Вместо квартиры или загородного дома, с привычной Hi-End системой или домашним кинотеатром, в этот раз, мы пришли в студию звукозаписи, построенную компанией MMS. Записываются в ней самые интересные артисты наших дней — от группы Альянс, до певицы Инны Желанной, а уж оборудование такое, что хочется записываться самому...
Студия звукозаписи — это такое интересное место, куда всегда хочется попасть, а когда попал, то долго не хочется уходить: все-таки, там записывается музыка, которую мы потом слушаем на своих домашних системах — это следующая отправная точка в звуке, после, собственно, музыканта.
История компании MMS началась в 1991 году именно с создания студии звукозаписи. Позже, основной деятельностью компании стала Hi-Fi-техника и автозвук, но начиналось все именно со студии. Несколько лет назад помещение было полностью перестроено, фактически, все было создано заново, на еще более серьезном техническом уровне. Сейчас студия существует как некоммерческий проект, что само по себе встречается не так уж и часто. Нас встретил Андрей Синяев, инженер мастеринга и записи, и по сути, главный специалист студии, а так же ее создатель. Его рассказ, в сочетании с увиденным и услышанным, и послужил материалом для этой статьи.Счего начинается студия? Для нас знакомство началось с главной аппаратной. Первое, что замечаешь — конечно же многоканальный пульт SSL Duality. Аппарат далеко не самый часто встречающийся и обладающий рядом интересных особенностей. Помимо полного управления по сети и прочих, обычных для современной техники свойств, основное, что привлекает внимание — пульт полностью аналоговый в той своей части, которая непосредственно общается со звуковым сигналом (это касается и встроенных экспандеров, компрессоров и гейтов в каждом канале). Пульт собирает и коммутирует все, что происходит в студии. Есть отдельные комнаты для записи ударных, вокала и прочих инструментов, а также специальная — для записи рояля. Все помещения, как и положено, полностью отделены друг от друга,
имеют полагающуюся им звукоизоляцию, раздельную систему приточного кондиционирования и поддержания микроклимата. Последнее, немаловажно для сохранности и стабильности состояния коллекции гитар, хоть и не большой, но очень интересной. Также, по всем трем комнатам рассредоточен обширный набор микрофонов: в собрании имеются культовые ламповые модели таких производителей как Neumann или Telefunken, конденсаторные, динамические, ленточные. Для каждого конкретного случая микрофоны подбираются индивидуально, путем записи тестовых треков и последующей выборки наиболее подходящего варианта звучания. Все сигналы, из разных комнат, от микрофонов и инструментов стекаются в аппаратную на пульт. Помимо самого пульта, конечно же имеется масса инструментов для обработки звука, и тут встречаются как просто хорошие «рабочие лошадки», так и аппараты, которых во всем мире не больше десяти штук — например ламповый компрессор-лимитер Fairchild 670 — как раз такой, который когда-то использовался в студии Abbey Road. Вся винтажная техника, прежде чем попасть в стойку, прошла полное восстановление и профилактику и при том с использованием оригинальных компонентов.Следующий интересный момент — запись и сочетание цифрового и аналогового. Сигнал может одновременно подаваться как на рабочую станцию ProTools, так и на аналоговый 24-х дорожечный магнитофон Studer A827 — реализовано это далеко не самым простым образом, но по факту, работает именно так, как задумывалось. Для полноценной реализации этой функции, некоторое оборудование изготавливалось в единичных экземплярах, под заказ.
Помимо основного «катушечника», есть еще дополнительные мастеринговые катушечные магнитофоны, в том числе такой аппарат, как Studer C37, находящийся в полностью рабочем состоянии и, также как прочее оборудование, восстановленный с использованием «родных» компонентов. Звучит этот аппарат очень интересно, но по мнению Андрея, именно для студийного применения подходит далеко не всегда по причине того, что привносит в звук свои собственные артефакты. Еще одна особенность — далеко не самые привычные, для студийного применения, мониторы. В качестве основных используются большие четырехполосные JBL 4344 MKII. Когдато давно, они были куплены для студии новыми и с тех пор исправно работают. Также были попытки установить Tannoy Super Gold Monitor, но они показали себя менее линейными. Осматривая акустику мы заметили, что к усилителю она подключена не самым обычным, по студийным меркам, кабелем — Nordost Valhalla. «Да, это просто хорошие кабели — вот и все» — комментирует Андрей. Кроме JBL, конечно же, присутствуют привычные многим мониторы Yamaha и крошечные винтажные широкополосные колонки Aurotone CUBE 5C — они работают как контроль звука, который будут слышать люди, включая записи на самой простой технике. И поскольку звук Yamaha, хозяина студии не удовлетворяет, он пользуется широкополосниками Aurotone. Мы же послушали записанные Андреем треки Инны Желанной, на основной мониторной акустике студии и в очередной раз убедились, что звук мастер-файла — совершенно особенная вещь, и
построить дома систему, способную воссоздать это ощущение, дорогого стоит. Во всех смыслах этого слова. В разные годы, на студии записывались такие известные современные группы как: «Несчастный случай», «Ва-Банкъ»; исполнители: Кристина Орбакайте, Алексей Хвостенко, Александр Буйнов и многие другие. Звукоинженеры студии проводили реставрацию и мастеринг уникальных записей. В настоящее время мастера студии работают над записью новых дисков группы «Альянс» и Сергея Минаева.
Андрей Синяев
Личный взгляд
Какова же звуковая идеология этой студии?
Все прописано в учебниках, остальное — дело вкуса и мастерства. Не должно быть технического брака звуковой картины, которая состоит из тембра, пространства и динамики. Больше ничего! Если вы все сделали правильно, то считайте что вы записали музыку.
А как же творческий почерк звукорежиссера?
Нет такого почерка — он делает или так, как должно быть, или плохо.
Что же оказывается самым важным при работе в студии?
А что самое важное, например, в домашней системе? Акустика? Усилитель?
Источники? Важна качественная запись, а дальше существует множество вариантов. Так же и в студии, главное — это музыкант, как он сыграл или спел. Если все извлечено правильно, то все состоялось. А если нет — не помогут ни оборудование, ни специалисты на нем работающие.