Вопрос: почему из всех произведений Лема экранизируют только "Солярис" — и то весьма посредственно?
Два фильма (оба хуже). Из-за сценария Тарковского Лем с ним даже поругался (интервью по этому поводу есть в сети, хотя актеры подобраны идеально, вплоть до второстепенных (Снаут), но Лем назвал это «сплошными переходами из отсека в отсек и обменом репликами», отсебятины там тоже хватает. Про американский вариант Лем высказался оригинально: «он мне нравится больше, потому что я его не смотрел». Есть еще советский телеспектакль (говорят хороший) и полуфильм-полумультик «Конгресс» по «Футурологическому конгрессу», но тут вообще говорить не о чем.
У него же полно романов, которые можно достойно и весьма интересно поставить, да, Лема интереснее читать — много философии и высоких материй, но, например, тот же «Непобедимый» — просто супербоевик с подтекстом, причем сам роман — считай готовый сценарий, выкинуть несколько описательных частей и готово. Причем даже на спецэффекты много тратить не придется. «Фиаско» — туда же, но там уже выйдет гораздо дороже.
Может быть потому, что в любом кино требуется какой-то конечный результат, а у Лема его обычно нигде нет, основная идея — невозможность контакта с другими цивилизациями (кстати, в «Солярисе» тоже), но на фоне Соляриса есть возможность развить сопливую любовную линию (что у американцев, что у нас)?
Еще один момент — копирастия, насколько я читал, правообладатели на его произведения очень рьяно следят за нарушениями, и, возможно, требуют очень много денег за использование прав? Или причина совсем в другом?