Артем Фаермарк — глава «Аудиомании», фирмы, под крылом которой собрались три Hi-Fi-салона в официальной и культурной столицах страны, популярный интернет-магазин, дистрибьюторский отдел, что возит в Россию несколько мощных западных брендов, и даже собственное производство акустики Arslab! — последнее обстоятельство и стало причиной этого интервью. Мы побеседовали с Артемом о том, как им удается делать колонки «High End-класса по Hi-Fi-цене», почему цены, несмотря на кризис, не повышаются уже полтора года и почему не стоит бояться «сделанного в Китае». Наш разговор начался с обсуждения недавно представленных полочников Old School и напольников в наклонных корпусах Emotion SE.
— Артем, почему последние новинки вы впервые показали на выставке в Мюнхене, есть планы для завоевания европейского рынка?
— Когда мы были готовы представить новинки публике, все значимые события в российской индустрии на тот момент уже прошли, и мы поехали в Мюнхен. Не буду скрывать, у нас есть амбиции вывести акустику на международный уровень, поэтому выбор был очевиден — мюнхенская выставка одна из самых значимых в Европе как для производителей, так и для ценителей, желающих обновить свою систему. Мы объединили усилия с нашими давними партнерами – компаниями Ceratec, Penaudio и другими. Показали и всю линейку, и новинки: напольники Emotion SE и классику в новом воплощении — полочники Arslab Old School Superb 90. Был нескончаемый позитив. От полочников, тем более в оранжевом кабинете, посетители приходили в восторг, говорили, что «взошло солнышко».
Когда люди видят систему ценой менее 2000 долларов, которая звучит открыто, классно и проигрывает любой материал — это всех впечатляет. Люди уговаривали нас даже отдать эти системы с выставки, но так как она у нас первая, то мы не могли ее предложить.
— Arslab Old Sсhool выглядит в точности, как старые колонки восьмидесятых. Это ностальгические соображения или практичное решение?
— И то, и другое. Мы посмотрели на рынок и поняли, что спрос будет. Многие скучают по такому «большому и энергичному звуку», им хочется послушать одновременно и симфонический оркестр, и современную музыку. Понятно, что в старой, большой форме акустики есть свое преимущество — она дает этот самый «большой звук» и большой динамической диапазон. Это с одной стороны, а с другой — классическое построение «закрытого ящика». Люди отдают предпочтение такому характеру звука. Ну и плюс, конечно, ностальгическая нотка, которая позволяет человеку ощутить некую сопричастность к тому, что было раньше, вспомнить что-то... Молодежи это тоже интересно, поскольку само по себе решение нестандартное, отличается от того, что есть на рынке.
— Требования людей к акустике в восьмидесятых разительно отличаются от современных. То, что устраивало меломанов и аудиофилов тогда, не всегда устроит их сегодня.
— Это естественно. Наша изначальная концепция была «взять все хорошее от старого»: трехполосное строение, регулировки, закрытый ящик и добавить современности за счет применения новых динамиков, хоть и низкочувствительных, что при мощном усилителе некритично совсем. Полочники «старой школы» не имеют никаких искажений даже на очень высокой мощности и такой форм-фактор позволяет делать достаточно энергичный звук.
— Форма Arslab Old School Superb 90 значительно выделяется из современных тенденций. С точки зрения дизайна у людей как-то изменились предпочтения или такая форма их устроит?
— Форма заведена на содержание. Мы можем сделать энергичный звук недорого, лишь имея такую форму: широкую панель, закрытый ящик и т.д. Old School подойдет не всем, не для любого интерьера. Кому-то не понравится, ну что поделать. Зато кому-то понравится, и это будет действительно хороший выбор.
— Почему вы использовали для твитера именно шелковый купол?
— Шелк — один из наших любимых материалов. В этом нет ничего «классического» или «неклассического». Это лишь один из подходов к построению твитеров. Однако рупорная конструкция, это уже классический подход, он позволяет верхний спектр разделять фильтром первого порядка, что дает прозрачные высокие частоты. Плюс требования к высокой чувствительности — система ведь имеет регулировки как вверх, так и вниз. Изначально на самом верху колонка играет ровно, но чтобы иметь возможность «добавить души», необходим твитер с бОльшим в сравнении с остальными динамиками звуковым давлением — этот параметр и достигается его конструкцией. Тогда при желании можно поднимать или «придавливать» высокие частоты относительно средних и низких, не снизив при этом общее качество звучания акустики.
