О том, почему на российских покупателей так сильно влияет маркетинг, что в домашнем проекторе стоит дороже всего, как работает система E-shift и по какой причине от телевизора устают глаза, беседуем с менеджером департамента продаж и маркетинга российского офиса JVC Алексеем Сокольским.

— Алексей, расскажите о начале вашей карьеры, как давно вы работаете в российском представительстве JVC?

— На рынке видеотехники я уже довольно давно, с 1997 года, прошел весь путь от розницы до работы в представительстве. Изначально это был ИТ-сегмент: ноутбуки, мониторы, фото и офисные модели. Работал в компании, которая дистрибьютировала бренд BenQ. В 2007 году я пришел в JVC, но сначала занимался телевизорами. На тот момент проекторы JVC практически не были представлены в России, и мне поручили развивать это направление. Тогда это был как факультатив, что называется — для души. Но вскоре мы свернули телевизионный бизнес, а проекторный как раз уже набрал приличные обороты.

— JVC сейчас телевизоров не производит?

— Да, мы приостановили телевизионный бизнес в мировом масштабе в 2010 году. Вообще, JVC было одним из крупнейших производителей CRT телевизоров, оборот шел на сотни миллионов долларов.

Однако мы продолжаем делать дисплеи для профессионального сегмента — так называемые студийные мониторы. У нас сильно разделен профессиональный и консьюмерский сегменты. В первом мы продаем камеры наблюдения, мониторы, студийные камеры, «тяжелые» проекторы стоимостью от 3—4 млн рублей. Этот канал продаж практически не пересекается с нами. Конечно, есть партнеры, которые берут и то, и другое, но все же структуры продаж разные. Хоть мы и сидим в одном офисе (в России), каждый занимается своим рынком.

— Как я знаю, в США JVC продает телевизоры, почему вы не предлагаете их Российскому покупателю?

— Хороший вопрос. Придется начать с экскурса в историю JVC. Во всем мире JVC — это высокое качество продукции и инновационные технологии. Именно технологии, а не маркетинговые приемы. Мы в 1974 году выпустили первый видеомагнитофон, в 1976 разработали формат VHS, первыми выпустили портативную камеру GR-C1 в 1984 году (ее вы видели в фильме «Назад в будущее»). И много других инновационных продуктов.

А что тогда было в СССР? Видеомагнитофон Электроника ВМ-12, видеокамеры Ломо и Аврора... Поэтому в США и Европе нас хорошо знают, бренд гораздо сильней, чем здесь. Поэтому компания на некоторых локальных рынках совместно с партнерами выпускает телевизоры. Но это не имеет отношение к глобальному производству.

— А планируется нечто подобное в России?

— Все возможно.


— Расскажите о деятельности российского представительства JVC.

— Прежде всего, мы занимаемся здесь продажами и продвижением продукции JVC на российский рынок. Организуем поставки, работаем с таможней, у нас есть собственный склад в Подмосковье. Дальше идут дистрибьюторы. В продвижение бренда включены политики дистрибьюции, рекламы и ценообразования. Наличие локального склада позволяет оперативно реагировать на изменение конъюнктуры рыка и динамики спроса. Сейчас на первое место выходит скорость и оперативность предложения продукта в нужные сроки и по конкурентным ценам. Особенно когда речь заходит о продукте топ-класса.

JVC в России присутствует с 1995 года. Поначалу это было чисто маркетинговое подразделение, сейчас же мы перешли на полный цикл работ, включая и сервисное обслуживание, и физические отгрузки. У нас более 200 авторизованных сервисных центров практически во всех крупных и средних городах России, где можно отремонтировать технику.

— Полагаю, вы часто общаетесь с коллегами из разных стран. Насколько отличается наш российский рынок проекционной техники от европейского или, например, японского?

— Отличий много. В первую очередь, зрелость рынка. Скажем честно, российский рынок проекторов пока очень молод. Во времена СССР продукция формировалась силами локального производства, и мы довольно сильно отстали в некоторых технологических направлениях, а как следствие — и в потреблении. Мир не стоял на месте. Поэтому сейчас рынок, можно сказать, находится в стадии взросления. Многие технические аспекты продукта, которые важны европейским и уж тем более японским покупателям, к сожалению, не находят нужного интереса в России.

