Изучение списка функций современного AV-ресивер такого класса может навести на мысль, что покупать его стоит лишь при переходе на самые новые форматы 3D-звука и 4К-видео. На самом же деле, его имеет смысл купить просто для улучшения качества звука вне зависимости от форматов.
Современные ресиверы поражают своей многофункциональностью. Они изначально взяли на себя роль центра многоканальных домашних систем, а теперь заменяют еще и аудиоплееры. Половина верхней части коробки Pioneer VSX-LX504 отведена для перечисления одних только музыкальных стриминговых сервисов и сетевых возможностей, а торцы сообщают о поддерживаемых многоканальных форматах.
Однако столь солидным набором функций сегодня хвастают и вполне бюджетные модели, а поддержку того же Dolby Atmos заявляют даже производители смартфонов. Чем же тогда выделяется этот ресивер на фоне недорогих аппаратов?
В рядовом магазине наверняка упомянут два выхода HDMI. Действительно, это некий признак моделей высокого класса. Для тех вариантов, когда в системе хотят объединить проектор и телевизор за убирающимся экраном, это удобная штука.
Но если в системе только одно устройство отображения, и хочется получить максимум качества по видеочасти, то с двумя выходами HDMI лучше выбирать видеоплеер — и соединять его с устройством отображения напрямую. В этом случае даже при наличии нескольких плееров/приставок в системе второй выход на ресивере становится неактуальным.
Зато актуален скейлер/масштабатор в ресивере. Дело не в том, что он может быть лучше, чем в телевизоре. Просто он очень хорош для работы с источниками, выдающими чересстрочный сигнал — ТВ-приставками, DVD-плеерами и прочими устройствами прошлых лет.
Телевизоры и, особенно, 4К-проекторы подходят к преобразованию слишком «в лоб» и не до конца скрывают чересстрочную природу сигнала, из-за чего на изображении у объектов с боков появляются зазубрины. Pioneer VSX-LX504 же явно приспособлен к работе с таким сигналом, у него есть даже компонентный вход для совсем уж старых устройств, который в большинстве случаев отсутствует у тех же проекторов.
Предусилитель и потолок
Улучшению же звука способствует, например, целая линейка выходов с предусилителя. У более доступных моделей они фактически отсутствуют — есть только выходы для сабвуфера. А здесь с их помощью можно полноценно реализовать систему с четырьмя потолочными спикерами, тогда как в недорогих моделях для них обычно выделяется лишь два канала.
Но, конечно, главной для всех звуколюбов станет возможность подключения внешнего усилителя мощности для фронтальной пары или тройки, потому что именно на эти каналы приходится максимум аудиоинформации и масса низкочастотных звуков. С ним ресивер начинает «дышать» гораздо свободнее — встроенных усилителей мощности и источника питания с запасом хватает на все каналы окружения, звук становится на порядок лучше, а о недостатке или об излишней мягкости баса просто не вспоминаешь.
Кроме того, линейные преауты для фронта дают возможность без компромиссов совместить в одной системе и классическое стерео, и кинотеатр. Точнее, совместить в одну фактически две системы, ничего не потеряв в плане звука.
В свое время, исходя из этого, я и купил ресивер с выходами предусилителя, но тогда еще семиканальный. И прибавка в качестве звучания по сравнению с недорогим пятиканальным аппаратом проявилась так, как и описано чуть выше. При этом влияние двух дополнительных каналов сзади мало что дало, и это породило сомнения в необходимости дальнейшего апгрейда с добавлением потолочных колонок. Уверен, многих из вас, дорогие читатели, посещали аналогичные сомнения.
Но как же я ошибался! Добавив всего две временные дополнительные колонки сверху, я наконец получил желаемое звуковое окружение, когда звуки в особо напряженных моментах «сыплются» на слушателя со всех сторон. И это не просто впечатления «первооткрывателя». Причин тому несколько.
Во-первых, дорожки в Dolby Atmos и DTS:X банально лучше и богаче записаны, чем аналогичные в Dolby TrueHD и DTS MA — в них просто больше звуков, которые не воспроизводятся в схеме 7.1. Во-вторых, необычность направления происхождения звуков, то есть сверху, в корне меняет впечатление от дорожки. И в-третьих, что главное, процессор Pioneer VSX-LX504 работает на порядок лучше, чем «камень» пусть и дорогого, но 7.1-канального аппарата.
Автонастройка и преобразование
В данной модели используется четырехядерный Cirrus Logic, работающий совместно с DSP Aureus, и более продвинутая, нежели на 7.1-моделях, система автокалибровки MCACC с многоточечной настройкой поля прослушивания. Они так преобразовывают сигнал с выставлением задержек и купированием резонансов помещения, что деградации на слух не ощущается вообще — наоборот, становится только лучше, потому что некоторые резонансы в жилой комнате нереально убрать даже дорогой аудиоподготовкой помещения.
