История зарождения кастомного производства гитар Fender, рассказанная основателями, гитарными мастерами, Майклом Стивенсом и Джоном Пейджем в интервью журналу Guitar.com 30 сентября 2019 года. За последние 30 лет Fender Custom Shop переписал правила для гитар топового класса и размыл грань между известными брендами и бутиковыми инструментами.
За последние 30 лет Fender Custom Shop переписал правила для гитар топового класса и размыл грань между известными брендами и бутиковыми инструментами.
Часто под термином «кастомная гитара» подразумевается нечто особенное, сделанное с необычными функциями и нестандартными характеристиками. Однако для гитаристов Fender последние 30 лет этот термин скорее означает попытку воссоздать лучшие из гитар 50-х и 60-х годов. На самом деле, Fender Custom Shop был основан с целью производства того и другого.
Большинство гитаристов и, в частности, поклонники Fender, знают в целом историю Custom Shop, которой в этом году исполняется 30 лет. Билл Шульц также решил создать отдел «лучший из лучших», в котором лютье высшего уровня могли бы спасти Fender Musical Instruments Corporation (FMIC) от разорения и восстановить силы этого некогда могущественного гитарного бренда. Они смогли создавать лучшие исполнения как традиционных моделей Fender, так и авантюрные новые дизайны для удовлетворения потребностей именитых артистов и клиентов по специальному заказу. Но как климат в недавно реформированной компании способствовал этим усилиям, и как предприятие действительно собралось вместе?
Мы попросили соучредителей Fender Custom Shop, Майкла Стивенса и Джона Пейджа, рассказать об этом, но сначала давайте вернемся на несколько лет назад.
С крахом Fender Musical Instruments, который казался неизбежным на закате руководства CBS, действующий генеральный директор Булл Шульц и группа инвесторов – включая Дана Смита из команды управления CBS – в 1984 году приобрели права на имя и дизайн Fender. Реконструировав работу в качестве FMIC, новые владельцы первоначально приступили к выталкиванию основных моделей из пепла и открытию нового завода в Короне, штат Калифорния – завод Fullerton, не включенный в общие условия продажи. Как только FMIC встал на ноги, Шульц захотел напомнить гитарному миру, насколько Fender может быть хорош. Для этого был нужен именно Custom Shop, и он поручил отладить процесс производства вице-президенту FMIC Дэну Смиту. Чтобы понять, как он это сделал, однако, следует кратко рассмотреть двух уникумов, которых он пригласил в команду.
Майкл Стивенс: От ранчо до электрогитарного гуру
Стивенс начал свою карьеру всерьез в 1967 году, работая с покойным Ларри Джеймсоном в знаменитом Guitar Resurrection в Сан-Франциско, штат Калифорния – месте, куда приезжало бесчисленное множество гитаристов Bay Area для ремонта и нестандартной работы. Позже он вернулся в свой родной Техас и начал развивать другую свою страсть: обучение арабских лошадей для шоу на ранчо в отдаленном Мак-Кинни. Вернувшись в гитарный склад в 1978 году, Стивенс открыл свою собственную мастерскую в Остине, где ремонтировал – и в конечном итоге стал изготавливать гитары для новой волны известных музыкантов. В течение следующих нескольких лет к Стивенсу обращались Stevie Ray and Jimmie Vaughan, Otis Rush, Albert King, Eric Johnson, Lonnie Mack, Hubert Sumlin, Junior Brown и целая плеяда гитарных легенд того времени.
Но для Стивенса это были заказы «на стороне», которые привлекли внимание остального гитарного мира.
«Перенесемся в 80-е годы, – говорит нам Стивенс, – когда я построил знаменитую двухгрифовую гитару для Кристофера Кросса, Git-Steel для Джуниора Брауна, электрическую мандолину Paul Glasse и Roscoe Beck шестиструнный бас – который можно узнать в соло Роббена Форда в песне «Talk to Your Daughter». Мне удалось побывать на выставке NAMM в 1985 году с Shadow. Поскольку я использовал их пьезо-звукосниматели на своих басах, а Роббен был очень близок с Дэном Смитом из Fender, поэтому Роско привел его к павильону Shadow для встречи со мной и знакомству с моими бас-гитарами». В то же время работы Стивенса освещались в нескольких статьях известных японских гитарных журналах. Где наиболее громогласно отстаивали так называемый «гитарный бутик», поэтому он также снискал репутацию одного из самых уважаемых ремонтников в винтажном сообществе. Но эта слава означала, что Fender был не единственным предприятием, кто знал о способностях Стивенса.
«После той выставки NAMM в начале 1986 года, Дэн Смит пригласил меня в качестве консультанта по оценке моего дизайна, а затем для разработки концепции Custom Shop – и, наконец, для всех троих направлений одновременно. Тем временем созданный мною «Flying V» занял первое место на «Dallas Guitar Show» в 1986 году, после чего я получил приглашение в Gibson Custom Shop, управлял которым тогда мой старый друг Тим Шоу. Но я все равно устроился работать именно на Fender».