Скажу больше, наш потребитель пока очень сильно ориентируется на маркетинг. Он не до конца понимает тот продукт, который ему предлагают. Свои суждения он выносит из рекламы, информации в СМИ, рассматривает некий общий имидж бренда. Не секрет, когда человек приходит в магазин и видит два похожих товара и не знает, как обосновать свой выбор, говорит: «Компания А, наверное, лучше, ведь она более известна».

— Но мне кажется, это работает на всех рынках и во всех странах. Люди предпочтут Coca-Cola другой, менее популярной газировке.

— Да, если брать товары повседневного спроса. Однако со сложными техническими продуктами в европейских странах мы наблюдаем иной тренд. Покупатели тщательно изучают, что техника может делать. В проекторах оценивают качество изображения. Получается такой осознанный подход к покупке. Они уделяют много времени на изучение продуктов, зачастую лучше разбираются в технологических нюансах.

На самом деле, я ни в коем случае не хочу обидеть наших покупателей. Это вполне естественная ситуация для молодого рынка, когда еще не сформирована культура потребления этих продуктов. Наш рынок также трансформируется, и уже сегодня это заметно. Да, пока маркетинговая составляющая важна, но люди уже задумываются и о реальных объективных характеристиках.

С нашими проекторами есть элементарный пример. Здесь мы рекламируем функцию ClearMotion Drive (обработка динамических сцен). А в той же самой Англии эта технология не имеет никакого значения для покупателя. Потому что люди понимают, что они хотят построить домашний кинотеатр таким, будто бы это настоящий публичный кинотеатр. Понимаете, на пленке никак не избежать смазанности, если вы ее устраните, получите нечто похожее на телевизионный эфир. Не тот характер картинки.

Я часто езжу по регионам и слышу там, как клиенты в магазинах просят развертку 100 Гц (что, собственно, и делает ClearMotion Drive). На вопрос «Зачем?» отвечают: «Ну, это же хорошо, это круто!» В случае с проекторами, увеличенная развертка — дитя маркетинга. В Европе наши проекторы славятся именно качеством картинки, и это то, зачем покупатели приходят в салоны изучить наши модели.


— Если говорить о рынке в штуках или в деньгах, какое место Россия занимает в мировых продажах JVC?

— Мы лидируем. Понятно, что первый рынок для проекторов JVC — это США. На втором месте по наполнению идет Япония. В Европе, впрочем, мы находимся на стабильном 3-м месте. Безоговорочные лидеры там Англия и Франция, где, даже несмотря на кризисы, спрос на домашнюю технику высок. Традиционно хорошие продажи в Германии и Голландии. С другой стороны, Россия страна большая, мы с компанией Digis, нашим официальным дистрибьютором, за несколько последних лет проделали огромную работу, поэтому наша доля постоянно растет. Здесь (в России) мы занимаем лидирующие позиции в кинотеатральном сегменте.

— Скажите, сколько среди ваших покупателей тех, кто впервые покупает проектор, в соотношении с теми, кто уже владел подобной техникой?

— Исследований таких у нас нет. По разговору с инсталляторами могу сказать, что делится примерно 80 на 20. Другими словами, новичков много. Вообще мы оцениваем цикл жизни проектора в 3 года. Соответственно, только сейчас начинаются замены тех моделей, с которыми мы начинали на этом рынке. Возможно, соотношение изменится в скором будущем.

— Скажите, Алексей, глобально бытовое и профессиональное подразделения как-то между собой пересекаются, сотрудничают?

— Если говорить о проекторах — да. JVC делает профессиональные 4К-проекторы, системы визуализации и т.п. Например, есть канадская компания Rockwell Collins — она делает кабины-симуляторы для авиакомпаний, в которых обучаются пилоты. Например, у «Аэрофлота» таких восемь штук. Во всех симуляторах Rockwell Collins стоят проекторы JVC. Кабины представляют собой огромный купол с обзором 270°, куда проецируется изображение: ландшафт, текущая полетная ситуация и т.д. Там необходима высокая четкость, поэтому установлены 4К-проекторы, плюс к этому специальные серверы для подачи контента, технологии склейки. Насколько я знаю, цена такого симулятора близка к стоимости реального самолета. Недавно наши проекторы были сертифицированы Boing для построения симуляторов модели 787 Dreamliner. Согласитесь, отличная оценка качества нашей продукции.

