Мелодии The Beatles в стиле фьюжн и смесь африканских ритмов с джазовой традицией — такое нечасто услышишь! Но нам с вами повезло. Напрашивается оптимистичный вывод: джаз зелен как майский лист. Точнее, листики. Разной формы и цвета.

Действительно, движение — налицо. Мэтры выпускают мощные альбомы, лейблы открывают новые имена. Американец Эл Ди Меола, австриец Вольфганг Мутшпиль — эти люди в особом представлении не нуждаются. А вот как вам «другой» Авишай Коэн с его трубой, поющей женским голосом, а также пост-боп из Канады и Южной Африки?

Al Di Meola «Across the Universe»

Второе масштабное и концептуальное обращение Эла Ди Меолы к песням The Beatles. В 2013 году вышел его нашумевший альбом «All Your Life: A Tribute to the Beatles», где гитарист сделал из битловских нетленок некий инструментальный акустический фолк-фьюжн, полностью синкопированный. Отличный альбом. Если пропустили — ознакомьтесь.

«Across the Universe» ближе к инструментальному прог-року. Тут разные электрогитары, барабаны, клавиши, местами звучащие довольно аутентично. Хотя у Ди Меолы ничего очевидного не бывает. Тут тоже преломил по-своему. Так, «Here Comes the Sun» становится фламенко. В «Golden Slumbers» запилил соло скорее в духе Гари Мура, чем Джорджа Харрисона.

К простой мелодии «Strawberry Fields Forever» присочинил темповую партию второй гитары и фьюжн-соло. Любопытная запись. Главное, что сделанная с любовью. «Я начал учиться играть на гитаре из-за The Beatles», — говорит 65-летний мэтр. Верим!

Apple Music, Яндекс.Музыка, Deezer


Wolfgang Muthspiel «Angular Blues»

Австрийский гитарист Вольфганг Мутшпиль два года назад выпустил замечательный альбом, записанный квинтетом с участием Брэда Мелдау и Амброузом Акинмусиром. И вот, совсем новье — четвертый релиз гитариста на ECM.

На сей раз аскетичным трио мастеров — с ритм-секцией Скотт Колли/Брайан Блейд. А во время карантина радовал соло-концертами из дома, сыграв, в частности — на классике с нейлоном «Camino» — пьесу как раз из нового альбома.

«Нестандартный блюз» — так можно бы перевести это название. Впрочем, ничего оно особо не сообщает. Музыка Мутшпиля действительно нестандартная: авторская акустическая, между неоклассикой и мягким джазом. Ну и, конечно, как это принято на лейбле ECM — все медленное, задумчивое и отмороженное.

К счастью, не перепродюсированное: вся программа записана в Токио за один день. «Максимум два дубля на композицию, — как говорит сам Мутшпиль. — Чтобы зафиксировать живой поток, как на концерте». Послушайте самую проникновенную, на мой вкус, композицию «Hüttengriffe».

Apple Music, Яндекс.Музыка, Deezer


Avishai Cohen «Big Vicious»

Израильский трубач Авишай Коэн менее известен у нас, чем его полный тезка-контрабасист. И зря! Коэн-трубач четверть века назад прославился как вундеркинд и играет своеобразный модальный джаз. Эдакий по-европейски медитативный.

Электрический проект Коэна Big Vicious — два гитариста и два барабанщика — выпускает очередной альбом на лейбле ECM, где сам Коэн много записывался как лидер и сайдмен.

Альбом «Big Vicious» — современная смесь шумной рок-психоделии с электроникой. Молодые музыканты подсадили трубача на всякий Radiohead, альтернативный рок и трип-хоп. В кавере на «Teardrop» Massive Attack труба Коэна удивительно точно копирует интонацию певицы Лиз Фрейзер. Есть и версия «Лунной сонаты» — хотя джазменов надо бы за такое бить по башке канделябром, но тут и вправду получилось не очень пошло.

А общая атмосфера альбома зачаровывает. Эдакий медленный грув с бесконечными волнами напряжения. Короче говоря, умеют приятно помотать нервы.

Apple Music, Яндекс.Музыка, Deezer


Nduduzo Makhathini «Modes of Communication: Letters from the Underworlds»

Обзор крутых и состоявшихся гениев завершим новым и ярким персонажем. Экзотическое приобретение лейбла Blue Note — южноафриканский пианист, композитор, философ (и чуть ли не колдун!). Имя его мы наверняка будем произносить неправильно… Судя по интервью — произносится как Дудузо Макацини.

Жанр альбома вкратце: напевы на африканских языках, модальный джаз с африканскими мотивами. Макацини — очень мощный мастер; крепко укоренен в традиции. Его лестно сравнивали с Маккоем Тайнером еще при жизни последнего.

Так вот, когда Макацини играет наперегонки с саксофонистом, то их совместный полет действительно сильно напоминает дуэт Колтрейна-Тайнера. На саксофоне, кстати, в этом альбоме сыграл еще один современный гений, выпестованный тем же «блюноутом» — Логан Ричардсон.

Материал драматургически выстроен так: от солнечно-пальмовой пасторали к самоуглубленности и мрачняку. На видео — как раз предпоследний трек альбома.

Apple Music, Яндекс.Музыка, Deezer


David Lavoie Quartet «Juno»

Еще из нераскрученных у нас имен — Дэвид Лавуа из Ванкувера. Пример современного мейнстрима без закидонов. Такое играют более или менее все, но все ж Лавуа достаточно своеобразен. Он учился на трубача, параллельно сам на гитаре. Записывается в обоих качествах.

Как трубач очень приятен — такой «олдовый» шершавый звук, с продирающими высокими нотами. Квартет плотный, ритм качает. Музыка оригинальная, с явными отголосками прошлого. Геометрически простая мелодия заглавной «Juno» напоминает Giant Steps. А отрывистые аккорды во вступлении «Maiden Voyage» — Херби Хэнкока.

Apple Music, Яндекс.Музыка, Deezer