Добрый день. Снова подошел к некоему порогу, и снова где то зудит, хочется чего то большего и лучшего именно для музыки. Суть вопроса. Есть система на базе ресивера Denon6500 + акустики Monitor Audio Silver 500 + MA центр и тылы + саб REL T9i. Установлено все в комнате 18м2. Вроде неплохо, но хочется лучше. Есть предложение сменить ресивер на Denon8500 + акустику Monitor Audio Gold 300. Предложение наверное неплохое, но сразу и ресивер и акустику дорого. Может просто для начала сменить акустику Silver на Gold ? или сначала сменить ресивер? Стоит ли вообще рассматривать смену ресивера на топовую модель? Тем более что текущая схема 5.1. и вряд ли сильно будет расширена. Или рассмотреть стереоусилитель в связку к ресиверу и замену акустики? Посоветуйте пожалуйста.
Ответы
Выскажу свою точку зрения, возможно, что для автора темы она будет полезной.
Вопрос улучшения качества и уровня системы для МУЗЫКИ и для кино нужно решать кардинальным способом! Для этого нужно разделить многоканальный и стерео тракты и заменить фронты и центр на колонки МА серии Gold. Интегральный усилитель лучше выбирать с наличием отдельного входа на оконечные усилители и подключить к ним преауты фронтальных каналов AV ресивера, фронтальные АЕ, естественно, подключаются к интегральному усилителю, а так же источника аналоговыми RCA кабелями подключаются к линейным входам интегрального усилителя. В этом слуачае путь музыкального звукового сигнала становится намного короче, он минует компромиссный многоканальный предусилитель AV ресивера и в стерео Вы не узнаете звучание своей системы, да и в кино более энерговооруженный интегральный усилитель добавит динамик и контроля по басу на фронтальных АС. И конечно, очень и существенно звук улучшится в стерео, т.к. на фронте будут стоять АС выше по классу, да и в кино центральная АС серии Gold так же добавит диалогам натуральности, микродинамики и разборчивости. В дальнейшем рекомендуется все колонки заменить на МА Gold.
Если стоит выбор смены: усиление или акустики, то смена акустики произведет более сильный эффект. Другое дело, что новый усилитель сильно обнажит недостатки старой акустики - имеет место такое быть. Слушать старую акустику с новым усилителем может просто не захочется больше.
Конечно, лучше в первую очередь менять колонки-так вы получите самую бОльшую прибавку в качестве звука. Если нравится звучание MA Silver, то поменяв их на Gold Вы точно не разочаруетесь. А лучше сразу на Platinum. Если в приоритете музыка, то логично заменить только фронтальные колонки. Ну и как выше сказали, для музыки предпочтительнее и правильнее стереоусилитель и пара колонок, можно с сабвуфером.На мой взгляд, у Вас многовато колонок для восемьнадцати квадратов, да и напольники на фронтах великоваты для такой комнаты. У меня примерно в такой же комнате играют пара полочников Monitor audio с сабвуфером и звука достаточно.
Вы не указали что именно хотите улучшать. Если музыку - то вам в первую очередь нужен усилитель, кроме того, не указан источник музыкального контента. Если кино - то надо добавлять каналы для Атмос. Голды конечно лучше Сильвер, но это второй шаг ИМХО.
Думаю, что для вашей площади и 6500 за глаза. Это условно говоря как между 600 и 800 лс выбирать (для легкового автомобиля, который не участвует ни в каких соревнованиях). Чувствуется влияние продавцов).
Андрей привет.
Если человек купит усилитель, то с этими АС там особо нечему улучшаться 🤷 линейка Silver она для кино хорошая 👍 в музыке она посредственна ..
Представь - у человека судя по всему бюджет 300-350 тыс, и вот он купит усь на эти деньги и с этими АС ?! 🤦🤷
Воу, столько не надо тратить на усь в этом случае. Никак не больше 150.
Есть предположение, что для ТС наибольшее значение и вовсе Атмос будет иметь)
Приветствую, Евгений!
Да и 150 тыс с этими АС - перебор 🤔🤷 кмк
Вот на форумах зарубежных говорят якобы новые Silver 500 хороши.. но сам не слушал.. 🤷
Зато неоднократно слушал Gold 200 - и они классные !
Да, но они уже 390 тыс. руб (новые). А трехсотые - и вовсе полмиллиона. Для меня сопрягать такую акустику с ресивером - кощунство (разве что в стерео комплект еще круче)
Ну кощунство или нет - это уже другой вопрос..
А автор же спрашивает -" на что потратить деньги?" , и из его вариантов ресивер или ас - лучше ас )))
Кстати, сейчас в пульт звонил, спрашивал есть ли в наличии новые Silver 300 или 500. Нету 🤷
я слушал новые Силверы (7G). 300 вроде и 500. С моей точки зрения, это существенный шаг с точки зрения звучания по сравнению со старым поколением Silver 6G. Мне кажется, что новые звучат во всем лучше - более открыто, натурально и тепло.
Хотелось бы уточнить у ТС - у Вас какое поколение Silver? Возможно, стоит просто послушать Silver нового поколения?
Поколение 6G
Пульт звонил - вроде в субботу привезут. Но пока не известно 300 или 500, либо обеи 🤷
В субботу если не занята КДП будет - запишусь послушать
Вроде написал). Да именно для музыки. В кино в целом достаточно, но музыка в приоритете. Насчет 6500 и 8500 да, согласен с Вами, разница в цене почти в два раза
Извините, невнимательно прочитал видимо.
Говоря о музыке, обязательно надо иметь ввиду и источник. Его вы точно не упомянули. Делаю вывод, что это Heos самого ресивера. Если так, и не планируется отдельный источник, то есть смысл подоткнуть многоканальный мощник (либо двухканальный под фронты) и под него уже заморачиваться с новыми АС.