Так вот, центр разработки проекторов у нас один, там создают и профессиональные, и домашние модели. Здесь как раз сотрудничество идет постоянно. В прошлом году часть дилеров посещала нашу фабрику в Японии — это два огромных здания, в одном сидят инженеры, а в другом делают сами чипы.

— Кстати, о производстве, где оно расположено?

— Да, это важный для наших потребителей вопрос, его часто задают. Давайте сначала посмотрим, из чего состоит проектор.

Во-первых, это матрица. Она входит в состав оптического блока, к которому подключается линза. Получается такой короб. Вот весь этот блок (матрица и оптические элементы) JVC делает в Японии. В запаянном виде он передается на сборочную линию в Китай. Фактически, я бы сказал, 90% проектора производится в Японии. Потому что сборка — ну это упаковка в пластик, кнопки и прочие мелочи. Все оптические блоки производятся только в Японии и никогда не будут производиться где-либо еще. Очень высокие стандарты качества, сложная система калибровки, юстировка. Есть у нас и некоторые секретные технологии, плюс особые правила производства. Наконец, компания превыше всего ставит качество изображения, которое увидит конечный потребитель, поэтому никогда не передаст производство на сторону.

— В ваших новых домашних 4К-проекторах используется технология E-shift, о которой, сколько ни говори, все равно покупатель никак не поймет, правильное ли это решение или маркетинговая уловка.

— Непростой вопрос, и как раз сочетается с нашим предыдущим обсуждением молодости российского рынка. Вот один из примеров, насколько люди сильно реагируют на маркетинг, а в данном случае на цифры. Люди думают: «Если цифры больше, значит, качество выше». Но это не так.

Что такое E-shift? Наши проекторы используют Full HD-матрицы, но при помощи оптического сдвига формируется 4К-изображение. Идет наложение двух Full HD-картинок по диагонали. В итоге каждый пиксель получается в четыре раза меньше, чем на исходной матрице.

Но я бы еще хотел рассмотреть этот вопрос вкупе с другими проблемами данного сегмента. Первое затруднение — контент. Его в настоящее время практически нет. В 99% случаев зритель будет смотреть обычный Full HD Blu-Ray, который тем или иным образом масштабируется до 4К. Есть два пути решения вопроса: математический апскейлинг (его выполняет процессор) и оптический. Что лучше? Судя по последним тестам и тому, как наши продукты собирают всевозможные награды, мы видим, что, похоже, оптический апскейлинг лучше. Это фирменная технология, соответственно, есть она только в моделях JVC.

— Может ли E-shift работать в 3D-режиме?

— Теоретически — да. Скорости хватит (наши проекторы и так работают на удвоенной частоте, если включить ClearMotion Drive в режиме 4К), но ведь контента 3D 4К нет. Если вы несколько роликов 2D 4К в торрентах и на YouTube найдете, то 3D 4K сыскать совсем непросто.

Но продолжу про E-shift. Производство 4К-матриц очень дорогое, у нас есть профессиональные модели, и только базовая стоит 1,5 млн рублей. Зачем покупателю платить столько, если за 300 000 рублей он получит 4К путем апскейлинга, и это более чем хорошая и четкая картинка.

Еще один важный момент, мы все понимаем, что качество фотоснимков зависит не столько от матрицы камеры, сколько от качества оптики, ее разрешающей способности. В магазине вы увидите объективы с одинаковыми цифрами, но ценами в диапазоне от 2 000 рублей до 50 000. Разница огромна, почему? Потому что здесь покупатель платит за качество.

С проекторами ситуация такая же: какой получится картинка, больше всего зависит от оптического блока. Грубо говоря, можно в проектор поставить объектив стоимостью 2000 рублей, но тогда никакого 4К не останется. Цифры это одно, а картинка на экране — другое.

Попутно замечу, в проекторах JVC стоит оптика Fujinon с низкодисперсионными линзами, эта компания всегда производила для нас оптический тракт.

— Если оценивать качество конечной картинки, насколько сильно оно зависит от оптики (в процентах)?

— Половина уж точно.

— И все же покупатели в сомнениях относительно E-shift...

