Практически каждый день я получаю очередной вопрос о «настоящих» 4К-проекторах. Интерес этот возник на фоне агрессивного продвижения продавцов Ultra HD (4К) телевизоров. Ведь, помимо Sony, пока не было рекламы 4К-проекторов среди обычных потребителей. Естественно, у людей возникает вопрос: «Если я могу купить телевизор с таким разрешением, почему бы мне не купить такой же проектор?»

Я скажу правду. Во-первых, внедрение 4К-панелей в проектор — это сложно и дорого. Первыми с разрешением 4К (3840 x 2160) вышли технологии LCoS, ЖК немного отстают, и, я уверен, что TI (DLP технология) также работает над решением этой проблемы в потребительском сегменте. Сейчас мы находимся на ранней стадии развития потребительского формата 4К, технологий и контента. Продукты первого поколения обычно имеют «детские болезни», работают по еще не устоявшимся стандартам, но они неизменно становятся лучше в короткий промежуток времени. К сожалению, для наших плохо информированных потребителей, наша отрасль слишком рано «спустила курок » с 4К-панелями, не полностью учитывая и раскрывая, КАК и ЧТО будет показано в 4K=контенте, ОТКУДА он появится, КАКИЕ преимущества он сможет предоставить.

Мы все уже обсудили возможности потокового 4К через интернет (анонсировано и «залайкано» Netflix, Amazon и другими). Интернет-игроки вполне могут стать «создателями контента» и сделать нечто вроде своего собственного «мини-Голливуда», чтобы получить свою долю рынка и притягательности для дисплеев, «таблетов», и прочего.

Тогда как «большой» Голливуд в целом обеспокоен тем, что все эти 4К-файлы ультравысокого качества «сбегут» из их хорошо организованной цепочки распределения. В конце концов, будущие 4К Blu-ray-диски теоретически могут показывать с таким же, если не лучшим. качеством, чем цифровые коммерческие кинотеатры (Digital Cinema). Как наилучшим образом управлять процессом распределения этих «ключей от царства кино», остается пока нерешенной задачей.

Другая вещь, о которой я хотел бы напомнить аудитории: разрешение и связанная с ним острота зрения, сами по себе, вероятно, являются наименее важными элементами, составляющими качество изображения. Динамический диапазон, глубина цвета и точность цвета побеждают историю о том, что «больше пикселей — это лучше».

Я вспомнил об этом, когда читал статью в Sound and Vision — краткое содержание семинара Джо Кейна (Joe Kane) по теме Ultra HD или, как он предпочитает называть это — «2160p».

Примечательны комментарии ниже, и мы все это испытали сами, когда на последнем шоу CES использовали Redray 4K-сервер с цветовой субдискретизацией типа 4:2:2 . Именно 4:2:2, плюс широкий динамический диапазон и цветовая точность, присущая нашему проектору SDC-12, сделали картинку настолько потрясающей. Джентльмен, который был частью команды разработчиков Red-кодека, отметил, что наша картинка была самой лучшей из тех образцов кино, которые он когда-либо видел, включая и кино на 12-метровом экране!

Последняя и самая сложная мысль о 4К: я подсоединил Redray стандартным дешевым китайским HDMI-кабелем длиной 2 метра. НЕ РАБОТАЕТ! Небольшая паника, и я получил 3-метровый высокоскоростной дорогой HDMI кабель Tributaries — РАБОТАЕТ!

Я уверен, что все инсталляторы стремятся установить как можно больше 4К-дисплеев, серверов, сетей на всю длину этих особняков, больших квартир… Особенно тогда, когда с HDMI 1.3 , HDMI 1.4 все работало так замечательно для 4К, да? :)

Как можно прочесть в журнале: «Джо Кейн — это имя, которое должно быть знакомо большинству, если не всем «видеофилам». Этот человек почти в одиночку добился того, что современные телевизоры и проекторы имеют специальное меню, дающее возможность точной цветовой калибровки. Без настойчивой пропагандистско-информационной деятельности Джо качество изображения было бы таким же, как и в 1989-м».

На CES 2014 Джо провел семинар о текущем состоянии Ultra HD (4K). Оказывается, Джо не впечатлен тем, что он сейчас видит. Основная мысль семинара была в том, что увеличение разрешения — это только одна часть стандарта Ultra HD, причем наименее важная его часть. Для того чтобы сделать Ultra HD действительно «Ultra», формат должен иметь глубину не менее 8 бит (сейчас в HDTV используется 10–12 бит) и менее агрессивную субдискретизацию цвета (HDTV использует 4:2:0, Джо рекомендует 4:2:2 для Ultra HD). Далее следует проблема более широкой цветовой гаммы, такой, как в стандарте REC.2020, — он включен в состав рекомендаций ITU (International Telecommunications Union). Текущий стандарт Ultra HD сейчас использует тот же стандарт цветового пространства REC.709, который использует HDTV.

На чьей стороне мяч в этой истории? Во время семинара Джо сказал, что улучшения, за которые он (и другие) выступает, превышают возможности HDMI 2.0 — нового специального стандарта соединения для Ultra HD, который уже устанавливается в новые комплекты Ultra HD. По словам Джо, интерфейс HDMI 2.0 – мертворожденный.

Итак … Хорошего вам 4К дня!

Оригинал: партнерская рассылка Wolf Cinema

Об авторе: Джим МакГэл (Jim McGall) директор по мировым продажам и главный разработчик Wolf Cinema