Однако, существует мнение (я не проверял его лично на практике), что ресиверы в роли предусилителей так себе (для музыки, разумеется). Хотя предтоповый типа вашего вероятно не должен страдать такими детскими болезнями
Совершенно точный вывод насчет источника) Tidal подписка HiFi + Spotify для фоновой музыки. Некоторые записи с флешки через Dune HD Max Vision 4K , у них вроде писали неплохой ЦАП стоит.
Попробую вам дать следующий совет (если у вас много друзей - аудиофилов)
Позовите друга с его усилителем (качественным, от 80 вт на 8 ом) и его стримером.
Сравните варианты:
1) ваш ресивер в роли источника и в роли усилителя
2) ваш ресивер - источник, а усилитель внешний
3) внешний источник и внешний усилитель
4) и разве что хохмы ради - источник внешний, а ресивер в роли усилителя (можно и по аналогу и по цифре поиграться)
Если вариант 1 не сильно хуже остальных - выдохните и живите счастливо
Если вариант 2 заметно лучше 1) но не сильно хуже 3) - вам путь к мощнику
Если вариант 3 лучше всех, то вам путь к стереоусилителю и стримеру
Если вариант 4) лучше, чем 1) - то значит собственный стриминг реализован плачевно. Если хуже, чем 3), все логично, а если примерно так же (не поверю), то источник оказывается важнее усилительной части.
Л - логика
Если добавить стереоусилитель, то, возможно, акустику не захочется менять. По крайней мере, первое время.
Согласен, попробуйте добавить достойный стереоусилитель, послушайте. Потом уже решайте, надо ли Голд. Конечно Голды супер, но я бы это оставил как второй шаг.
Замену ресивера на 8500, оставил бы пока на потом.
Для начала я бы попробовал подключить АС без перемычек.. (если они ещё не сняты)..
Ага, и шипы вкрутить, если они не вкручены)
Ну вот я свои год с перемычками слушал, чуть не продал. Потом снял перемычки и продавать сразу расхотел.. 😄
Вкручены))) и даже бас заглушки вынуты)
Сняты, с учетом того что на ресивере куча неиспользуемых выходов, сразу Bi-Amp при первом же подключении
Да что тут советовать, у 6500 предварительная секция очень развита и неплохие камни цап там стоят. Куить многоканальный мощник бу рублей за 50-70,и это поднимет планку и за недорого.Ну акустика голд конечно здорово, но это намного больше денег, да и 6500 ее не раскроет.
Вы имеете ввиду, что 6500 в чистом виде под голд не очень? т.е. если 6500 использовать как пред, и к нему неплохой мощник, то это уже совсем другая история? в таком варианте голды раскроются?
Человек имеет ввиду, что под такие ас хорошо бы усилитель отдельный )))
Разделить :
ДК - ресивер
Стерео - усилитель +источник
Собрать вторую систему без МА и ресиверов. Dynaudio с Регой например.
Приобретите интегральный усилитель Denon PMA-2000AE к вашему ресиверу.
Может и колонки менять, пока, не понадобится, зато откроете для себя разнообразный и увлекательный мир стерео-источников.. 😄
Спасибо за помощь, в целом я тоже склонен, сначала сменить акустику и потом только думать о смене ресивера, либо приобретать дополнение к существующему в виде мощника.
Я бы не выкидывал деньги на Голд или Платинум.(сам владелец Сильверов 500) Докупил бы усь NAD M28 (7.0 Эйгентакт) а на клемы HF Сильверов 500 добавил бы Aperion Audio Dual AMT Ribbon Super Tweeter.
Конечно это выйдет в $6500 , но зато будет получше перехода на Голды или Платинумы.
У меня изначально была связка denon 3600 + MA Silver 200. В результате аналогичных мук выбора был куплен интегральник Parasound HINT 6 (фронты ушли на него, подключение к ресу преаутом) + ЦАП Teac NT-505. Звук стал интереснее сразу. Но, как писали выше - MA Silver и музыка это хорошо только если слушатель не искушённый. Следующая итерация замена АС, хотел купить Dynaudio Evoke 50, но планы немного изменились, покупка будет но позже.
Моя рекомендация вам так же разделить кино и музыку. Опять же МА не предел совершенства и сменить их на что-то интересное.
Ресивер ваш. Бы не менял вовсе. Это высокая серия, смысла не вижу.
Можно еще здесь почитать
Поменять В колонках провода 😆
На НЧсч поставить что-нибудь из монокристаллической меди 2*2.5 мм², а на вч какой-нибудь норд ост флэт лайн голд. И всё это дело расспаять мундорфом ССГ, вместо ножевых клем!!
Это улучшит энерговооруженность баса, повысит разрешение на сч, добавить кристальных вч.. И тд и тп😉😁
На мой взгляд со сменой ресивера и при Monitor Audio Silver сильной прибавки в качестве вы не получите
А вот сменив акустику на Monitor Audio Gold 300 вы получите большой прирост в качестве звука !
Линейка Gold на голову выше Silver по звучанию !
Я слушал Monitor Audio Gold 200 (5G) с разными вариантами усиления - и это очень хороший звук ! А Gold 300 будут ещё лучше !
Как улучшить звучание системы, не потратив
почти ничего, кроме времени
А. J. Van den Hul известен, прежде всего, своими кабелями, но на
самом деле круг его профессиональных интересов гораздо шире. Он
проектирует и сам собирает наиболее дорогие головки
звукоснимателей, прекрасно ориентируется в усилительной технике и
акустике, неоднократно выполнял заказы для звукозаписывающих
студий, поэтому знает всю «кухню» изнутри, имеет несколько ученых
степеней. Мы приводим несколько советов профессора Ван ден Хула:
• Недорогой, но наиболее эффективный способ улучшить звучание
колонок — заменить внутреннюю проводку более качественной.
Попробуйте наш кабель CS-12, а еще лучше — SCS-12. Следующий
шаг вперед — замена электролитических конденсаторов в фильтрах
пленочными. Напри- мер, из металлизированного поликарбоната*.