— И зря. На самом деле это очень продуманная, откатанная технология. Деградации качества нет, наоборот, детализация лучше, цвета чище, есть сглаживание. Оптический апскейлинг, как показала практика, на данный момент имеет больше перспектив и лучшее соотношение цена/качество.

Да, мы все идем семимильным шагами в 4К, в скором будущем оно будет везде. И тогда кто-то выпустит 8К. Мы ведь автомобили покупаем, чтобы ездить сейчас, а не через 3 года.

— Следующий вопрос о контрастности проекторов. Цифры растут, причем в случае с JVC речь идет о натуральной контрастности, в одном кадре. Однако даже мне, человеку, который постоянно тестирует проекторы, на глаз увидеть разницу между соотношениями 120 000:1 и 150 000:1 не представляется возможным. Может, вам сделать, как производители телевизоров, просто указывать «Mega»?

— Увы, «Mega» занизит наши реальные возможности, надо тогда уж сразу переходить на «Giga»! На самом деле, без шуток, у наших проекторов действительно потрясающая контрастность. Связанно это в первую очередь с самой технологией D-ILA, скажем, в рамках ее возможностей. В этом году мы продаем проектор с динамической контрастность 1,5 млн:1 (натуральная 150 000:1) — JVC DLA-X900R. Это вообще максимум, чего можно достигнуть на текущем этапе развития технологий.

Проектор JVC DLA-X900R

— Вот мне интересно, почему цифры ровные. Никогда не видел в результате наших измерений столько нулей.

— Конечно, мы округляем цифры. Поверьте, в меньшую сторону.

— Все равно, мне кажется, что большие цифры обесценивают показатель в глазах потребителя. Но понимаю — прогресс необходимо ежегодно демонстрировать. Каким образом вы обеспечиваете растущие показатели?

— Каждый год мы дорабатываем матрицы. Меняется покрытие, важную роль играют выравнивающие свойства материалов, уменьшаем межпиксельное расстояние. Также в нашем оптическом блоке есть сетчатый поляризатор. Это также крайне важная вещь для создания высококонтрастной картинки, и прогресс по его улучшению весьма заметный в последние годы. Наконец, третий элемент — лампа, потому что нам нужно получить от нее стабильный и «нормализованный» свет. Представьте себе, мы используем мощную лампу, но из всего светового потока, что она выдает (на 180°), мы берем только центральную часть +/–5% — только этот «пучок» близок к идеалу. Остальное приходится отсекать.

Каждый год мы производим новую матрицу и ставим ее в топовый проектор.

— Тогда какие матрицы установлены в других проекторах?

— Происходит смещение, это заметно по характеристикам моделей. В топовый идет новая матрица, в семерку — прошлогодняя, в тройку — позапрошлогодняя. Но нужно понимать, что новый модельный ряд, это не только матрицы. То есть, девятка предыдущего года не равна семерке этого. Процессор меняется, оснащение и т.д.

И да, хочу здесь упомянуть, что мы заявляем честные цифры. То есть, бывает, смотришь в характеристики — указана динамическая контрастность 500 000:1, но если взять натуральную — там и 5000:1 редко бывает. У нас же предельно высокая контрастность в одном кадре, а динамическая диафрагма просто позволила в 10 раз увеличить ее, если того захочет пользователь (функция отключаемая).


— Какой самый дорогой элемент проектора? За счет чего вы снижаете стоимость в своей линейке?

— Оптический блок занимает 70—80% стоимости проектора. Примерно треть от этого — оптика. Получаются три большие части: матрица, сетчатый поляризатор и линзы.

— Например, возьмем младшую модель (тройку, или DLA-X500R этого года), его матрица не настолько отличается от старшей, ее ведь также недешево производить?

— Да, но матрица не последнего года.

— А в новую матрицу, что, платину добавили? По сути, одна фабрика, одна линия.

— Естественно, новая матрица всегда включает в себя стоимость ее разработки и много других производственных аспектов.

— Но вы же, грубо говоря, можете разделить стоимость матрицы на 3 года, и тогда получится некая средняя стоимость. Я понимаю, почему новая матрица стоит дорого, мне интересно, почему стоимость старой снижается более чем в два раза.