Джон Пейдж: от серийного производства до уникального мастера
В отличие от Майкла Стивенса, Джон Пейдж уже имел фундамент гитарного строительства в Fender к тому времени, когда Custom Shop стал мерцать в глазах Шульца. «Я начал работать в Fender в 1978 году, – рассказывает Пейдж, – и провел около девяти лет в области гитарных разработок – три в качестве производителя моделей и шесть в качестве инженера-конструктора вместе с Фредди Таваресом (нанятым Лео Фендером в начале 50-х годов). Я покинул Fender в конце января 1986 года, чтобы провести год в студии, работая над своей музыкой, но я по-прежнему консультировал эту компанию в плане дизайна.
Примерно в ноябре того же года я понял, что мне придется вернуться куда-нибудь на работу, поэтому я связался с Дэном Смитом и спросил его, есть ли какие-нибудь вакансии. Поговорив с Биллом Шульцем, Дэн предоставил мне возможность вернуться к гитарным исследованиям. Хотя мы обсуждали открытие Custom Shop много лет назад, Билл все-таки решил сделать это. Я оценил крутость идеи и решил сосредоточиться именно на этом.
Создание Fender Stratocaster Custom
Стивенс вспоминает, как будучи двигателем винтажной гитары того времени, он не уделял много внимания компании Fender, и поэтому не знал Джона Пейджа.
«Сказали, я могу выбрать помощника на свое усмотрение, и мне нужно поговорить с несколькими хорошими мастерами», – рассказывает он, – мы с Пейджем быстро пересеклись, и я понял, как мне нужны его фендеровские знания. Дело было сделано!»
Руководство хотело продемонстрировать какой-нибудь Fender Stratocaster Custom, как на предстоящем шоу NAMM '87 Winter, которое проходило всего через два месяца, поэтому еще до открытия официальных производственных помещений в Калифорнии, техасец рьяно взялся за дело:
«В декабре 86 года я отправился на работу в Остин, чтобы подготовить для Эрика Джонсона два американских Standarts для NAMM, поскольку он уже был моим индивидуальным заказчиком. Они предоставили на выбор множество деталей, грифов для замены ладов и последующей доводки. Когда я приехал на NAMM, Алиса (покойная жена Стивенса) отправилась на поиски дома, а я пошел работать в очень загруженную мастерскую магазина в Бреа, где начать готовить гриф для модели Эрика Клэптона, которая вскоре вышла в свет».
Со своей стороны, Пейдж подтверждает, что команда должна была взяться за дело и первоначально функционировать в довольно скудных условиях:
«Когда мы с Майклом впервые начали работать в январе 87 года, мы были в магазине R & D Model Shop в Бреа, небольшой огороженной зоне на складе, недалеко от офисных помещений. Fender ожидал от нас несколько гитар, однако «настоящий кастом шоп» еще не был построен на заводе Corona. Насколько я помню, мы работали там всего пару недель, потому что тогда Майклу пришлось ненадолго уехать, чтобы сделать окончательный переезд из Техаса.
«Во время его отъезда я решал вопросы с руководителем завода Corona по поводу строительства нашего нового цеха площадью 800 квадратных футов, отгороженного от основного завода. Я также начал покупать необходимые инструменты и оборудование для кастомного производства. Майкл привык к инструментам, которые в основном подходили для небольших мастерских: ручные фрезеры и тому подобное. Я же предпочитал инструменты заводского типа, такие как стационарные фрезеры и станки с ЧПУ. Таким образом, мы могли с успехом использовать оба варианта. Когда Майкл вернулся после месячного отсутствия, мы закончили работать в его гаражной мастерской. Я думаю, наши знания и навыки дополняли друг друга, поэтому каждый из нас учился у другого».
Пейдж добавляет: «Я помню интересную историю. У нас не было кондиционера или отопления в этом магазине по причине их дороговизны, поэтому это было исключено из моей бюджетной заявки. Одним летним днем Билл Шульц встретился с некоторыми членами Совета директоров. Я тогда чистил руками контуры стратовского корпуса – думаю, это был прототип Ингви. У меня была бандана на голове, которая невыносимо потела из-за жары. Билл видел это и был немного смущен условиями работы, что отметило также и руководство. Он сказал: «Пейдж, тебе нужно установить здесь кондиционер, ты весь мокрый!» Вопрос решился мгновенно! Я написал заказ на покупку и установку в течение недели – потрясающая оперативность!»
Хотя руководство могло вначале рассматривать кастомное производство как небольшую витрину – «драгоценный камень в короне» – эта позиция быстро изменилась, как только потенциал нового отдела стал очевиден. Первоначально Шульц рассматривал это предприятие «как парочку парней за 40, вытачивающих несколько крутых гитар. Я не думаю, что он когда-либо предполагал рост нашего отдела, как получилось в конечном итоге. Он хотел, чтобы мы могли воплощать все самые смелые задумки артистов, тем самым поднимая общее качество бренда. Первоначально Шульц сказал, что ему все равно, если мы заработаем деньги, и он скорее обрадуется, если бы все это оборвалось». Однако вскоре – через шесть месяцев после начала, вспоминает Пейдж, – изображение драгоценного камня превратилось в долларовые купюры. И руководство настояло, чтобы Custom Shop стал прибыльным делом. К счастью, наше начинание уже показало такой потенциал, который никто даже и не ожидал.