• Пропаивайте все соединения, избегайте обжимных контактов.
Внутренний провод также должен быть припаян к входной клемме.
Никаких лепестков и гаек.
• Продублируйте все дорожки на печатной плате кроссовера более
толстым проводником, тем самым, что вы использовали для
внутренней проводки. Зачистите его хорошенько перед пай- кой,
иначе от грязи и в звучании не избавиться.
• Усильте корпус колонки внутренними распорками, а на стенки
нанесите слой битума. Это уменьшит окраску звучания.
• По сравнению с традиционным подключение bi-wiring имеет ряд
преимуществ. Разделите НЧ и ВЧ/СЧ-секции кроссовера, перерезав
дорожки на печатной плате. Поставьте дополнительную пару клемм
для подачи сигнала на среднечастотник и твитер.
• Уберите колонки из углов комнаты. Любой угол акцентирует низкие
частоты и вносит «рупорную» окраску. Каждая колонка должна
стоять свободно, подальше от стен. Конечно, это за- висит от площади
вашей комнаты прослушивания. Избавиться от лишней мебели
полезно в лю- бом случае, да и улучшение звучания вас наверняка
порадует.
• Если сможете, поставьте колонки так, чтобы линия, соединяющая их
фронтальные пане- ли, составляла 15 град. с одной из стен. Это
реально помогает устранить комнатные резонансы, если бас чересчур
напорист. Таким образом, обе колонки будут размещаться в комнате
прослушивания несимметрично. При симметричной установке обе АС
вызывают возникновение одной и той же моды. Каждая колонка
возбуждает в комнате собственную резонансную частоту (т.е. моду),
зависящую от расстояния до ближайшей стены. Дистанция между
колонками и потолком дает вторую частотную доминанту. При
абсолютно симметричном расположении АС в комнате резонансные
эффекты удваиваются, что приводит к изломам АЧХ на частотах,
выше доминирующих. Чтобы нарушить эту структуру, советую
поставить колонки так, как показано на рисунке. Проблема с окраской
звучания будет решена на 99%. Если не поможет, попробуйте 20
градусов. Способ дает отличные результаты и на Hi-Fi Show в отелях,
где не слишком смышленые демонстраторы любят все ставить
симметрично. Именно так, как делать нельзя.
• При чрезмерном обилии верхних частот положите в центре комнаты
симпатичный коврик, подаренный тещей. Он поглотит отражения от
пола, и «звона» станет меньше
• Если удастся принести с улицы тротуарную плитку размером 30 х 30
см или более, под- суньте ее под колонку. Вторую можно взять перед
домом соседа и положить сверху. Между ними стоит поместить лист
гибкого и клейкого материала. Таким образом, в один прекрасный
день с улицы пропадут четыре плитки. О времена, о нравы!
• У ваших колонок мягкие грили? Cнимите их, пожалуйста. Но только
не в том случае, если вы любите детей и кошек. А то убытки
расстроят вас сильнее, чем звучание с защитными сетками.
• Если ваши фазоинверторные колонки по-прежнему выдают слишком
много баса, засуньте в порт майку или старые носки. Так легко
изменить добротность системы в диапазоне 30 — 50 Гц за счет
увеличения сопротивления воздушному потоку. Помогает также
снизить призвуки порта.
• Очень полезно приобрести второй, точно такой же усилитель.
Используйте один канал каждого из них для басовой секции, второй
— для СЧ/ВЧ**. Получится bi-amping, при котором снижается
нагрузка на источник питания усилителя. Входы правого и левого
каналов закорачиваются на выходе предварительной секции.
Используйте для этого специальные шнуры-переходники.
• Сократите до минимума расстояние между усилителем мощности и
АС. Будет еще лучше, если вы поставите усилитель прямо на колонку
(точнее, на плитку). Акустический кабель должен быть как можно
короче. При этом, разумеется, удлиняются межблочники, но именно
так и должно быть. Улучшение звучания поразит вас.
• Новым колонкам необходим прогрев. Лучше всего поставить их
«лицом к лицу» и включить противофазно относительно друг друга,
поменяв полярность одного из кабелей. Подайте на них розовый шум с
генератора или музыкальный сигнал от FM-приемника. Сделайте
погромче. Закройте дверь и навестите тещу, которую вы уже не
видели по крайне мере два года. Улыбайтесь, что бы она ни говорила
— ведь колонки к вашему возвращению либо прогреются, либо
сгорят.
• Прогрев на низких частотах поможет повысить механическую
добротность системы на частоте основного резонанса. Генератор
синуса, настроенный между 10 и 20 Гц, прекрасно подойдет. Помните,
что если колонка играет очень громко, это означает только одно —
колонки уже нет.
Очень жаль, если так получится.
* В наших спецификациях поликарбонатные конденсаторы имеют обозначение
К-77. Они не дефицитны и не дороги.
** Логичнее один усилитель использовать для баса, а второй — для всего
остального. При этом они могут (и даже должны)
быть разной мощности.
• Содержите в чистоте все электрические контакты. Любое окисление
ухудшает звук. Поэтому, где возможно, пропаивайте соединения,
избегая лепестков, зажимов и голых проводов в клеммах. В условиях
повышенной влажности негативный эффект возникает быстрее и
проявляется сильнее. Кроме того, соль от отпечатков пальцев
является катализатором коррозии.
• Пользуйтесь, по возможности, экранированными акустическими
кабелями, защищенными от проникновения ВЧ-помех. Наиболее
чувствительны к ним открытые и плоские кабели. Они, подобно
антеннам, ловят излучение от окружающих мобильных телефонов.
• Располагайте колонки как можно дальше от источников сигнала,
например CD и [особенно] LP-проигрывателя. В противном случае
вибрации могут передаваться от выхода к входу, т.е. возник- нет
электромеханическая обратная связь. На расстоянии она в
значительной степени ослабляется.