— В Мюнхене и в Москве вы также показали новые наклонные напольники.
— Да, это новые трехполосные напольники Arslab Emotion SE. Мы всегда перед собой ставим задачу поднять класс системы. В системах Emotion мы решили максимально снизить нелинейные искажения, поэтому взяли динамики Wavecor Balance Drive, у которых практически нет искажений от магнитной цепи. У них более качественная элементная база, что логично: Emotion стоит дороже других напольников Arslab, поэтому инженеры могут позволить более интересную селекцию, найти специфический динамик под нашу задачу в этой ценовой категории.
Для серии Emotion изначально планировалось две линейки, стандартная и SE, но после маркетинговых исследований и выставки в Мюнхене мы поняли, что людям в принципе не нужна колонка начального класса в данном ценовом сегменте, и мы остались с линейкой SE, которая имеет твитер Morel, улучшенные демпфирование корпуса и фильтр.
— Почему в акустике применен именно фазоинвертор, а, например, не пассивный излучатель?
Любая акустика имеет свой конструктив, она с ним проектируется изначально. Можно, конечно, применять пассивный излучатель, но, имея широкий модельный ряд, около 30 моделей, мы в принципе не можем подобрать пассивный излучатель под все из них, это технически очень сложно. Вдобавок это дороже, а у нас философия «доступного хай-энда». Когда мы начинаем усложнять технологии, мы уходим в другую ценовую категорию, чего не хотелось бы — потому что принципиально звук мы не улучшим.
Споры на тему «что лучше» будут всегда, а люди, которые просто ищут «свой» звук, а не рассуждают на форуме — им вообще-то все равно: они послушали, им понравилось, они купили. Реальный покупатель не задается таким вопросом: «а что там, и как, и почему это работает». Он задается вопросом «подойдет ли это мне, подойдет ли это моему помещению, как это согласуется с выбранными компонентами». И в итоге все сводится к тому, нравится ему или не нравится полученный звук.
— У многих по-прежнему есть предубеждение к продукции, изготовленной в Китае. Расскажите, пожалуйста, подробнее про динамики Wavecor. Почему вы используете именно их?
— На мой взгляд, предубеждений ни у кого уже нет — все пользуются айфонами или телевизорами Sony. Китай — это вообще один из крупнейших поставщиков для любых компаний. Они не всегда являются производителями — если говорить про динамики – а только сборщиками. Что касается Wavecor, то они используют рамы и магниты, сделанные на местных мощностях, а мембраны — уже немецкого производства. Я думаю, происходит чаще всего вот так: сидят умные экономисты, которые придумали, что «давайте вот раз и перенесем завод в Китай», а потом качество падает и так далее. В случае Wavecor ситуация обратная, изначально компания задумана и построена в Китае с нуля.
— Кроссовер в вашей акустике собран методом навесного монтажа…
Да, навесной монтаж мы выбрали потому, что можем гарантировать хорошее и качественное прохождение сигнала в кроссовере. То есть 100%, что мы не потеряем ничего при прохождении сигнала, а на плате это, к сожалению, часто теряется. Если она сделана, подчеркну, недостаточно хорошо, а это не всегда легко гарантировать. Особенно при небольших тиражах.
У Mundorf самый качественный электролит из того, что есть на рынке, и самый надежный, плюс производится в Германии. Катушки Jantzen — один из немногих европейских производителей с очень приемлемыми ценами и с очень высоким качеством. Конденсаторы Audiocore — это наш бренд, заказываем на Тайване и в Европе. А кабельная продукция используется наша собственная, она не имеет специфических параметров, просто это качественный кабель, который может обеспечить хорошее прохождение сигнала без потерь.
Напоследок отмечу, что кроссоверы мы постоянно модернизируем, и особенно в линейке SE они сделаны более эргономично, особенно с точки зрения установки катушек — чтобы они не влияли друг на друга. Обновлено все полгода назад и в новых линейках, и в старых.
— Говоря о Китае: сталкивались ли вы со случаями подделок своей продукции или компонентов?
— Любой товар, произведенный в Китае, сейчас базируется в большей степени на стоимости материалов. Если, например, неодимовый магнит стоит 1$, то вечером можно, конечно, клепать что-то другое, но магнит все равно будет стоить 1$. И подделывают в основном люксовые вещи. И опыт моего личного пребывания в Китае говорит, что подделок много, но они продаются только на местном рынке, не покидают страну, может за исключением модных товаров (часы, одежда и т.п.).