В итоге получается настоящая объемная и окружающая со всех сторон звуковая картина, а не отдельные звуки, музыка и скрипы с подобием взрывов. Причем кажется, что звуки в районе типичных для квартиры резонансов никуда не делись, и провалов не ощущается, настолько точно процессор «вырезает» из дорожки те частоты, на которых эти резонансы возникают.
Я с удовольствием переслушал из своей коллекции все фильмы с имерсивными аудиодорожками, фактически, открыв их для себя заново. Жаль, что ресивер не поддерживает ни в каком виде Auro 3D. В этом экзотическом формате на дисках и в файлах выпущено катастрофически мало лент, но среди них один из двух российских фильмов с 3D-звуком, причем очень неплохой — «Салют-7».
Впрочем, и этот недостаток процессор ресивера научился довольно неплохо компенсировать. Он довольно эффектно преобразует 7.1 и даже 5.1-дорожки в 7.1.2 и 7.1.4, обволакивая звуками слушателя со всех сторон, причем иногда так, что кажется, будто звукорежиссеры изначально задумывали такой тип преобразования.
Ресивер подкреплял обычные дорожки не просто неким фоном сверху, но и вполне конкретными событиями вроде пролетающего звездолета или звуков из музыкального сопровождения.
Также немалую, на мой взгляд, роль в ощущении высококлассности звучания в сравнении со старыми и более доступными моделями играют другие ЦАПы на фронтальных каналах. Для них создатели предусмотрели чипы PCM5101A от Texas Instruments, являющиеся, по сути, доработанными Burr Brown, в то время как на остальных каналах работают схемы АК4458, применяющиеся на всех каналах в доступных моделях. Мне кажется, именно из-за них этот ресивер очень неплохо звучит не только в кино, но и при воспроизведении музыки.
Слушать музыку
Пуристы в этом месте могут воскликнуть, что не для того покупают ресиверы, чтобы слушать музыку! Но я возражу: именно на таких устройствах покупатели и будут ее слушать! Потому что такие аппараты в подавляющем числе случаев покупают в гостиные комнаты. Создатели аппарата прекрасно это понимали, поэтому и оснастили Pioneer VSX-LX504 всем, что для этого может понадобиться.
Ресивер поддерживает стриминговые сервисы Tidal, Spotify, Deezer, Apple Music, Amazon Music, интернет-радио через Tunelin, работает как устройство Chromecast с поддержкой Google Assistant, соединяется через AirPlay 2 и работает с аппаратами Sonos. А еще он может сам воспроизводить аудиофайлы, включая Hi-Res вплоть до 192 кГц/24 бит для FLAC и ALAC и до 11,2 МГц DSD, с USB-флешек и по локальной сети с сервера или компьютера с поддержкой протокола DLNA. В общем, он предоставляет все возможности для прослушивания музыки без необходимости покупать для этого дополнительное устройство.
И звучит при этом очень неплохо. Причем даже без подключения внешнего усилителя мощности и с нагрузкой из шести колонок, две из которых — напольники с чувствительностью 90 дБ, работающие фронтальной парой.
Все дело, по-видимому, в источнике питания, позволяющем встроенным усилителям мощности отдавать практически весь запас «тяги» (по току) колонкам — ресивер на максимуме может потреблять до 870 Вт! В то время как у недорогих моделей его хватает разве что для двух каналов усиления. Именно поэтому в стерео, особенно в режиме Pure Direct, в звуке этого ресивера не было даже намека на ватность и скованность подачи: присутствовала и музыкальность, и атака, и даже микродинамика на сложных мультиинструментальных композициях.
Вывод
В общем, это ресивер скорее для опытных пользователей, желающих улучшить объемное звучание своей домашней системы не только за счет установки потолочных каналов. У него лучше процессор и гораздо шире возможности расширения. Да и для воспроизведения музыки есть все, что только может понадобиться.
Наличие выходов предусилителя для всех каналов, живой и детальный звук, продвинутая и эффективная система автокалибровки.
Bluetooth не поддерживает aptX, нет поддержки Auro 3D.
129 990 рублей
Количество каналов: 7.2.4
Мощность: 215 Вт/канал (1 канал, 6 Ом, 1 кГц, THD 1%); 180 Вт/канал (1 канал, 8 Ом, 1 кГц, THD 1%)
Частотный диапазон (Pure Direct): 10 Гц — 100 кГц (+1/-3 дБ)
Сигнал/шум: 109 дБ
Чувствительность/импеданс входов: 200 мВ/47 кОм
Частотный диапазон (наушники): 10 Гц — 100 кГц
Мощность (наушники): 2х80 мВт (32 Ом, 1 кГц, 10% THD)
Импеданс наушников: 8–600 Ом
Беспроводная коммутация: Bluetooth v. 4.2 (A2DP/AVRCP), AirPlay 2, Chromecast, кодеки SBC/AAC
Форматы аудио: Dolby Atmos, Dolby TrueHD, Dolby Digital Plus, DTS:X, DTS-HD Master Audio, DTS-HD, DTS 96/24, DTS-ES, DSD, PCM
Потребляемая мощность: 465 Вт
Габариты: 435х185х386 мм
Масса: 13 кг