• Если приходится увеличивать громкость, чтобы расслышать кое-
какие нюансы, значит, ваш тракт все еще не в порядке. Виновата не
обязательно акустика, причина может быть в чем-то другом. В
хорошей системе все подробности должны быть слышны при малом
уровне громкости.
• Некоторые производители рекомендуют устанавливать свою
акустику параллельно стене. Тем не менее, попробуйте развернуть
колонки «лицом» к своему любимому месту прослушивания. Кстати,
АЧХ акустики меряется именно в таком положении*. Зачем же
терять высокие частоты, направляя их в диван, например?
• Чем меньше расстояние между вами и колонками, тем слабее
ощущается влияние комнаты. А ведь это как раз то, что нам надо. В
электростатических наушниках, например легендарных Stax, так и
делается. Чем ближе ухо [к источнику звука], тем менее заметна
окраска.
• Корпус колонки всегда вибрирует, и чтобы убедиться в этом,
достаточно дотронуться до боковой стенки. Резонансные моды легко
услышать, если приложить ухо к любой из панелей. Медицин- ский
стетоскоп скажет вам гораздо больше. Амплитуду вибраций можно
даже измерить, причем безо всякого микрофона. Наклейте на
исследуемую стенку небольшой магнит, для чего подойдет любой [не
застывающий «намертво»] компаунд. Возьмите старую ММ-головку и
выньте из нее иглу. Закрепите картридж на какой-нибудь подставке и
придвиньте к магниту как можно ближе. Вибрации стенки вы- зовут
модуляцию напряженности магнитного поля, которая, в свою очередь,
наведет э.д.с. в обмотке головки. Если ее подключить к фоно-входу
усилителя, будет слышен механический резонанс корпуса. Таким
образом находится самое подходящее место для внутренних распорок.
Более наглядный резуль- тат получается при подключении
осциллографа к линейному выходу усилителя.
• Чтобы определить угол поворота колонок, используйте лампу с
фокусирующим отражателем, а еще лучше — лазер**. Таким
образом, вы увидите, как сигнал распространяется в комнате. В этом,
конечно, нет смысла, если производитель рекомендует ставить АС
параллельно стене. Метод особенно полезен, если нужно найти
оптимальное положение для нескольких слушателей.
• Вы уже поэкспериментировали с bi-wiring? Так вот, tri-wiring еще
лучше. Отключите от кроссовера ВЧ-звено, просверлите еще пару
отверстий и поставьте в них дополнительные клеммы. Уверен, что
поможет.
• Если у вас относительно небольшие колонки, купите еще пару таких
же и поставьте их на уже имеющиеся вверх тормашками. Получится
нечто подобное конфигурации д’Апполито. При возможности удвойте
количество колонок и поставьте по 4 в каждый канал, развернув
«лицом» к себе. Вы не поверите своим ушам.
• Любыми способами пытайтесь уменьшить влияние комнаты.
Разбивайте поверхности стен стеллажами с пластинками, книжными
полками (читать книги не обязательно), коврами, мебелью,
деревянными решетками с несимметричным расположением планок.
На стены и потолок можно по- весить панели из поролона или
пористого пенопласта. Чем чаще преломляется звук, тем эффективнее
ослабляются стоячие волны, и звучание становится менее
утомительным.
• Никогда не придвигайте свое кресло вплотную к стене, как я видел
однажды в доме известно- го американского эксперта. При этом
воспроизведение ухудшается из-за чересчур акцентированного
баса.
• Определите оптимальное расстояние между акустикой и
слушателем. Чем тщательнее вы
это сделаете, тем четче будут стереообразы. Если, конечно, ваша
система в порядке.
• Подключайте всю технику через одну розетку. Это поможет
избежать земляных петель и,
как следствие, фона.
• Померяйте индикатором полярности*** остаточное напряжение на
корпусе вашей аппаратуры. Для этого отсоедините все межблочные
кабели и убедитесь, что между компонентами нет механического (а
значит, и электрического) контакта. Включите их в сеть и коснитесь
щупом клеммы заземления на задней стенке. Если прибор покажет
около 55 В, переверните вилку, а еще лучше — измените полярность в
самой розетке. В правильном положении напряжение на корпусе не
должно превышать 12 В. Сделайте на вилке какую-нибудь отметку,
чтобы потом не перепутать. Проделайте все это и с другими
компонентами системы, после чего подключите интерконнекты.
Теперь вредный потенциал между ними сведен к минимуму, и вы
увидите, какие радикальные изменения произошли в звуке. Метод не
годится для британских розеток, где вилку невозможно перевернуть.
Совет:
после правильного включения измените, полярность вилки и
послушайте снова.
* Т.е. на акустической оси.
** Подойдет обычная лазерная указка.
*** Этот прибор напоминает индикатор фазы, только вместо неоновой лампочки у
него либо цифровое табло, либо линейка светодиодов. В Европе продается почти во
всех крупных магазинах «Электротовары» и стоит от 20 до 50 евро. За неимением
такового можно воспользоваться обычным тестером с высоким входным
сопротивлением, подключив его между корпусом аппарата и «нулевым» (neutral)
контактом сетевой розетки. Соблюдайте осторожность при работе с
электричеством.
• Всегда залуживайте концы акустического кабеля, даже если
производитель разъемов гарантирует надежный контакт голого
провода. Как бы сильно он ни был зажат, между жилами обязательно
останется воздух. Со временем они окислятся, и звучание изменится,
причем не в лучшую сторону.
• Избегайте сильного скручивания, изгиба и натяжения кабеля. Иногда
при инсталляции домашнего кинотеатра тонкий акустический кабель
застревает в узком канале. Не пытайтесь его вытянуть силой, а то из 5
м и без того тонкого провода вы получите 10 м вдвое меньшего
диаметра. Система будет работать, но звучать - вряд ли. Поэтому в
подобных случаях всегда оставляйте не- который запас, чтобы
избежать натяжения.