В общем, не видел, не сталкивался и не боюсь. Мы работаем с надежными партнерами, которые сами же и контролируют свое качество. То есть они контролируют качество на входе комплектующих и на выходе готового изделия. Расхождения по параметрам динамиков от партии к партии составляют не более 0,5%, тогда как у других производителей разница достигает 5-10%. На входе я распакую любую коробку и все динамики идеальны. Там очень серьезный контроль качества. Например, каждый динамик имеет уникальный штрихкод, по которому можно отследить всю его историю. Такого нет ни у одного производителя.
— Сейчас, кстати, многие переводят свои мощности в Индонезию и Филиппины, поскольку там дешевле… а вы не собираетесь?
У нас свое производство только-только запустилось, на немецком оборудовании, у нас очень высокая доля участия машин, а не ручного труда, поэтому нет никакого смысла. Системы очень высокого класса, поэтому нужен высокий контроль качества, по подходу это штучные изделия. Нет, не планируем.
— Чем был спровоцирован несколько лет назад переезд основного производства именно в Ригу, а не в Таллинн или не в Вильнюс, например? Почему именно Латвия? Из-за производственной базы ВАВ?
Как говорит один мой знакомый, «В Таллинне у нас один друг, а в Риге – два». На самом деле, Рига — это бывшее место производства всех акустических систем для Советского Союза, поэтому кадровая база по акустике там самая мощная. После развала ВЭФ и «Радиотехники» эти люди остались там жить. И, соответственно, всех самых лучших мы собрали у себя.
— Они же немолоды, скажем честно… И на пенсию могут выйти.
Они молоды душой! Вы знаете, там хороший морской воздух, хорошая свежая еда, мы надеемся, что они еще долго будут нас радовать. На самом деле, у нас достаточно много людей, в том числе и относительно молодых (30-40 лет), не все из них акустики, но обучаются, интересуются этим… так что подрастет новое поколение, я уверен. Естественно, наш ведущий инженерный состав имеет опыт «того времени», но и много новых людей, которые с интересом развиваются в направлениях акустики и инжиниринга, так что все хорошо.
— Сказался ли как-нибудь на цене акустических систем Arslab для российского рынка нынешний финансовый кризис и, в частности, падение рубля?
У нас изначально была политика не менять цены и не прыгать постоянно. Конечно, к концу года нам придется, скорее всего, на следующий год пересчитать цены, потому что разница уже составляет порядка 25%, иначе мы начнем работать себе в убыток. Но, тем не менее, у нас политика держать цены достаточно долго, чтобы у покупателей покупка была прогнозируема и прошла без сюрпризов. Поэтому, даже несмотря на то, что текущие цены были установлены в начале 2013 года, они до сих пор актуальны, и мы их не меняли.
За Classic 2, например, цена начинается с 37500 рублей. У нас очень серьезно снижены издержки за счет собственного производства, закупки огромного количества комплектующих, идут только прямые продажи, нет посредников в лице дистрибьюторов и дилеров — что производим, то сами и продаем.
— То есть акустика Arslab делается до сих пор специально с прицелом на российского потребителя?
Скажем так: мы стараемся не делать разницы между потребителями, у нас, скорее, направление на взыскательного слушателя. При этом системы будут хороши и для европейского рынка. Мы не планируем на данный момент какие-то массовые поставки на европейский рынок, хотя некоторые партнеры покупают небольшое количество продукции для себя, но у нас практически все текущие заказы расписаны на два месяца вперед на Россию… Даже не справляемся с текущим объемом, поэтому глупо сейчас пытаться сделать для кого-то еще, когда наш самый любимый потребитель не обеспечен в достаточном количестве.
— То есть вы не прогнозируете падение спроса на российском рынке?
Когда ваши системы выгодно отличаются по качеству и по цене от других, на них всегда найдется покупатель. Как я сказал выше, наши колонки сейчас в дефиците. Как можно ждать падения, когда мы не удовлетворили даже текущий спрос? Сейчас у нас задача улучшить оснащение завода, чтобы успевать вовремя выполнять все заказы.
— Каковы ближайшие и отдаленные перспективы развития линеек и компании в целом?
У нас запланирована еще одна линейка акустики, но это пока сюрприз. Обновим Old School, но, опять же, не назову точно модели. В целом в проекте пока 10-15 новинок. Реализуем новое, улучшим старое… Каждые полгода мы обновляем текущий модельный ряд.