Café Blue относится к излюбленному демо-материалу аудиосалонов. Эту вальяжную, сытую фонограмму решительно невозможно испортить! И все-таки в руках издателей Café Blue оказалось неисчерпаемым как фрактал.
Все началось как у людей — с обычного CD-издания 1994 года и закончилось предложением магнитной мастер-копии за баснословные деньги.
Начнем по порядку. Базовый компакт-диск, если не знать, что было потом, может вполне украсить аудиофильскую полочку. Динамический диапазон не зажат, жаловаться вроде не на что.
DR Peak RMS Duration Track
--------------------------------------------------------------------------------
DR14 -0.77 dB -19.34 dB 5:25 01-What A Shame
DR14 -0.03 dB -18.46 dB 6:59 02-Mourning Grace
DR13 -3.92 dB -21.66 dB 4:40 03-The Thrill is Gone
DR14 -3.09 dB -23.05 dB 4:28 04-Romanesque
DR17 -0.09 dB -20.09 dB 5:08 05-Yellow Car III
DR15 -4.13 dB -22.45 dB 0:58 06-Wood is a Pleasant Thing to Think About
DR13 -6.99 dB -23.90 dB 5:03 07-Inch Worm
DR18 -1.36 dB -24.19 dB 5:21 08-Ode to Billy Joe
DR10 -2.40 dB -16.74 dB 7:59 09-Too Rich for my Blood
DR17 -2.40 dB -23.20 dB 4:29 10-A Taste of Honey
DR13 -2.40 dB -20.18 dB 9:02 11-Nardis
DR19 -2.40 dB -23.96 dB 3:20 12-Manha de Carnaval
В 90-х годах HDCD-технология была первой попыткой вырваться за пределы ограничения 16-битной технологии Red Book — пускай и за счет незначительного добавления шума. На обложке HDCD-релиза по-прежнему значился 1994 год, но на самом деле новый трансфер был выполнен в 1997-м. Правда, будьте готовы, что знакомый порядок песен будет иным.
Работа HDCD-алгоритма обычно базируется на трех отключаемых опциях. Peak Extension и Low Level Extension отвечают за расширение динамического диапазона. Transient Filter указывает на использование собственно фильтра, но на процесс декодирования уже не влияет. Что касается Café Blue, то анализ показывает отсутствие Transient Filter, зато с HDCD-декодером минимальный уровень был понижен на 4 дБ, а разрешение увеличилось до 17 бит. Для современной звукозаписи этого приема определенно не хватает!
Динамический диапазон изменился. В формальных единицах по трекам он стал где-то больше, где-то меньше. Но даже если ваш цифровой источник не будет обладать HDCD-декодером, данный вариант отыграет более чисто и прозрачно. Очевидно, что при мастеринге CD-первопресса Premonition использовалось оборудование более низкого класса.
DR Peak RMS Duration Track
--------------------------------------------------------------------------------
DR13 -4.64 dB -21.63 dB 5:24 01-What A Shame
DR16 -4.49 dB -25.95 dB 4:31 02-A Taste Of Honey
DR13 -3.31 dB -21.25 dB 8:02 03-Too Rich For My Blood
DR13 -3.35 dB -22.21 dB 4:29 04-Romanesque
DR16 -3.67 dB -22.78 dB 5:09 05-Yellow Car III
DR14 -4.70 dB -21.44 dB 0:58 06-Wood is a Pleasant Thing to Think About
DR13 -5.15 dB -22.62 dB 5:06 07-Inch Worm
DR17 -3.68 dB -26.23 dB 5:23 08-Ode to Billy Joe
DR14 -4.28 dB -21.88 dB 7:02 09-Morning Grace
DR12 -4.68 dB -21.56 dB 4:42 10-The Thrill Is Gone
DR15 -3.22 dB -24.06 dB 9:02 11-Nardis
DR18 -3.23 dB -26.77 dB 3:20 12-Manha de Carnaval
Наш любимый лейбл взялся за Café Blue в 2002-м году. Гибридный SACD-диск можно воспроизводить и в обычных CD-плеерах. Примечательно, что CD-слой звучит сопоставимо с DSD-дорожкой и надо сказать — этому имеется документальное подтверждение. История гласит, что певица записывала альбом на цифровой 32-дорожечный рекордер Otari в разрешении 16 бит/48 кГц. Спектральный анализ DSD-слоя подтверждает, что исходником послужила цифровая PCM-дорожка, поэтому и существенной разницы по звуку между ним с CD-слоем не наблюдается. Динамический анализ CD-слоя показывает, что громкость пиков поднималась до 0 дБ.
DR Peak RMS Duration Track
--------------------------------------------------------------------------------
DR14 -0.39 dB -18.08 dB 5:26 01-What A Shame
DR15 0.00 dB -19.64 dB 7:01 02-Mourning Grace
DR13 -2.24 dB -19.86 dB 4:40 03-The Thrill Is Gone
DR14 -1.16 dB -21.17 dB 4:28 04-Romanesque
DR17 0.00 dB -19.63 dB 5:09 05-Yellow Car III
DR15 -2.65 dB -20.56 dB 0:59 06-Wood Is A Pleasant Thing To Think About
DR13 -2.99 dB -19.55 dB 5:07 07-Inch Worm
DR18 0.00 dB -22.41 dB 5:22 08-Ode To Billy Joe
DR12 0.00 dB -17.48 dB 8:00 09-Too Rich For My Blood
DR16 0.00 dB -21.08 dB 4:30 10-A Taste Of Honey
DR15 0.00 dB -20.50 dB 9:04 11-Nardis
DR19 0.00 dB -22.72 dB 3:20 12-Manha De Carnaval
--------------------------------------------------------------------------------
В ходе исследования выявился и другой любопытный технический артефакт — весь альбом «прошит» высокочастотной помехой в узкой области между 15 и 16 кГц. Вины издателей в этом нет — так было с самого начала еще на CD 1994 года. И как бы там ни было, результат от MSFL можно считать наилучшим. По сравнению с двумя предыдущими изданиями: инструменты, вокал — все прорисовано более рельефно.
В 2011 году альбом перелопатили еще раз, но на этот раз более кардинально — начиная со сведения. Теперь микс оставлен более сухим, без затянутых ревербераций, которые считались приличным тоном в 90-х. Этот вариант выходил только на LP, SACD, ну и на упомянутой в начале магнитной ленте. Была поставлена задача вернуть слушателям изначальный дух записи, не потревоженный студийными эффектами.
SACD-версию послушать не удалось, а что касается пластинки, то она оставила двойственное ощущение. Безусловно, фанаты этого альбома порадуются еще раз и в итоге оставят у себя оба варианта. Новое прочтение Café Blue уже больше похоже на демо. Какие-то детали здесь выделились и обрели живость, но концептуально в альбоме уже нет того лоска, который в итоге и обеспечил ему многочисленные награды.