• Сетевые и межблочные кабели всегда располагаются очень близко
друг от друга на задней панели компонентов. Тем не менее старайтесь
разделить их, насколько это возможно. Если пересечения неизбежны,
делайте их под прямым углом. В идеальном случае все сетевые кабели
должны быть с одной стороны, а сигнальные - с другой.
• Неэкранированные сетевые шнуры являются мощным источником
помех. Так что, по возможности, старайтесь использовать
специальные кабели с экраном (всем на благо, хотя блага доступны не
всем). Из нашей линейки подойдут The Mainstream, The Mainstream BS
и The Mainsserver. Последний разработан для маломощных
потребителей, примерно до 400 ВА.
• Полностью разделяйте цифровые и аналоговые сигналы. Они имеют
разную природу и не понимают друг друга. Это вообще разные языки.
Чтобы избежать конфликта, разведите их как можно дальше. Для
передачи цифровых данных используйте экранированный кабель, и
лучшим решением будет наш The Digicoupler. Благодаря
семикратному экранированию он ослабляет излучение сигнала с
частотой 1 GHz на 126 dB, а 4 GHz - на 86.
• Содержите все разъемы в чистоте. После их промывки
контактирующие поверхности полезно защитить специальной
жидкостью, например The Solution. Она опробована в 96-ти канальных
студиях, где техникам требуется около недели на регламент
микшерного пульта. The Solution значительно облегчает им жизнь.
Этот абсолютно инертный состав образует тонкую пленку на
поверхности металла и тем самым препятствует его окислению. При
соединении разъемов пленка продавливается, и ток беспрепятственно
течет с металла на металл. Поскольку жидкость не про- пускает
воздух к точкам контакта, такое соединение никогда не окислится.
• Если ваша система заметно фонит, особенно при включении
фонокорректора, возможно, виноват силовой трансформатор
соседнего аппарата. Чувствительную технику нельзя ставить близко
или друг на друга. Возьмите длинные кабели и отнесите
фонокорректор подальше.
• Лучше, когда акустические кабели короткие, а интерконнекты
длинные, а не наоборот. Правильно, если усилитель стоит на
тротуарной плитке, позаимствованной у соседей.
• Если вы сомневаетесь в качестве, например, предусилителя,
попросите знакомого аудиофила принести на время свой. В спорах вы,
возможно, выявите истину.
• Перед покупкой аппарата постарайтесь взять его под залог, чтобы
послушать дома. Лучше небольшая дискуссия до, чем серьезная война
после.
• Аппаратура звучит лучше, если она стоит на одном уровне, а не друг
над другом.
• Если у вас очень «грязная сеть» (много помех, выбросов и т.д.),
сделайте вот что: найдите старый транзисторный усилитель и
звуковой генератор. Настройте последний на частоту 50 Гц, подайте
сигнал на усилитель и установите [регулятором громкости]
максимально возможную амплитуду не искаженной синусоиды на его
выходе. Измерьте ее цифровым вольтметром. Допустим, он покажет
40 В. Поскольку для питания аппаратуры нужно 230 В, понадобится
повышающий транс- форматор с коэффициентом 230/40 = 5,75. Если
усилитель стереофонический, имеет смысл от одно- го канала питать
аналоговую технику, а от другого - цифровую. Правда, для этого
потребуется уже два повышающих трансформатора. 40 В на 8-омной
нагрузке дадут переменный ток 5 А (вспомните закон Ома). Таким
образом, максимальная мощность, которую можно получить на
выходе, будет 200 ВА. С учетом потерь в трансформаторе (около
10%) от каждого канала можно получить 180 ВА мощности. Это не
просто чистая энергия, она очень чистая.
• По возможности используйте балансные соединения. Многолетний
опыт показывает, что они как минимум звучат не хуже обычных, а во
многих случаях - намного лучше. Под словом «лучше» я понимаю:
повышенное разрешение, больше воздуха и пространства, более
четкое разделение инструментов. Легче распознается акустика
звуковой студии. Поэтому нацеливайтесь на балансные линии. Чтобы
перевести на них всю технику, могут потребоваться годы, но дело того
стоит. Особенно в городских условиях, где электромагнитная
обстановка становится все хуже и хуже. В балансных кабелях с
разъемами XLR оба сигнальных проводника, «прямой» и
«возвратный», экранированы. В несимметричных линиях последний
совмещен с экраном. Здесь-то и начинаются все проблемы.
• Попробуйте заменить сетевой источник питания предусилителя (т.е.
первого звена вашей аудиоцепи) мощными батареями. Это улучшит
разрешение сигнала и качество воспроизведения в це- лом, повысится
динамика. Начнете работать с аккумуляторами - не сможете
остановиться.
• В домах с несколькими силовыми вводами* всегда можно найти
наиболее чистую линию. К ней и подключайте свою систему.
• Хороший звук получается не тогда, когда вы без проблем берете 30
ампер из розетки, а когда техника получает чистое питание. Толстые
сетевые шнуры калибра AWG-10 выглядят гораздо внушительнее, чем
звучат. Правильный сетевой кабель работает подобно фильтру,
эффективно отсеивающему вредные помехи.
• Чтобы сеть стала чище, полезно зачистить контакты на
предохранительном щитке. После обработки (например, средством для
полировки латунных изделий) можно нанести на контактирующие
поверхности состав The Solution***. Это действительно работает. И
сработает еще лучше, если вы почистите гнезда, куда вставляются
[квартирные] предохранители. Но сначала отключи- те главный
рубильник, а то вместо контактов вам придется приводить в порядок
себя. Воплощая в жизнь искрометные идеи, будьте предельно
осторожны.
• Если вам нужна еще аппаратура, присмотритесь к подержанной.
Конечно, столь критичные к износу вещи, как, например, фоно
картриджи, покупать рискованно, но обычную электронику - имеет
смысл. Вы получите больше за меньшие деньги.
• Самостоятельное изготовление техники очень увлекает, вдобавок вы
многому научитесь. Начнете понимать собственное хобби на более
высоком уровне, а ведь оно впоследствии может стать и профессией.
