Malone Sibun — один из лучших блюз-роковых проектов последнего времени. Его создали британский гитарист Иннес Сайбун и его американский коллега Маркус Малоун.

«Malone Sibun» – это не имя и фамилия. Это две фамилии, и они украшают собою одну из самых интересных, крутых и горячих блюз-роковых пластинок трудного 2020 года. «Malone Sibun» был выдвинут на премию журнала Blues Rock Review в номинации «Альбом года».

Альбом в любом случае заслужил внимание. Психоделическое оформление настраивает на то, что там будет нечто в духе 70-х, и так и есть: роковые риффы, психоделическая атмосфера, и в основе – крепкие песни с духоподъемными припевами. Очень плотный цельный альбом.

К тому же, в духе времени — и нашего века, и 70-х — выпустили его на разных физических носителях, от CD до цветного винила. Плюс всякие наборы, «посылки счастья» типа винил плюс CD, винил плюс футболка и тому подобное. Полный комплект фаната.

Гитарист, певец и автор песен Иннес Сайбун — личность в британском блюзе заметная и давно состоявшаяся. Кстати, он известен и нашей публике: музыкант несколько раз успешно выступал в России, в разных залах и с разными нашими блюзменами и рокерами. Рвал залы пополам!

Тогда он играл более традиционный блюз-рок. И вместе с нашими позволял себе поджемовать на песнях Led Zeppelin и Роберта Планта, которые знает профессионально — получил их, в прямом смысле, из первых рук. От кого — об этом в финале материала.

Сейчас, конечно, неизвестно, когда точно Иннес снова приедет к нам — ох уж эта пандемия, которую и упоминать уже как-то неудобно. Но когда-нибудь, будем надеяться. Пока же можно сказать, что для настоящего творческого человека ограничения и трудности могут быть и во благо. А Иннес рассказал stereo.ru о том, как родился проект Malone Sibun и как работалось в эпоху lockdown’a.

О работе в дуэте и его «химии»

Мы играли с Маркусом в одном концерте, познакомились, подружились, нашли, что у нас много общего. В частности, любовь к блюзу и року 60–70-х, а также к госпелу и соулу — особенно, Motown. Наши главные гитарные кумиры совпадают: Хендрикс, Отис Реддинг, Free, «цеппелины», понятное дело.

Захотелось сочинять такое, разнообразное и записывать как в те дни — все вместе и живьем. Мы оба сочиняем мелодии, Маркус — стихи. И наши группы фактически объединились: барабанщик Крис Ньюджент из команды Маркуса, басист Роджер Иннисс — из моей. Иногда с нами играет ритм-секция Кевин О’Рурк и Кевин Джеффрис.

О рабочем процессе в нормальное время и в карантине

Я делаю дома на компьютере демо-запись и отсылаю Маркусу. Он пишет стихи на то, что понравилось. Придумывает название. А иногда меняет аранжировку и, возможно, переставляет припев или убирает куплет — короче говоря, что-то делает с формой. Это как правило.

Теперь мы готовим второй альбом. Тут несколько по-другому. Я делаю демо, отсылаю Маркусу, он, как обычно, сочиняет стихи, но потом песня уходит басисту и барабанщику — и они записывают свои партии вместо моего наброска. А я потом получаю запись обратно и перезаписываю свои гитары в студии. Сложно? Но звучит круто!

На чем слушать и записываться

Для самых-самых первых черновых набросков я использую Cakewalk. На Addictive делаю первые гитарные партии и басовые. Маркус использует Logic — он микширует песни до мастеринга.

Музыку я слушаю в телефоне, когда разъезжаю. Не только старый блюз — всякое разное, и современное тоже. Отдельный мой профессиональный интерес — классическая гитара. В частности, Андрес Сеговиа. Обожаю, купил бокс-сет с десятком его альбомов. Когда-то у меня была отличная коллекция винила, которую я собирал с детства, несколько десятилетий.

Несколько лет назад какие-то подонки ограбили мой дом. Так что у меня теперь только CD — коллекцию винила я уже никогда не восстановлю. Правда, мне не очень важно, какой именно носитель слушать. Винил дает прекрасный звук, его приятно брать в руки, но в конце концов все это не главное.

Как купить успех?

Сегодня блюз жив и, я бы сказал, отлично себя чувствует. Даже проникает в масскульт, появляются Гэри Кларк-мл., группы Black Keys, Royal Blood.

В Британии сейчас огромная блюз-сцена — невероятная, почти как в 60-е. Молодежь играет, есть фестивали, открываются новые клубы — все есть! В музыке всегда приливы и отливы — может быть, мода. Но сейчас у блюза стадия прилива.

Закономерно: последние лет 20, а то и больше, по ТВ идут полированные поп-шоу, а по радио — поп-хиты. Это уже всем страшно надоело: конкурсы, бойз-бенды, проекты с запрограммированным успехом. Народ взбунтовался! Так стали появляться ребята вроде Джека Уайта, которые популяризовали звук гитары и блюзовые гармонии.