— На самом деле, технологические процессы производства матриц отличаются. И по факту у нас на фабрике работают три конвейера, каждый из которых отвечает за свой тип оптического блока. Кроме того, отличается допуск по качеству. Вот представьте, есть ЖК-панель (так называемая «подложка»), из нее можно нарезать, представим, 20 матриц. В топовую модель с одной такой панели пойдет лишь один-два «отрезка». В бюджетную — около половины. Разные допуски на отклонения.

— Так делают многие производители.

— Ну да, отсюда и получается значимая разница в стоимости.

— А различаются ли объективы у старшей и младшей модели?

— Нет, объектив везде стоит одинаковый. Но есть отличия в самом оптическом блоке. В семерке и девятке устанавливаются дополнительные калибрующие элементы и светофильтры, они позволяют проводить более качественную калибровку проектора относительно сведения цвета ячеек. Вообще, у всех трех моделей разные оптические блоки. Грубо говоря, нельзя взять блок от девятки и поставить его в семерку. Также отличаются и 500-й, и 35-й.

— Если говорить о российском рынке, какие пропорции продаж младших и старших моделей?

— Около 30% продаж приходится на топовый сегмент (7 и 9), с небольшим преимуществом флагмана. На самом деле, люди часто предпочитают брать флагман из-за широких возможностей по калибровке изображения.

Проектор JVC DLA-X700R

— Раз уж зашла речь, насколько у нас востребована услуга профессиональной калибровки проектора?

— К сожалению, не все пользователи делают полноценную калибровку с внешними замерами, хотя я считаю, что для топового сегмента она необходима. Мы же, в конечном счете, не проекторы продаем, а конечный результат — изображение, которое зависит и от того, насколько правильно проектор настроен именно для данного помещения.

Приведу пример: у нас есть довольно активный сегмент — продажа домашних моделей кинокомпаниям. Они берут флагманскую модель (9-ку), калибруют ее до студийного уровня и используют как рефренсный продукт для раскраски фильмов, мониторинга. Например, кинокомпания «Ленфильм» вот уже на протяжении нескольких лет использует 9-ю серию для своего постпродакшена. Они довольны, потому что это один из немногих продуктов, который можно использовать для студийного мониторинга.

Конечно, киноманы (видеофилы) также обычно проводят настройку проектора. Я думаю, порядка 30—40% используют цветовые настройки, но, к сожалению, пока лишь около 10% заказывают профессиональную калибровку с помощью датчиков. Правда, услуга стоит недешево, потому что измерительное оборудование, которое работает на отраженный свет, довольно дорогое. Вдобавок обучить работников делать это правильно тоже затратно.

Я думаю, что большая часть покупателей не настолько заинтересована в калибровке, сколько хочет понимать, что у них стоит лучший продукт. А жаль, калибровка ведь позволяет сделать идеальную картинку в конкретном кинозале.

— Сегодня многие производители экспериментируют с новыми источниками света: светодиодами и лазером.

— JVC также ведет разработки в этом направлении. Как вы знаете, на данный момент лишь ртутная лампа дает стабильный световой поток с полным и ровным спектром. Ни светодиоды, ни лазерные источники пока не могут похвастаться настолько хорошим светом. Мы исследуем и принципиально новые источники.

— Есть еще какие-то типы ламп?

— Это большой-большой секрет. Поймите, мы ориентируемся на конечное качество картинки. Как только мы увидим, что другой световой источник дает лучший результат — тут же начнем его применять. Кстати, когда мы были в Японии, я заметил, что одна из наиболее обсуждаемых там тем — источник света в ближайшие 5 лет. Так что прогресс ожидается.

— Какие направления, помимо, собственно, качества изображения, сейчас занимают умы инженеров JVC? Я имею в виду дополнительные технологии, как управление, алгоритмы и прочее.

— У нас есть приложение для iPad, с его помощью можно управлять проектором, проще поменять настройки. Мы продолжаем гнуть свою линию и производить оптику со стандартными показателями. То есть человек через 3 года может заменить свой проектор JVC на новую модель и ему не придется перестраивать комнату. Дополнительно хочу отметить, что у нас оптимальное фокусное расстояние для инсталляций. А оптический сдвиг вообще позволяет творить чудеса при установке проекторов. Конечно, идет работа по совершенствованию интерфейса общения проектора с пользователем, от пульта до меню и т.п. Мы рассчитываем в этом году внедрить кое-какие инновации, которые позволят проще встраивать проектор в систему ДК.