• Отдавайте своим детям ненужную технику. Таким образом вы
приобщите их к своему хобби и сэкономите кучу денег на ремонте.
Ведь теперь любознательные малыши не станут ломать новую
аппаратуру, чтобы понять, как она работает.
• Попробуйте записать что-нибудь сами, это на 100% поможет вам
понять звук и музыку. И в следующий раз не станете критиковать
подаренный тещей CD за то, что он звучит не самым луч- шим
образом.
• Похлопайте в ладоши в комнате прослушивания и обратите внимание
на резонансы. Задави- те их настолько, насколько это возможно,
стараясь [при воспроизведении] добиться того же звуча- ния, что и
при записи. Быстрее получить нужный результат поможет
электронное оборудование.
• В правильном Hi-Fi-тракте при воспроизведении хороших CD можно
развернуть колонки в стороны, и локализация все равно будет точной.
Она не потеряется даже в том случае, если встать прямо перед
колонкой. Если же локализация нарушена, вам придется изрядно
потрудиться, чтобы ее восстановить. Потребуется замена кабелей или
самих компонентов. Для подобных целей у нас есть тестовый CD с
очень малыми искажениями на низких уровнях и безукоризненной
сценой. Эти записи из архива Van den Hul Carbon Recordings сделаны с
использованием кабелей The Second.
• Если звучание кажется вам излишне резким, первым делом включите
в тракт один или несколько наших карбоновых кабелей. Для них
вообще резкость не характерна, и если она все же осталась (что
означает наличие гармонических или не гармонических искажений),
вы можете быть уверены, что ка- бели не виноваты.
• Медицинский стетоскоп, купленный для изучения резонансов
акустики, прекрасно подойдет и для диагностики LP-проигрывателей.
Чем громче рокот, тем выше уровень резонансов, тем сильнее
механические вибрации пластинки и более заметна окраска звучания
при воспроизведении. Так что поработайте над поглощением энергии
вибраций в вашем проигрывателе.
• Вечер - наиболее удобное время для тестирования техники. Но
учтите, что в начале и кон- це дня вы слышите по-разному. Так что
самые ответственные прослушивания лучше устраивать по утрам.
• Попытайтесь описать словами звучание, которое вам нравится, даже
если вашей системе в комнате прослушивания до него далеко. Это
очень хорошая практика для оценки качества воспроизведения.
• Регулярно посещайте живые концерты, наслаждайтесь естественным
звуком, освежайте
слух и звуковую память. Если не ходите на концерты - не имеете
права критиковать [звучание тех- ники].
* В городских квартирах тоже бывает несколько линий для разных
групп розеток. Об этом свидетельствуют раздельные АП
(автоматические прерыватели) на силовом щите. Для питания
аудиосистемы имеет смысл выбрать ту, на которой не «сидит»
холодильник или кондиционер.
** Т.е. около 2,6 мм в диаметре.
*** Что это за жидкость и как она «работает», описано в предыдущем выпуске
рубрики.
• Водите своих детей на концерты. Считайте это вкладом в их
будущую культуру.
• Тренируйте слух во время прогулок в лесу или в поле.
Прислушивайтесь к тихим звукам живой
природы, наслаждайтесь ими. Делайте это вместе с детьми, делитесь с
ними впечатлениями, и они станут лучше понимать вас.
• Имейте в виду, что большинство, если не все современные записи,
сделаны цифровым способом и не имеют ничего общего с живым
звуком. Сегодня все может быть создано искусственно или
переделано, поэтому и звучит, как компьютер Macintosh.
• Перед прослушиванием музыки дома постарайтесь раздобыть ее
нотную запись. Для простых произведений чтение нот не составит
труда. Это поможет вам лучше понимать музыку как культурное
наследие. В противном случае она останется лишь чем-то средним
между звуковым воз- действием и личными ощущениями.
• Количество денег, потраченных на Hi-Fi, ничего не говорит о его
звучании. Качество определяется совокупностью всех компонентов
системы. Подбирая их с умом, можно добиться лучшего результата за
меньшие деньги. Считайте, что ваши знания тоже являются частью
капитала.
• Как правило, ламповая аппаратура звучит лучше транзисторной. Но
у ламп небольшой срок службы, поэтому всегда имейте запасные
нужного типа. Если, конечно, в дальнейшем не собираетесь
расставаться со своим ламповым усилителем.
• Для сохранения вакуума (или того, что от него осталось) перед
установкой лампы обработайте ее ножки раствором The Solution. В
частности, те места, где они выходят из стекла. Микро трещины -
главная причина потери вакуума. Особенно полезен этот раствор для
горячих 6С33С. А если нанести его на контакты ламповой панельки,
можно предотвратить их окисление при высоких температурах.
• Если выходной трансформатор и мощные лампы не сбалансированы
по анодному току*, магнитное поле можно скомпенсировать, положив
небольшой магнит на трансформатор. Метод требует внимательного
прослушивания, но увеличивает срок службы редких ламп.
• Лампу с микрофонным эффектом** (а таких большинство) можно
успокоить, установив ее панельку на отдельной печатной плате. А ту,
в свою очередь, нужно развязать от шасси четырьмя пружинами.
Всегда защищайте такие лампы от механических воздействий.
• Если вы решили изготовить ламповый усилитель самостоятельно, не
ставьте силовой и выходные трансформаторы параллельно. Они
должны быть перпендикулярны друг другу.
• Два моно блока всегда звучат лучше, чем один стерео усилитель.
• Входные трансформаторы, применяемые для согласования фоно
картриджей по импедансу, звучат не так, как электронные схемы.
Дополнительные шумы намагничивания (шумы Баркхаузена)***
делают звук мягче, но снижают разрешение. Так что супер качество
вашей головки может по- теряться в шумах трансформатора.
• Головка с активным сопротивлением 40 Ом лучше всего играет в
диапазоне [входных сопротивлений] от 200 (т.е. 5 х 40) до 400 (т.е. 10
х 40) Ом.