Люди вроде Royal Blood покоряют огромную аудиторию безо всяких телешоу и видеоклипов за миллион фунтов. Кстати, на кого тратят такие деньги — тех, как правило, через сезон забывают.

Блюз и попса

Между этими жанрами, вообще-то, нет никаких противоречий и вражды. Хорошая блюзовая гитара очень украшает поп-песню. Может быть, даже спасает. Вспомните «Angels» Робби Уильямса: всего три ноты слайдом, а какой кайф! Или классику — «Easy» Лайонела Ричи — какое там гениальное соло! Все эти licks, заезды вверх...

Я всегда играл блюз, но помимо него классический рок, песни the Beatles и Creedence Clearwater Revival. И даже джаз. Вообще, всегда старался раздвинуть рамки, сломать барьеры. Это важно, даже в «корневом» старом блюзе.

По большому счету я могу и хочу играть что угодно, но вот сессионного музыканта из меня не могло получиться ни при каком раскладе, потому что мотивация не та. Я ведь мечтал только о том, чтоб иметь свою группу и быть ее лидером. Некоторые мои коллеги, очень талантливые парни, успевают везде. Но я бы не смог быть сессионным музыкантом.

Есть у меня друг по имени Тони Рэми. Так вот он играл с Энни Леннокс и записывался с Кайли Миноуг, был сессионным гитаристом у Робби Уильямса. И при этом он просто фантастический джазовый гитарист! Мы иногда играем джемы.

Важно заниматься настоящей музыкой — тем, к чему душа лежит. Хотя деньги, конечно, помогают!

Fender или Gibson?

Скажу банальную вещь, которую скажет вам любой нормальный гитарист: весь звук — в пальцах. Можно на дешевой гитаре звучать великолепно, хотя чаще происходит наоборот. Так что гоняться за дорогими винтажными инструментами не имеет смысла.

У меня много инструментов. Есть химера: Telecaster, собранный из двух винтажных инструментов. Гриф у него от леворукой гитары, поэтому колки внизу. Я всегда выбирал инструменты, на которых мне удобно играть. Удобно — вот и весь критерий выбора, собственно.

А звук, повторюсь, — в голове, сердце, пальцах и так далее. Ты слушаешь кумиров, ты представляешь себе некий идеальный звук и занимаешься часами, пока он не появится. Пока ты не зазвучишь, наконец, как никто до тебя.

Но мне нравятся и Fender Stratocaster, и Fender Telecaster, и Gibson. У Stratocaster много возможностей, но Les Paul мне тоже нравится за его большой, мясистый звук, который просто отлично подходит для классического или хард-рока.

Примочек я использую очень мало. Одну-две, самые простые: фузз, вау-вау. У Роберта <Планта> (я с ними играл, кстати) так было нужно. Больше мне не надо. Чем больше педалей, риг — тем больше вероятности, что что-то сломается или испортится, пойдет не так. Так что важно искать середину.

О Роберте Планте

Я отыграл с Робертом все турне «Fate of Nations». На дворе был 1993 год. Сам альбом «Fate of Nations» — по-моему, одна из его самых сильных сольных работ. В детстве я был фанатом Led Zeppelin, как и многие. Никогда не думал, что жизнь сведет меня с кумиром.

Все получилось случайно. Позвонил знакомый басист, сказал, что Роберт Плант ищет гитариста для турне и что можно с ним познакомиться и показать себя. Я как-то даже не очень поверил. Но он мне дал все контакты, я связался, приехал на прослушивание — и был принят в группу. Обалдеть: мечта сбылась! Вот как важно быть в нужное время в нужном месте. Удача всегда нужна, но нужно быть готовым. Я был готов.

Правда, сначала я запаниковал: черт, сколько ж нужно новых песен-то выучить! К счастью, в турне Роберт пел много песен Led Zeppelin, а уж репертуар этой группы я знал весь наизусть — я ж практически на нем и научился играть! Ну и, кстати, я зря боялся, потому что сольные песни Роберта Планта я выучил за неделю.

Я самоучка, нот не знаю — снимал на слух. А там все равно в основе блюз, кантри — так что все понятно. Я и играл бы дальше с Робертом, но тут произошел их знаменитый реюнион с Джимми Пейджем. А я дальше стал развивать сольную карьеру.

О русских музыкантах

Все, с кем я играл и кого слушал — очень хороши. Уровень блюзовых музыкантов в России довольно высок. Выше, чем, скажем, во Франции. Мне рассказывали, что при коммунистах русские не всегда имели возможность ходить на блюзовые и рок-концерты, и что пластинки не все у вас издавались. Но тем не менее люди глубоко и серьезно разбираются во всей этой музыке.

В последний раз я приезжал один, без группы, и аккомпанировали мне москвичи Plumbum Dreamz, которые специализируются на репертуаре Led Zeppelin. У их певицы Алены (Алена Ярушина — дочь лидера группы «Ариэль» Валерия Ярушина — прим. А.Б.) просто потрясающий голос и она прекрасно знает рок-классику. Мы с ней сделали несколько песен из «Fate of Nations». Публике явно понравилось.