Технологии коррекции акустики помещения вызывают у аудиофилов две прямо противоположных реакции: одни считают, что это настоящий технологический прорыв и краткий путь в аудионирвану, другие убеждены в том, что цифровая обработка хорошей не бывает, а любая коррекция сигнала есть абсолютное зло. Истина же с завидным упорством занимает промежуточную позицию, намекая, что все зависит от системы, условий и множества других факторов.

Теория 3D

Для того чтобы в очередной раз вступить на кривую дорожку выпрямления частотной и фазовой характеристик средствами компьютерной обработки, мы выбрали самое высокотехнологичное устройство — предусилитель-процессор Trinnov Amethyst. Отличие алгоритма оптимизации Trinnov от всех прочих состоит в использовании трехмерного режима замера — вместо двухмерного, которым пользуются остальные компании. Микрофонный модуль Trinnov, напоминающий то ли катушку зажигания от трехцилиндрового двигателя, то ли деталь космического корабля, замеряет акустику помещения, используя сразу четыре высокоточных микрофона, равноудаленных друг от друга в пространстве. Это дает возможность улавливать не только временные характеристики, но и направления, откуда приходит основной звук и его переотражения.

Визуально Trinnov Amethyst отлично вписывается в домашнюю Hi-Fi-систему

Главный секрет кроется, конечно, не в самом микрофоне, а в программном обеспечении, способном эту информацию интерпретировать. Разместить четыре микрофонных капсуля пирамидкой может каждый, а правильно воспользоваться полученной информацией умеет только Trinnov. Для этих целей в устройстве Amethyst, помимо плат с входами и выходами, имеется полноценный компьютер с 64-разрядным интеловским процессором и фирменным ПО. Используя собственные математические алгоритмы, Trinnov видит всю картину в объеме, понимает, какие в помещении имеются резонансы, а главное — в каком направлении они распространяются, откуда приходят и т. д.

Еще одна ценность фирменного ПО — возможность делать со звуком буквально все, что угодно. Можно изменить АЧХ, создать эффект, будто акустика стоит дальше или ближе, уже или шире, и совершать прочие интересные трюки. В абсолютном же выражении задача Trinnov сводится к тому, чтобы сделать звук максимально точным, достоверным, буквально идеальным (вне зависимости от того, каковы реальные акустические свойства комнаты). Эдакий цифровой Мидас, способный, по крайне мере в теории, превратить звук любой системы в любом помещении в настоящее аудиофильское золото. Что же будет на практике? Давайте посмотрим.

In the flesh

Итак, что представляет собой столь высокотехнологичный оптимизатор? На вид — вполне благообразный High-End-компонент с фасадом, фрезерованным из цельного куска алюминия, и парой больших точеных ручек. Одна, как водится, управляет громкостью, а другая — интерфейсом, простейшая версия которого отображается прямо на экране устройства.

Качество изготовления корпуса высокое и не вызывает нареканий, настоящий High End

Вид сзади выдает необычную природу Trinnov Amethyst. Рядом со всевозможными входами и выходами, которыми и должен обладать High-End-компонент, располагается вполне узнаваемый задник мини-компьютера с VGA-выходом для монитора, USB-портами и разъемами PS/2 для подключения мышки с клавиатурой. Подключение стандартной компьютерной периферии является самым простым способом получения доступа к полной версии интерфейса устройства. Для продвинутых пользователей есть вариант немного сложнее — с компьютера через интерфейс, работающий по протоколу VNC, те же, кто считают себя хакерами, могут попробовать достучаться до устройства через Telnet. Но вернемся-ка мы лучше к вопросам «железа», а именно — вопросам интеграции Trinnov Amethyst в аудиосистему.

Вид сзади дает понимание что это еще и компьютер

С функциональной точки зрения устройство представляет собой предварительный усилитель с цифровыми и аналоговыми входами, фонокорректором и функцией UPNP/DLNA плеера. Цифра представлена наиболее богато: есть AES|EBU, коаксиальный и оптический SPDIF с возможностью синхронизации от внешнего тактового генератора.

Аудиоинтерфейсов много, а процессор дает широкие возможности управления выходами

Аналоговая часть имеет балансные и небалансные входы и выходы. Один из небалансных входов может направлять сигнал во встроенный фонокорректор. Сам фонокорректор гибридный, низкочастотную часть диапазона выравнивает аналоговым способом по традиционной схеме RIAA, а верхнюю половину диапазона частот обрабатывает уже в цифровом виде. Ценители аутентичного аналогового звука могли бы возмутиться подобной вольности. Но не будем забывать, что в Trinnov Amethyst это в принципе цифровой процессор, и любой попавший в него аналоговый сигнал рано или поздно оцифровывается с качеством 24бит/96кГц, после чего проходит цифровую обработку. Поэтому, каков бы ни был источник, в итоге речь все равно идет о цифре.