• Сгоревший трансформатор можно прозвонить, восстановив обрыв
обмотки с помощью высоковольтной дуги. Дуга вызывает испарение
меди, частицы которой создают перемычку. Соединение,
конечно, ненадежное, но вполне пригодно для измерений при низких
напряжениях.
* Имеется в виду двухтактный выходной каскад.
** МФ возникает из-за вибраций электродов, т.е. изменения расстояния между ними.
Если легонько постучать по шасси усилителя или самой лампе, можно услышать
характерный отклик в колонках. При внешних воздействиях (акустических,
механических и т.д.) лампа начинает давать посторонние призвуки.
*** Вследствие доменной структуры металла кривая намагничивания сердечника
получается не плавная, а состоит из микроскопических ступенек. Соответственно, и
намагничивание происходит скачками, из-за чего в обмотках наводится
помеха. В хороших трансформаторах ее уровень очень мал даже по сравнению с
выходным сигналом МС-головок.
• Идеальная демпфирующая платформа для винилового
проигрывателя получится из мраморной плиты толщиной 5 см,
уложенной на 3 - 4 надувных мяча. Если такая подвеска покажется
неустойчивой, возьмите клапанные пружины от автомобильного
двигателя. Хватит 6 - 8 штук. Балансировать платформу вместе с
проигрывателем будет легко, перемещая пружины. Для ее установки в
строго горизонтальном положении пользуйтесь спиртовым уровнем.
• Многие проигрыватели работают неправильно из-за неточной
настройки. В большинстве
случаев достаточно выставить оптимальный вынос головки*. Для
балансировки используйте легкий спиртовой уровень.
• Замените толстый кабель, обычно поставляемый в комплекте с
тонармом, более тонким. У нас специально для этого выпускается
модель D-501. Препятствует передаче вибраций и иных внешних
воздействий к вашему проигрывателю.
• Как ни странно это может звучать, но хорошая механическая
развязка электронных компонентов положительно влияет на глубину
сцены и разрешение. Поэтому поставьте оконечный усилитель на
массивную деревянную плиту, а ее изолируйте от пола резиновыми
конусами. Резина не должна быть слишком твердой. Проделайте то же
самое с CD-проигрывателем и предусилителем
• Если ваш предусилитель имеет балансные входы/выходы и такие же
входы есть у оконечника, попробуйте сделать вот что: подключить
балансно и головку звукоснимателя. Первым делом нужно довести до
разъема тонарма ее плюсовые и минусовые выводы (для правого
канала это будет, соответственно, красный и зеленый) отдельными
проводами. Наш 501-й кабель отлично для этого подойдет. Экран
подключается к корпусу тонарма и среднему контакту 5-штырькового
разъема DIN, например Van den Hul TAC. То же проделываем и с
выводами левого канала (белый и синий). Теперь нужно раздобыть
еще один, точно такой же фонокорректор. Один будет работать в
правом канале, второй - в левом. Как их подключить? Очень просто.
Правый плюс (красный) через RCA пойдет к правому каналу первого
фонокорректора, а правый минус (зеленый) - к его левому каналу. Та
же история и с другими выводами го- ловки - белый и синий
подключаются к левому и правому каналу второго корректора. Земля
у всей схемы общая, она соединена с центральным штырьком TAC. К
выходам идет кабель, на одном конце которого RCA, а на другом -
«папа» XLR, т.е. из четырех обычных выходов получается два
балансных. Придется потрудиться, конечно, но, оценив результат, вы
вряд ли захотите вернуться к прежнему варианту.
• А вот что уж точно стоит попробовать, так это изменить фазу в
звукоснимателе, поменяв местами, например, красный и зеленый
провода. Другой канал остается без изменений, так же, как и весь
остальной тракт. Единственно, нужно будет поменять полярность
акустического кабеля в правом канале усилителя. Но не обоих!!!
Теперь наслаждайтесь музыкой с компенсацией переходного
затухания между каналами. С обычным CD-плеером такой номер не
пройдет, и чтобы его слушать, придется снова поменять полярность
кабеля. Если вам понравится, добро пожаловать в OOPS, т.е. Out Of
Phase Society**.
• Стараясь пропаивать все соединения, тем не менее, не пытайтесь
делать это с выводами го- ловки. Вы обязательно отпаяете внутренние
проводники, и в результате мне придется опять чинить вашу
головку***. Запомните это правило.
• Вдавленный мягкий купол [пищалки] легко выправить с помощью
пылесоса. При этом самого купола не касайтесь, соблюдайте
дистанцию 3 - 5 см.
• При самостоятельном изготовлении компонентных видеокабелей
следите, чтобы они были строго одинаковой длины. Избегайте также
резких перегибов изоляции, поскольку [волновое] сопротивление в
этих точках меняется, и возникают временные задержки. В результате
изображение теряет фокусировку. Учтите, что для ВЧ-соединений
чистота контактов имеет решающее значение. Всегда применяйте 75-
омные разъемы.
• Прочная стойка может оказаться очень полезной. Ее, кстати,
сделаете сами. Заодно попрактикуетесь в сварке труб, предварительно
засыпав их песком или дробью.
• Отдачу купольного среднечастотника или твитера можно заметно
увеличить, нагрузив его на рупор.
• Слишком большая прижимная сила убивает акустические нюансы
грамзаписи. Не превышайте значения 3,5 г при воспроизведении 100-
микронного трека на тестовом диске. Отличным результатом можно
считать 50 - 60 мк при 1,5 г.
• Регулярно мойте диски на 78 оборотов водой с мылом, используя
мягкую щетку. Продукты износа стальных игл старят новые иглы
даже быстрее [чем пластмасса]. Стальной диск проигрывателя всегда
притягивает головку из-за взаимодействия магнитных полей. Поэтому
при воспроизведении коробленных дисков прижимная сила будет
постоянно меняться со всеми вытекающими проблемами. При первой
же возможности замените диск, попросите кого-нибудь из своих
знакомых
выточить латунный или медный.
