Имею очень негативный опыт общения с mp3. В прошлые годы скачал достаточно много в CBR320 или V0. Результат - был очень недоволен звуком через внешний ЦАП по сравнению с CD-проигрывателем. Конкретно, звук казался плоским, лишенным атмосферы, со слышимыми искажениями. Только в 20% случаев звук казался более-менее приемлемым, в 80% случаев ощущался "муар" и "вата", очень противно, надо заметить, звук казался слабым. Это статистика большинства выложенных файлов mp3 в основном на файлообменниках, реже на трекерах. Грешил на технику, и напрасно. Начал качать lossless, ситуация поменялась кардинально, при этом сетап не изменился ни на провод. В результате вообще убрал нафик всю старую коллекцию mp3, хотя там накачано было тысячи исполнителей, и полностью перешел на lossless, хотя теперь имею проблему с местом на дисках. В результате я даже на бюджетной технике ощущаю разницу не только между mp3 и lossless, но и между lossless 600 кбит/сек и 1000-1300 кбит/сек. Последние кажутся ярче, выразительнее, наполненные большей детальностью, хотя многие сомневаются. Вот треки 24/192 в 2600 кбит/сек не особо оценил, но, возможно, были просто закодированы старые записи, еще в студии имевшие не более 16/48, и новых записанных сразу на таком разрешении не попадалось, так что мы этого просто еще не слышали, чтобы точно сказать, отличается или нет.
По поводу ущербности формата mp3 имел неоднократно баталии и тяжелых холивары на форуме iXBT. Многие действительно не слышат разницы и ссылаются на такие же результаты слепых тестов. Стал разбираться в первоосновах, почему это происходит, выводы такие:
1. Никакой mp3 не способен уложить в 320 кбит/сек, а тем более ниже, все богатство старших гармоник, они просто усекаются выше 16 кГц, как "цифровой шум". В файл номальный кодек типа lame действительно может записать некий сигнал выше 16 кГц, но это пики огибающей, остальное просто не влезет в старший блок последовательности, чтобы получилось не более 320 кбит/сек. Поэтому lossy, то есть с потерей качества. Субъективно это ощущается потерей атмосферности, "ауры", которые создаются ВЧ, звук становится более грубым и некомфортным. Я сравнивал это с фотоаппаратом, который способен заснять горы, но считает сияние неба в горах, туман, облака "цифровым шумом", поэтому выдает фотографии где горы на фоне ничего. По этой причине мне кажется звук файла mp3 "затянутым в изделие № 1 для безопасного прослушивания", он унылый и тусклый.
2. Это ладно то, никто не дает гарантии записи неизвестным благодетелем именно правильным кодеком с правильными настройками. Даже хваленый lame с использованием пресетов (стандартных настроек изготовителей кодека) уже делает звук таксебешным (упускает больше нюансов при кодировании, чем более ранние версии с определенным набором ключей, обеспечивающих максимальное качество). Многие вообще используют для скорости кодирования левые кодеки типа Go-Go и аналогичные, которые "немного ухудшают качество" (читай, безвозвратно портят). А что, не себе же! Поэтому большинство файлов, записанных непонятно кем и выложенных на файлообменники, имеют ужасный звук. Это слышат почти все. Как я понимаю, качественно сделать файл mp3 можно, но достаточно непросто. Программы с одной кнопкой "Записать" просто тупо не используют всех возможностей формата и портят качество оригинала.
3. Насчет слепых тестов: по моему мнению, сознание человека не способно адекватно сопоставить два или более последовательно воспроизводимых трека, особенно если отличия в нюансах, таких как комфортность при длительном прослушивании или мелкие детали, поэтому они кажутся одинаковыми. К тому же, отдел мозга, отвечающий за слух, умеет адаптироваться в больших пределах, и скрадывает погрешности. Тем более, такие тесты проводятся в нервозной обстановке, в спешке, под насмешками организатора теста. Я вот куртку зимнюю недавно покупал, ошибся в размере. В магазине казалась сидящей нормально, только когда походил в ней, понял что заметно велика, пришлось ехать менять. Правильнее организовывать такие тесты длительным прослушиванием целых альбомов в lossless и mp3, когда слушатель сможет сформулировать все свои ощущения.
К слову: все CD-диски с mp3 начала-середины 2000х были записаны с битрейтом 128 кбит/сек (как же, можно на один диск впихнуть всю дискографию), часто кодеком Xing, который еще и портил сам, зато писал быстрее. Слушать такое невыносимо: тускло, тухло, безжизненно, хоть чем это вытягивай. Сам покупал бывало, потом все эти диски выбросил на помойку.