Фасад не лишен изящества и стиля. Чего стоят только фрезерованный логотип и рукоятки со скругленными гранями

Те, кто внимательно разглядел панель разъемов, наверняка заметили, что все типы аудиоинтерфейсов представлены парой входов и парой выходов. Но если со входами все довольно однозначно, выходы могут иметь различное назначение. Их можно сгруппировать во все известные конфигурации: для подключения сразу четырех усилителей мощности в режиме биампинга, квадрофонии, полу-кинотеатральных схем с центральным каналом типа 3.0 и 3.1, а также для работы в обычном стерео, но с одним или двумя сабвуферами. В ситуации, когда процессор выводит на один или пару входов сигнал сабвуфера, для разделения частот используется цифровой кроссовер, не вносящий в звук фазовых искажений и имеющий возможность выбора типа и порядка. Хотите Баттерворт четвертого порядка или Линквиц-Рейли второго — Trinnov предложит хороший выбор. Можно даже сравнить на досуге все возможные комбинации.

Практика

Несмотря на кажущуюся сложность, сам процесс калибровки Trinnov Amethyst предельно прост. Информативный гид, состоящий преимущественно из картинок, объясняет, как подключить четыре разъема микрофонов к процессору и как расположить сам микрофон. После этого нужно нажать в интерфейсе виртуальную кнопку «старт» и начинается процедура замера акустики помещения. Длится она на удивление мало. Буквально минута потребуется Trinnov Amethyst, чтобы узнать все и о вашей стереосистеме, и о вашей комнате. Никаких длительных замеров, никаких пугающих звуков, не нужно полчаса бродить с микрофоном по комнате. Даже привычный синусоидальный сигнал, от которого обычно закладывает уши, в процедуре настройки не используется. Несколько раз звучит ненавязчивый розовый шум, и все уже готово. Одним словом шоу, которого всегда подсознательно ожидаешь, в таких ситуациях не происходит.

Благодаря калибровке Trinnov Amethyst способен изменить звучание любой системы

Но не стоит разочаровываться в процессе и думать, что и дальше все будет просто. Вот как раз на процедуре калибровки вся простота Trinnov Amethyst заканчивается, и только потом начинается долгожданное шоу. Оказывается, откалибровать и настроить — это немного разные вещи. Но сначала нужно поделиться впечатлением от результатов калибровки.

Тестовая система, в составе которой проводилось прослушивание, включала в себя CD-проигрыватель и усилитель мощности Primare, а также акустику KEF Reference 1. Помещение имело минимальную акустическую подготовку, поэтому референсные полочники ощутимо басили, временами даже гудели, попадая в резонанс помещения. Сцена была кучной и проваленной куда-то вглубь, а верх казался довольно звонким и резким. Откалиброванная версия радикально отличалась от оригинальной. Среди плюсов можно было отметить увеличение детализации во всем диапазоне, более чистый верх, значительно улучшенный контроль баса, а также широкую, естественную, просто превосходную стереокартину. Но при этом звук получился какой-то излишне стерильный, чистый. Одним это покажется глотком горного воздуха, но у других точно вызовет ассоциации с атмосферой операционной комнаты. Любые нюансы записи раскрываются во всех своих подробностях с достоинствами и недостатками, слышать которые хочется далеко не всегда.

Яркий матричный дисплей достаточно информативен

С таким звуком можно проводить сравнительный анализ записей и получить немало удовольствия от звучания качественно записанных HiRes. Но на файлах CD-качества, воспроизводимых посредством встроенного UPNP/DLNA-плеера, впечатления уже не столь позитивны. Ощущалась жесткость и дискретность, которую обычно называют цифровым звучанием.

Чуть лучше была картина, когда тот же самый трек воспроизводился с помощью CD-проигрывателя Primare CD-32, подключенного к процессору аналоговым балансным кабелем. Хотя, казалось бы, это нонсенс — производить сначала ЦАП, потом АЦП, а затем снова цифро-аналоговое преобразование в рамках единой системы. Так или иначе, при прослушивании CD-проигрывателя музыка воспринималась лучше, более естественно и цельно, хоть и с недостатком детализации. Это натолкнуло меня на мысль отключить коррекцию. Качество, конечно же, упало, но зато в звуке появился драйв, «мясо» и живые тембры. Все то, что любят начинающие аудиофилы, не избалованные High-End-системами или техникой студийного класса качества.