* Т.е. расстояние от оси поворота тонарма до иглы звукоснимателя. Для этого
подойдет простейший бумажный шаблон. ** Метод был опробован в редакции и дал
поразительные результаты.
*** Это не шутка, г-н ван ден Хул сам собирает и ремонтирует топовые модели
головок.
• Часто бывает, что записанные дома CDR’ы через 35 - 40 мин после
начала воспроизведения
начинают играть с искажениями. Виноват в этом не проигрыватель, а
пишущий дисковод, в котором болванка ложится не параллельно
поверхности платформы. Когда лазерная головка перемещается от
центра диска к его краю, расстояние от линзы до рабочей поверхности
меняется, и фокусировка луча нарушается. Устранять перекос лучше
экспериментально, меняя положение платформы относительно
сервопривода головки. Зная, в чем проблема, легко избежать расходов
на ремонт техники.
• Аудиосистема может звучать агрессивно не по своей вине, а из-за
искрения или помех в питающей сети. В таких случаях полезно
применять изолирующие трансформаторы с подавителями ВЧ-
излучения и выносные фильтры. Не помешает также независимая
земляная шина, помимо той, что уже имеется в розетках. Чистое
питание - залог хорошего воспроизведения музыки.
• Если шипы по каким-нибудь причинам нежелательны, поставьте
колонки на деревянные конусы, они дадут тот же демпфирующий
эффект. Под них полезно подложить металлические пластины или
крупные монеты. Оптимальное положение конусов определяется
экспериментально, на слух.
• Усилители тоже очень чувствительны к механическим вибрациям.
Демпфирующая платформа из мрамора толщиной 4 - 10 см,
положенная на клапанные пружины от автомобильного двигателя,
будет наилучшим решением. Прекрасный результат дает мраморная
плита, если ее подвесить на резиновых растяжках, например
велосипедных камерах. Противоположные концы растяжек можно
закрепить в углах металлического короба.
• В ассортименте нашей компании появился новый сорт масла TLF II.
Это суперсмазка для любых механизмов, например, главного
подшипника LP-столов, шпинделей и сервоприводов CD-
проигрывателей. Велосипедная цепь, смазанная TLF II, идет мягче, а
электробритвы, воздушные кондиционеры и пылесосы шумят заметно
меньше. Область применения этого масла ограничивается лишь вашей
фантазией.
• Многие бестрансформаторные усилители не могут раскрыть свой
потенциал на 4-омной нагрузке. Да и время жизни мощных ламп,
например замечательных 6С33С, при этом заметно сокращается.
Неплохим выходом может стать промежуточный трансформатор
(правда, нарушится бестрансформаторная концепция), который я
советую вам намотать самостоятельно. Сопротивление первичной
обмотки может быть 16 Ом, а сечение провода 1 - 2 кв. мм. Вторичка
должна быть вдвое толще, а общее количество витков в
трансформаторе - примерно 100:50. Соответственно, отношение
сопротивлений будет 4:1. Так вы спасете свои 6С33С и приобретете
полезный опыт изготовления звуковых трансформаторов.
• Поврежденный диффузор НЧ-динамика может заменить
квалифицированный мастер. В каждой стране есть специалисты в
этой области. И обойдется это дешевле, чем покупка нового драйвера.
• Мощные лампы при работе сильно нагреваются. Нежелательным
следствием расширения стекла и металлических выводов становятся
микротрещины в основании баллона. Через них внутрь попадает
воздух, и лампа перестает работать. Покрыв цоколь и выводы тонким
слоем жидкости Solution, вы надолго сохраните вакуум и обеспечите
надежный контакт выводов с панелькой. Да и звук будет лучше.
• У старых усилителей часто ухудшается контакт в паяных
соединениях, особенно в местах сильного нагрева. Обновление паек
потребует времени, но звучание станет намного чище. Для этого
отлично подойдет припой, не содержащий свинца, еще лучше - с
добавками серебра. Результат - стабильность работы и более
качественное звучание. При работе будьте внимательны, чтобы не
наделать нежелательных перемычек.
• В старых компонентах используются печатные платы с монтажными
штырьками и/или за- жимами. Со временем такие соединения
окисляются, и контакт существенно ухудшается. Пропаяйте их все, и
звук станет намного лучше.
• Выходные лампы, работающие на трансформатор, балансируются,
чтобы через первичную обмотку не протекал постоянный ток. В
противном случае усилитель будет работать с большими
искажениями. При старении ламп балансировка может нарушиться, и
режимы ламп придется под- страивать, меняя смещение на
управляющих сетках. Если в вашем усилителе такая регулировка не
предусмотрена, возьмите подковообразный магнит и закрепите его
обоими полюсами на сердечнике трансформатора. Перемещая его,
найдите положение, в котором звуковые искажения будут
минимальны.
• При записи попробуйте снять защитную сетку [с микрофона]. Как
правило, пространство между сеткой и мембраной образует
резонансную камеру, выравнивающую АЧХ на верхних частотах. При
этом создается дополнительный подъем около 20 кГц, но резонанс
снижает звуковое разрешение. К звучанию всегда добавляется какой-
то звон.
• Обозреватели, утверждающие, будто им абсолютно все равно, что
тестировать и на каком материале (я знаю нескольких), имеют дома
настолько плохой усилитель, что все их сентенции годятся лишь для
заполнения пустого места в журнале и не являются результатом
серьезных звуковых исследований.
• Если в доме есть радиопередающие устройства, следите, чтобы
высокая частота не попадала в сеть переменного тока. Да и для самого
передатчика чистое питание много значит - искажения при модуляции
будут меньше. Для подобных целей мы выпускаем устройство
Mainstream.
Monitor Audio Silver 500
Кстати более менее ровная ас, ни сильно низко вниз копает, но терпимо. Имхо.
Только авторизованные пользователи могут отвечать на вопросы, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.