Затишье на площадке. Или мне показалось? Хочется больше историй от участников сообщества: поиски, пробы компонентов, находки и разочарования, от вдохновения до «вчера всё распродал и слушаю Яндекс станцию», новинки музыкальных коллекций. Попробую начать с себя.

В прошлом уже рассказывал о доводке своей системы при помощи кабельной продукции тут . Хорошо тогда искрило между ценителями и отрицателями кабельной магии!

На выходе тогда я получил энергичный и густой звук, а также удовольствие от процесса и результата.

Поимка хорошо оснащенного канадского зверя

В середине прошлого года на всероссийской площадке б/у барахла в моем родном Петербурге засветился по заманчивой цене любопытный и редкий в наших краях «ЦАПопред» Anthem STR Preamplifier. Технику Anthem слышать мне уже доводилось, а вот конкретно такой – нет. Раз есть возможность - послушал в системе продавца. Интересно…и ничего не ясно. Я человек расчетливый, следовательно, нужно иногда идти на безрассудство. Рискнул и взял.

Заметки до прослушивания:

• Несмотря на наличие XLR коммутации, внутри он небалансный.

• Максимально возможный набор коммутации для интеграции стереосистемы с ДК: сквозные каналы фронтов и 2 отдельных сабвуферов пропускают сигнал с ресивера, достаточно просто выключить пред – очень удобно.

• Развитый бас-менеджмент для включения в стереосистему 1 или 2 сабвуферов: кроссовер, громкость, полярность, фаза, моно/стерео. Чего ещё желать по этой графе – не ведаю. Только если выбора порядка фильтров для кроссовера, тут доступен только традиционный LR2 (12Дб/октаву).

• Встроенная комнатная коррекция ARC, прилагается микрофон с калибровочным файлом на добротной регулируемой стойке и бесплатное (привет Dirac и Audyssey) ПО для ПК и Android.

• Неплохие измерения и отзывы на американских площадках. Тем временем в России и Европе линейка Anthem STR встречается нечасто, в отличие от «гимновых» ресиверов и процессоров, хотя и представлена в рознице.

• Портативщиков «гимновцы» не признают: выход на наушники просто отсутствует.

Слушаем.

В сравнении с прежним трактом (ЦАП WiiM Pro Plus или Denon, пред встройка Denon AVR-X3500H) на Anthem STR Pre звук стал суше, детальнее, прохладнее, светлее и объемнее. Бас скинул жирок, добавил мышц и жил. ВЧ прибавили в яркости, разнообразии… и «колкости». Сцена получила дополнительные градации глубины, а КИЗ стали мельче и строже очерчены. В обзоре на каком-нибудь информационно-рекламном ресурсе написали бы: прежний сетап словно отправлял в большой, слегка гулкий концертный зал, а нынешний в студию или небольшой клуб. Слышны некоторые новые нюансы звукоизвлечения голосов и акустических инструментов, призвуки, вместе с тем кое-какие треки (сжатая динамика, задранные края частот) хочется сделать потише: недостатки выпячиваются. В целом, звук более подвижный и ясный, но менее сглаженный для длительного прослушивания и специфических записей. Ладно ещё записи: неравномерности АЧХ и тембровые «фишки» самих АС тоже оказались дополнительно сфокусированы. В ответ я перекинул на выход преда «успокоитель» Atlas Hyper вместо более яркого Neotech NEI-3003 и стал чаще класть подушки на диван за головой (сокращает отражения от стены, ранее привлекавшие меньше внимания).

Описанный выше эффект относится и к ЦАПу, и к преду. Вклад ЦАПа по моим наблюдениям тут побольше, видно в прямом сравнении ЦАПа Wiim Pro Plus со встроенным в Anthem (оба из транспорта WiiM в предварительную секцию Anthem в директе): первый отсыпает чуть меньше динамики, пространства и деталей, больше тепла и мягкости, будто располагаясь на середине шкалы от Denon к Anthem.

Сабвуфер в трифонике интереснее и вариативнее работает при подключении к Sub RCA выходу Anthem, чем по ВУ c мощника. С ресивером Denon и тем же мощником Arcam PA240 расклад обратный, во всяком случае, на мой вкус.

Рум-коррекция ARC в сравнении с деноновской Audyssey прозрачнее, сохраняет больше почерка тракта и записи, эшелонирование сцены, но требует более вдумчивой и неочевидной настройки (курить американские форумы и экспериментировать), плюс по умолчанию излишне, на мой вкус, истончает бас. Для обеих систем целесообразно поиграть с разным уровнем подъема басов, а также ставить верхнюю границу комнатного эквалайзера для фронтальных АС в районе 300 Гц, выше бросаются в уши правки тембров и пространства, причем Audyssey в этом грубее.

Различные композиции и даже громкости просушивания могут выявлять предпочтение к прослушиванию в директе или c той или иной настойкой ARC, благо переключаются они влёт с пульта или мобильного приложения. Функционала и управляемости в одной коробке насыпано столько, что до темброблока руки уже не доходят, хотя он есть и весьма пригож.

Погружаемся в бас на новой субмарине

Канадский пред на три буквы STR – швейцарский нож в коммутации и менеджменте басов, для него ВУ подключение сабвуфера не слышится предпочтительным, а RCA шнурка оказывается достаточно для ДК и стерео. Значит, в ценовой категории моего заслуженного MJ Ref 150 можно найти без ВУ что-то альтернативное, как минимум помощнее. Так я и сделал: взял новый c иголочки Rythmik L12 на замену породистому британцу: вдвое больше ватт (330 против 150); «лопух» крупнее (12 против 10 дюймов) и расположен на лицевой панели, а не в пол; меньше искажения (технология direct servo).

Сабвуфер был успешно интегрирован в стерео и ДК, всего-то месяц перестановок, измерений и опытов… Поделюсь некоторым сравнительными наблюдениями MJ - Rythmik. Rythmik может играть значительно выше по частотному диапазону и точнее, чем MJ, при этом он заметно суше, сильнее демпфирован, во всяком случае в режиме «Low-Music» с заявленным коэффициентом добротности Q=0,5. Уверенно работает с высоким кроссовером (80-120 Гц), где MJ кажется тяжеловат. Легко выходит на более высокий SPL. Менее заметен в системе, умеет спрятаться на музыкальном материале за фронтальными АС, деликатно выдавая своё присутствие только на фрагментах с изобилием низкого баса: орган, контрабасовые соло, большой барабан и т.п. Меньше заводит пол, особенно после установки на ножки SVS SoundPath. В музыкальном трифонике выбор между британцем и американцем – во многом дело вкуса, пожирнее или посуше, а вот для ДК Rythmik выходит вперед однозначно: SPL рулит.

Вместо вывода

Опять я сварил на знакомых АС новый звук, это увлекает. Учитывая схему сетапа и функционал предусилителя Anthem, я всегда в мгновенье могу вернуться к привычному звуку ЦАПов Denon или WiiM, слушать в директе или с рум-коррекцией, включить или выключить сабвуфер. Главное - вовремя оторваться от этих забав в пользу собственно музыки.

Я долго хотел родить какой-то глобальный вывод, который поможет меломанам и аудиофилам с похожими бюджетами и техникой. И не смог. Эта история в общем случае ничему не учит.

Могу лишь констатировать, что начальные АС Focal 716 оказались достаточно прозрачными, чтобы отобразить большинство перестановок и настроек. Эти француженки удивляли меня разными непохожими платьями, но сохранили узнаваемое лицо.