Всем привет. У нас у всех разные подходы на пути к своему звуку. Хочу поделиться опытом создания своей неосновной системы, в которой сделано многое своими руками. Меня с самого начала увлечения создания домашней аудио системы сопровождали пластинки и лампы. Первый усилитель был самодельный ламповый, акустика тоже самодельная на 10гд36к, проигрыватель радиотехника на основе эпу второго класса.

Сейчас система состоит от проигрывателя "нулевого" класса, лампового усилителя и двухполосной напольной акустики.

Начну с проигрывателя винила.

Это Эстония эп-010, которая попала ко мне в нерабочем состоянии. Мечта моей далекой юности, в живую я тогда её даже не видел, только в журналах «Радио». С нетерпением ожидал, когда же смогу оживить проигрыватель и было очень интересно, на сколько он реально хорош. Вертушка была подвергнута неспешной и полной ревизии с разборкой, заменой неисправных элементов, чисткой, сборкой и регулировкой. Внутри довольно много деталей, по фото можно оценить начинку.

Сейчас такого уже не делают, с автоматизацией процесса прослушивания - очень удобно, но не на всех пластинках она корректно работает. Это зависит от расстояния между треками. Мне очень понравился конечный результат и проигрыватель используется довольно активно на старом виниле.

На видео выше – демонстрация работы сразу после восстановления работоспособности с родным шеллом и отечественной головкой.

В дальнейшем головку использовал импортную.

Фонокорректор Cambridge Azur 651P подвергся довольно сильной модификации. Мне очень понравилось, что в нем есть возможность подключения сразу двух проигрывателей винила и сделал два входа для ММ, но разных по конструкции. В сети есть варианты модификации, и я выбрал два, на мой взгляд, самые интересные. Если коротко, то поменял все операционные усилители и сильно изменил входные каскады. Получил два разных по схемотехнике входа. Отличаются они тем, что один более «теплый» и по подаче слышен как более ровный, слитный, подходит под спокойные стили, а второй, на его фоне, более подробный, более динамичный, может даже немного острый и под рок очень интересен. Одно время у меня рядом стояли две вертушки и было интересно пробовать разные подключения.

Ламповый усилитель имеет довольно продолжительную историю создания. Трансформаторы заказывал и Истоке. На нём я пробовал разные схемотехники и концепции. В итоге — это SE в ультралинейном режиме без общей обратной связи, а на входе SRPP. Хорошо слышна смена ламп, но уже довольно давно остановился на паре 6sl7 с 6sa7. Выходная мощность 3 Вт. Особенностью конструкции еще является то, что он может работать в качестве усилителя для наушников. Для этого есть переключатель режима работы каскадов ламп.

Самое сложное и интересное — это акустика.

На её моделирование и отладку ушло несколько лет, но результат очень радует. Изначально стояла задача получить звук в очень сложных условиях неподготовленной комнаты. Люблю слушать на малой громкости, часто в вечернее время. В итоге именно трансмиссионная линия и дала возможность подружить акустику с комнатой. Очень важно, что не нужно отодвигать от стены. Головки работаю синфазно, без переполюсовки. Для меня было важно получить необходимый импульсный отклик, на который наше ухо может чутко реагировать и воспринимать как слитность звукового образа. Вообще, обратил внимание на то, что некоторые слушатели очень чувствительны именно на отклик и сразу отмечают акустику, в которой головки работаю синфазно. Но подобрать такое сочетание динамиков не всегда возможно. Расположение головок многие сочтут неправильным, но мне нравятся нестандартные решения. Меня за него критиковали и советовали вариант просто прямой вертикальной акустики, но изменить расположение головок невозможно в силу конструкция, а очень велико было желание сделать именно с наклоном. Каково же было моё удивление, когда через несколько лет я увидел на выставке итальянскую, акустику именно с таким «неправильным» расположением головок. После макетирования и настройки в черновом варианте, корпус был изготовлен на производстве из мдф в шпоне. В процессе создании акустики много внимания уделялось незначительным, на первый взгляд, деталям. Долго подбирал форму и размер фетровой накладки на вч головке. Шипы опираются на пятаки, которые установлены на площадку, которая, в свою очередь, имеет фетровую развязку с полом. В фильтрах первый порядок на нч и второй на вч. Грили на магнитах. Кабели внутри ас самодельные, плёл, подбирая разное сечение для разных полос.

Кабели межблочные все паял и собирал сам. На систему проведена выделенная линия от щитка. Нет фильтра в настоящий момент.

К моменту создания этой системы у меня сменилось жильё, и я смог решить многие проблемы, которые были связанные с невозможностью аудиоподготовки помещения. Система стала неосновной, но её значительно чаще использую и очень доволен результатом.

PS. Пользуясь случаем, поздравляю всех представительниц прекрасной половины человечества с прошедшим праздником!!! Вы украшаете нашу жизнь и заставляете наше сердце биться чаще! Спасибо вам за то, что Вы с нами, за Вашу поддержку и неравнодушие!

PSS. Последний мой блог был во второй половине 2021 года, последующие события сильно повлияли на меня и мою жизнь. Продолжение следует… Я надеюсь…