— По вашему мнению, сколько лет купленный проектор остается актуальным? И какой срок жизни заявляет производитель?

— Завод регламентирует 9 лет, и я реально знаю людей примеры, у кого до сих пор стоит модель HD1. И они довольны. Я считаю, что проектор актуален не дольше 3 лет. На ум приходит сравнение с автомобилями, которые через год менять нет смысла, хоть и производитель выпустил новую, еще более совершенную модель. А вот 3 года — срок, когда начинаешь задумываться.

— Все проекторы JVC строятся на базе технологии D-ILA. Может быть, компания планирует выпустить, скажем, бюджетную линейку с другим типом матрицы внутри?

— Я вам отвечу на этот вопрос так — мы не будем делать проекторы по качеству ниже, чем те, что мы делаем сегодня.


— Хочу спросить вас о конкуренции с телевизорами. Недавно были представлены модели с диагоналями в 105 дюймов. Составят ли они конкуренцию проекторам, ведь реально большой экран — главное преимущество проекторов?

— Это, опять же, к вопросу молодости нашего российского рынка. Нельзя сравнивать телевизоры и проекторы, это два абсолютно разных типа продуктов. Это как сравнивать автомобиль и мотоцикл — и то и другое на колесах и ездит.

Телевизор предназначен для просмотра телеэфира: сериалы, новости, ток-шоу. Он зачастую показывает в фоновом режиме. Но если предполагается большее погружение, то нужное впечатление даст только проектор. Правильный вариант: телевизор, выдвигающийся автоматизированный экран и проектор. Вот так должно быть. Потому что на телевизоре не получится посмотреть кино именно как кино, а не эфирную трансляцию. Для этого нужен проектор.

Из объективных причин — сам тип технологии. Проектор — это отраженный свет, естественный для всего окружающего мира. Солнце отражается от домов, деревьев и т.д. А телевизор — это лампочка, которая светит тебе в глаза. Я сам сравнивал, 2 ч просмотра телевизора — в голове шум. Смотришь проекционную картинку — в голове ясно, чувствуешь, что отдохнул.

А теперь только подумайте, 100-дюймовый телевизор — это 100-дюймовая лампочка. И вот у вас этот громадный фонарь перед глазами, и вы 2 часа на него смотрите.

— Но ведь в компьютеры и смартфоны мы порой по 12 ч в день глядим, и ничего...

— Вот поэтому и нужно, хотя бы пару часов в день проводить у проектора, вместо компьютера. Сразу почувствуете себя лучше. Вдобавок, яркость компьютерного монитора и телевизора несопоставимы, последние светят гораздо сильней, да еще и картинка у них контрастная. Понятно, что телевизорам необходима высокая яркость, чтобы картинку было хорошо видно днем. Только вот вы реально понижаете яркость, когда за окном стемнеет?

Наконец, поговорим об эффекте погружения. В идеале нужно, чтобы экран занимал 130—140° обзора, тогда зритель будет буквально жить внутри кадра. А теперь подумайте, насколько близко нужно сесть, чтобы получить этот эффект. Попробуйте сесть настолько близко к телевизору. Убедитесь, насколько это «прекрасные» ощущение и как долго вы сможете таким образом смотреть кино.

— Какие вы бы дали рекомендации по подбору проекционного экрана для ваших моделей?

— Главный критерий — дешево качественно не бывает. Экран обычно составляет порядка 20% от стоимости проектора. В принципе, для топовых моделей мы рекомендуем экраны Stewart, у нас с ними партнерство в США, вместе участвуем на выставках. Если говорить о младших моделях... выбор очень широк. Например, у нашего российского дистрибьютора есть экраны под собственной маркой Digis, неплохой выбор, я считаю. Но все-таки экраны мы не делаем, поэтому советую положиться на рекомендации вашего инсталлятора.

— Какие размеры экранов самые популярные в России и в Европе?

— В Европе традиционно самая ходовая диагональ — 90—100 дюймов, там ведь небольшой размер комнат. А у нас — 120—140.

Проектор JVC DLA-X500R

— Какие советы вы бы дали покупателям по инсталляции и эксплуатации проектора.