На пульте есть кнопка Bypass, отключающая все фильтры, чтобы вы могли легко убедиться в ценности результатов калибровки

Возникает резонный вопрос: для чего же тогда было калибровать звук, если без калибровки система получилась пусть менее детальной, но все же более «вкусной» по звуку и универсальной? Чтобы получить ответ на вопрос, вернемся к мысли, что в случае с Trinnov откалибровать — не значит настроить. Калибровка приводит звучание системы к некоему эталонному виду, с абсолютно ровными частотной и фазовой характеристиками, без негативного влияния помещения. Это почти студийный характер звучания и если он вас полностью удовлетворяет, считайте, что вам повезло. Если же нет, сформулируйте точно, чего не хватает в звуке. Хочется больше чувствовать влияние комнаты или характер акустики? Без проблем. Заходим в меню и отключаем именно этот фактор коррекции, оставляя в работе все остальные. Это, кстати, не так сложно, и обычный пользователь вполне справится сам. Также просто будет добраться до 29 готовых пресетов, умеющих придать системе новые характеры звучания.

Чтобы выжать из системы максимум — придется обратиться к профессионалам. Разобраться самому в схемах и графиках будет сложновато даже тому, кто не считает себя новичком в настройке систем и в акустической подготовке помещений. Возможности тонкой настройки предлагаются на самом деле колоссальные. В меню настроек можно двигать акустику в любом направлении, даже создав эффект, будто она стоит значительно дальше и шире, чем это позволяет сделать комната. Можно управлять количеством ревербераций на различных частотах и в различных зонах. Можно задавать желаемую АЧХ в точке прослушивания, придав одной акустике характер звучания другой. Можно сделать еще много чего, поэтому инсталлятор фактически выступает в роли звукорежиссера, формирующего звуковую картину согласно пожеланиям клиента с нуля.

В системе может использоваться как цифровой, так и аналоговый источник

Ну и поскольку результат этих манипуляций может быть каким угодно, невозможно однозначно ответить на вопрос, как звучит Trinnov Amethyst. Однозначно то, что устройство неплохо «обнуляет» оригинальный звук системы и призвуки комнаты, приводя их к фактически нейтральному. А все остальное зависит от пожеланий пользователя и навыков инсталлятора.

Подвинуть акустику, не сдвигая ее физически с места, может только Trinnov
АЧХ до и после оптимизации отличается существенно
Фазовая характеристика (слева) и групповые задержки (справа). Тут есть с чем поработать
Импульсную характеристику тоже можно подвергнуть корректировке

Итог

В эффективности работы Trinnov Amethyst не пришлось усомниться ни на секунду. Звук «до» и «после» — две разные системы. Процессор действительно может обеспечить отличный результат даже в неподготовленной комнате, и если вам очень хочется получить High-End-звук в гостиной — это действительно спасение. Производитель, кстати, утверждает, что даже в хорошо подготовленной комнате с самым лучшим оборудованием Trinnov Amethyst будет, чем заняться. В плане изменения характера звучания системы это однозначно сработает.

Недостатком же можно назвать исключение из процесса использования системы привычных каждому аудиофилу манипуляций с техникой. Вся эта смена компонентов и кабелей, поиск каких-то особых виброразвязывающих конусов, выбор правильного расположения акустики в комнате и прочее перестает быть актуальным, ведь желаемые изменения можно внести несколькими движениями мышки.

Высокая эффективность работы системы оптимизации, доступно реализованы базовые функции, широкие возможности конфигурирования выходов

Сложность тонкой настройки, адепты аналогового звука наверняка услышат цифровой характер звучания записей невысокого разрешения

Trinnov Amethyst

997 500 рублей

Количество каналов и конфигурации: 2.0, 2х 2.0, 3.0, 4.0, 2.1, 2.2, 3.1

Процессор: Intel Dual-Core, 1,8 ГГц, 64 разрядный

Разрядность ЦАП: до 24бит/192кГц

Разрядность АЦП: до 24бит/96кГц

Соотношение сигнал шум (на выходе): 118 дБ

Фонокорректор: Trinnov HybryD

Цифровой кроссовер: Линквиц-Рейли, Бессель, Баттерворт (2, 3 или 4 порядок)

Поддерживаемые форматы (UPNP|DLNA): WAV, AIFF, FLAC, MP3, OGG

Протоколы управления: RS232, Telnet, VNC, Crestron

Аналоговые входы: 2х балансных, 2х не балансных (один переключаемый в Phono)

Аналоговые выходы: 2х балансных, 2х не балансных

Цифровые входы: 2х AES|EBU, 2х коаксиальных, 2х оптических, вход синхронизации

Цифровые выходы: 2х AES|EBU, 2х коаксиальных, 2х оптических, выход синхронизации

Дополнительные интерфейсы: LAN, WiFi, VGA, PS/2, 4х USB

Габариты: 442х445х103 мм

Масса: 10 кг