«Однажды утром я зашёл в офис Fender Brea, – вспоминает Стивенс, – поприветствовал новую девушку за письменным столом и, когда она остановила меня, спросив: «Сэр, вам назначена встреча?» Я сказал ей свое имя, на что она ответила: «О, тебе поступает больше телефонных звонков, чем всем остальным в офисе!» – Это была победа.
Клиенты рок-звезды и уверенная стратегия
После первых гитар для Джонсона и Клэптона, Стивенс и Пейдж приступили к созданию крафтовых гитар для по-настоящему звездного списка именитых артистов. Кастомные инструменты для Пита Тауншенда и Дэвида Гилмора были сделаны самыми первыми, и вскоре к ним присоединились Ингви Мальмстин, Эллиот Истон, Цезарь Росас, Дэнни Гаттон, Роберт Крэй, Уэйлон Дженнингс и многие другие. И это было только начало ассоциации рок-звезд с Fender Custom Shop.
Между тем, в конце 88-го – начале 89-го года Custom Shop также выпустили первую американскую гитару со сквозным грифом (neck through body), дизайн Стивенс назвал LJ (в честь друга из Guitar Resurrection, покойного Ларри Джеймсона). Явная попытка атаковать Гибсона на их территории – эта модель с двумя хамбакерами имела корпус из красного дерева с кленовым верхом, который Стивенс вырезал в своем гараже из-за отсутствия соответствующих инструментов в Fender. Гитара имела шильдик «Стивенс» на лицевой стороне головки и логотип Fender Custom Shop на задней стороне. Было выпущено только около 30 LJ, хотя впоследствии в Японии было также изготовлено две версии. Стивенс продолжает создавать собственные LJ по индивидуальному заказу и по сей день.
Одним словом, Custom Shop не только принес желаемую прибыль: он процветал. Спустя десятилетие после основания он вырос до производственных помещений площадью 30 000 квадратных футов, где работало 60 человек. В этот список вошли такие известные мастера, как Фред Стюарт, Дж. В. Блэк, Джон Инглиш, Джон Сур, Стивен Стерн, Джин Бейкер, Марк Кендрик, Джордж Бланда и Алан Хэмел. Но такой быстрый рост уже отправил Стивенса обратно в родной Техас, где в 1990 году он основал свой независимый Custom Shop одного человека. Однако, к середине 90-ых Пейдж тоже устал от этого. Он продержался до 1998 года, когда оставил должность начальника, чтобы стать исполнительным директором Музея музыки Fender и Фонда искусств. Двое основателей ушли из бизнеса, но не раньше, чем они инициировали новый этап истории Fender.
«Примерно в 1989 году, – говорит Пейдж, – я был действительно поражен возможностью создать эту новую веху истории Fender. К этому времени мы обросли кучей новых сотрудников. По обыкновению я проводил заводские собрания с участием всех мастеров и учеников. Я сравнивал нас с морскими пехотинцами и победоносно утверждал, что мы должны быть лучшими, мы ступали на новую территорию, и мы можем завтра кануть в небытие, если не докажем свое мастерство и финансовую независимость. Думаю, именно в те дни мне пришла в голову идея, что мы действительно пишем новую главу в истории Fender. Примерно тогда мой наставник Фредди Таварес пришел однажды в гости и провел аналогию с тем временем, когда он впервые начал работать на Лео Фендера в 1950-х годах. Это было откровением для меня!»
Стивенс также с ностальгией оглядывается назад, когда он помог относительно молодому и маленькому Custom Shop достичь большого успеха. «Я особенно горжусь тем, что стоял у истоков этого мероприятия и руководил им с огромной честью в правильном направлении». Билл Шульц сказал однажды: «Если мы сможем добиться безубыточности, я хочу самый крутой кастом-шоп на планете!» Мы сделали это и вернули Fender обратно на карту гитарной индустрии.
Майк Элдред возглавил руководство Custom Shop после ухода Пейджа в 1998 году. Его долгое и успешное пребывание в должности продолжалось до самого ухода в 2015 году, когда Майк Льюис приступил к своим обязанностям. Будучи «лучшим из лучших», Fender Custom Shop продолжает соответствовать своей репутации, удовлетворяя потребности гораздо большего числа музыкантов, которое Стивенс и Пейдж даже представить не могли в далеком 1987 году.
Майкл Стивенс продолжает изготавливать гитары по индивидуальному заказу в своей мастерской в Альпайне, штат Техас, и уделяет столько же времени катанию на лошадях в удаленной местности, куда он только способен забраться. Джон Пейдж переехал в южный Орегон в 2003 году, где он провел некоторое время за разработкой и изготовлением функциональной художественной мебели, прежде чем вернуться к гитарному ремеслу, которым он занимается все последние годы.