороший соединитель между усилителем и наушниками будет, безусловно, востребован.
Один из слайдов презентации, посвященный растущим нишам рынка, содержал крайне примечательную формулировку, которую Стивен не упомянул на конференции. Выглядела она следующим образом: «кабели для Sonos». Именно так. Конкретно для Sonos. Естественно, я решил уточнить, о чём идёт речь, и зачем беспроводной акустике нужен кабель? Оказалось, в Америке весьма востребованной позицией в ассортименте StraightWire являются длинные оптические кабели, используемые для подключения AV-оборудования к аудиосистемам Sonos. Стивен уточнил, что ассортимент оптических кабелей был специально расширен для удовлетворения именно этого запроса пользователей: «клиенты у нас спрашивали не «цифровой оптический кабель» или «Toslink», разговор всегда шёл конкретно о кабеле «для Sonos».
Понятно, что взрывного роста продаж оптических кабелей в России пока ожидать рано — беспроводная мультирум-акустика у нас не настолько популярна.
Однако обратите внимание на простую закономерность: производители кабелей, ранее обслуживавшие интересы любителей традиционного Hi-Fi, всё более интенсивно и уверенно движутся в сторону портативного аудио, цифровых технологий и, как это ни парадоксально, беспроводных мультирум-систем.