— Прежде всего, рекомендую обращаться в инсталляционные компании, к профессионалам. В принципе, и сейчас у нас около 90% продаж осуществляется именно через инсталляторов. Нужно понимать, что техника дорогая, требует определенных условий для правильной работы. Нужно подобрать экран, задуматься об источнике видеосигнала. Даже 3-я серия, а она в Европе, например, позиционируется в некоторой степени как коробочный продукт, все равно требует опыта в установке. Много нюансов: крепеж (особенно потолочный), блок бесперебойного питания, нельзя закрывать охлаждение и т.д.

Насчет эксплуатации, покупателей обычно волнует замена лампы. В проекторах JVC в меню есть пункт, где показаны часы наработки. Современные модели держатся 2000 ч в ярком режиме и 3000 в стандартном. Примерно за 300 ч до конца срока появится предупреждение, что пора менять лампу. Кстати, заменить ее очень просто: откручивается один винт, снимается крыша, ставится новая лампа. Не нужно обладать профессиональными умениями, чтобы сделать это.

— Как российское подразделение работает с инсталляторами и дилерами, помогаете им с продажами и сервисом?

— Конечно. За время становления нашего проекционного подразделения в России сделано очень много. Знаете, основная цель наших инженеров — сделать качественный продукт, создать шикарную и натуральную картинку на экране. Поэтому наши инженеры никогда не руководствуются маркетинговыми принципами, типа, как увеличить несколько цифр, чтобы поднять продажи. Нет, мы лучше уменьшим цифры, но сделаем выше качество изображения. Примерно такой же подход у нас к работе с дилерским каналом.

В России мы активно работаем с компанией Digis. Большинство маркетинговых мероприятий планируем и реализуем совместно. Это как раз тот случай партнерства, когда дистрибьютор не ограничивается передвиганием коробок и собиранием прибыли, а активно принимает участие в развитии продаж и канала. У нас есть определенные стратегии и планы, которые мы претворяем в жизнь. Но конечной целью являются наши партнеры-инсталляторы. Они осуществляют продажу и сервис конечному покупателю.

У нас есть пул инсталляционных компаний, с которыми мы работаем по всей России. Проводим большое количество акций, поддерживаем их, организуем маркетинговые программы, обучаем. Каждый год посещаем не менее 10 городов с различными активностями, чтобы показать качество наших проекторов.

Огромное внимание уделяем сопровождению продаж и сервису для клиентов. Нам приходили запросы на продажу младших моделей через федеральные сети. Но мы принципиально туда не идем, считаем, что они не обеспечат должный подход к постпродажному обслуживанию. Коробку продать можно, но что человек будет делать с ней дальше? Мы прекрасно чувствуем себя в своей нише, инсталляторы довольны. Одна только программа по предоставлению демосемплов со скидкой до 80% — отличное предложение. Это очень выгодно и дает возможность показать покупателям, что же такое домашние проекторы JVC.

Когда мы начинали бизнес в 2007 году, в России продавалось два проектора в год. Сегодня эта цифра выше тысячи, при общем размере рынка 1500—2000 штук. Мы очень хорошо идем и сегодня стали фактическими лидерами рынка. Скажу больше, каждый второй Full HD (4K) проектор для домашнего кинотеатра высокого уровня, проданный в России, это модель на базе D-ILA технологии.

— И последние пару вопросов. Можете сказать о себе: «Я киноман»?

— Определенно раньше был. В последнее время не получается, меня «выжили» — главным киноманом в семье стала моя дочь. Я, кстати, не разрешаю ей смотреть телевизор, нужно беречь зрение смолоду. В перерывах между ее киносеансами иногда удается что-то посмотреть. Но как-то я в последнее время чаще пересматриваю старое кино. Те же «Звездные войны», именно первые. Новые тоже неплохие, но старые мне ближе. Недавно удивился французской работе «1+1», пришлось даже дочку отгонять от проектора, пока не досмотрел до конца.

— Какой проектор стоит у вас дома?

— Это JVC DLA-X55. До этого стояла 3-я модель, потому что раньше 55-й не было. Все-таки в моей квартире окружающих условий недостаточно для топовых моделей. Поэтому DLA-X55 для меня — оптимальный выбор.