Пересматривали сегодня семейством "Властелина колец: Две крепости" и наблюдая за печалью соратников Арагорна о его падении со скалы после набега варгов прозвучал вполне стандартный комментарий: "Зря они печалятся, мы же все знаем, что он выживет". На что прозвучал ответ - "а вдруг в этот раз разобьется?". Потом фильм был поставлен на паузу и незатейливые комментарии переросли в оживленную дискуссию.
Еще 19 лет назад меня порадовала компьютерная игра Shogo некоторым количеством неожиданных идей. Закрученная в ней сюжетная линия не только предполагала выбор различной фракции (как в Готика, только в данном случае нужно было выбрать класс "меха" - робота управляемого человеком), но и абсолютно разный основной сюжет в зависимости от принятых на контрольных точках решений игрока. В настоящее время многосюжетные линии в играх уже не редкость, но до кино эта идея почему-то никак не добралась. Точнее добралась, но только в виде альтернативных концовок и вырезанных сцен, размещенных в дополнительных материалах. А как было бы интересно, если бы в процессе просмотра фильма концовка и вырезанные сцены выбирались случайным образом? На диске находился бы маркер, который случайным образом выбирал следующую "часть" фильма. Например, это 5 минутная история главных или второстепенных героев фильма, которая каждый раз рассказывала бы "новую" историю (про другого героя). Или это могла бы быть часть основного сюжета, которая развязывала бы фильм или приводила к его концовке совершенно разными способами (создавала разный характер и мотивы для героев, или последствия принятых ими решений). В производстве эта идея не съела бы лишних средств, поскольку все декорации и время актеров были бы уже оплачены и их не пришлось бы создавать\нанимать заново (лишний дубль не составляет много труда, вопрос мог бы уткнуться разве что в бюджет на компьютерную графику). А у покупателя был бы лишний мотив приобрести после просмотра в кинотеатре фильм на носителе, или еще раз сходить в кино на понравившийся фильм (увидеть альтернативу).
Сегодня нам предлагают много инноваций в технической сфере: разрешение 4K, очки виртуальной реальности (по всей видимости скоро кинотеатры подобного формата доберутся и до нашей страны), звук Dolby Atmos. Но все это никак не влияет на ценность для зрителя самого фильма (как киноискусства, а не аттракциона, если позволите). Завладевая более совершенными техническими средствами мы получаем новый крутой мотоцикл, на котором едем по старой вшивой дороге. Что, если мерзкий злодей открывался бы нам при повторном просмотре с другой стороны (инвариантность сцен не обязательно должна быть противоречивой)? И это решило бы проблемы выпуска режисерских версий, сюжет которых просто был бы "одной из" "частей" фильма.
Что еще мог бы привнести для нас прогресс в развитии кинематографа - пофантазируем?