Можно ли верить дешевым китайским ЦАПам? Пока сам не купишь — не узнаешь.
Возможно, кому-то мой обзор мытарств выбора настольного и не слишком дорого ЦАПа показался безысходным. Мол, ниже тыщи баксов и не мечтайте. На самом деле, это все — издержки слишком большого выбора. Невозможно устроить себе дома карусель из техники, лучше сначала немного систематизировать свои хотелки, а главное — антихотелки.
Что мне не понравилось во всех конвертерах прошлого обзора? Усилитель для наушников Texas Instruments TPA6120A2. По-моему, это какой-то отстой, куда его ни поставь. А какой мне усилитель нравится в своем Sony PCM-D100? Он называется MAX9722. Sony об этом не пишет, но добрые люди в интернете расковыряли и перечислили все имеющие значение детали этого рекордера. Вот по этой марке усилителя я искал на ebay свой следующий ЦАП. Поиск вывел всего 15 результатов. Сначала сам чипик, который, к слову, стоит не больше пары долларов. Потом какое-то старье с неактуальными параметрами. А потом, собственно, и конвертер, представленный в данном тесте.
Твик ультрабюджета
Название на коробке Leaf Audio воспринимается еще более призрачно, чем аналогичный бренд Douk в том же сегменте ультрабюджетного аудио. У них тоже имеются ЦАПыши схожей компоновки в формате сигаретной пачки на болтиках. Будем считать их нонеймами, потому что изделия более-менее раскрученного SMSL продаются уже дороже.
В нашем подопытном при цене 82$ заявлен вполне современный USB-преобразователь XMOS U208, плата с которым дешевле тридцати долларов не продается. На картинке большими буквами был написан ЦАП AK4497, хотя в самом заголовке объявления указан более скромный AK4490, но это меня вполне устроило. А больше всего утешил выход цифрового коаксиального выхода. Не понравится аналоговый выхлоп, скину сигнал на ресивер или другой ЦАП. Там же в объявлении за дополнительную десятку была обещана опция некого твика, повышающего качество звука, которую я, не раздумывая, выбрал при оформлении покупки.
Твик оказался красненькими кондерами, добавленными к базовой комплектации на плате, которую можно было оценить на стадии объявления. Часть надписей на чипах затерта, сам XMOS тоже какой-то странный, надпись еле читается и там что-то не очень похожее на U208. Кто их знает, наверное, берется какая-то левая партия, куда заливается фирменный софт. Само устройство определяется в звуковом микшере Windows 10 как XMOS S1-U8 DJ (ST), а в плеерах Foobar и JRiver как XMOS S1 U208. Чип AKM4490 вроде настоящий, и на том спасибо.
Сам корпус Leaf Audio, как я уже упоминал, весьма аскетичен, но при этом особо не огорчает. Просто рабочая коробочка, что-то типа компактного коммутатора для HDMI, если такая аналогия о чем-то напомнит читателям. На поверхности расположена цепочка, конечно же, синих диодов, указывающих на режим работы PCM до 44 и так далее до 384 кГц. Она же используется для обозначения битрейтов DSD, просто использует кратные 44 кГц величины. То есть SACD (DSD64) будет обозначен на 88 кГц, DSD128 как 176 кГц, а DSD256 как 352 кГц. Само устройство может работать автономно через USB, измеренное максимальное напряжение выходного сигнала на линейном выходе составило 1,6 Вольт. При этом предусмотрен разъем для внешнего питания ЦАПа и даже соответствующий кабелек. Последующие измерения не показали принципиальной разницы в цифрах, но психологически казалось, что с внешним питанием звук кажется чуть более плавным.
Эта опция окажется жизненно необходимой, если вы захотите подключить к Leaf свой телефон или планшет. Даже старинная модель айфона спокойно выводила любой хайрез на ЦАП через переходник Camera Kit. Чтобы самостоятельно запустить работу конвертера, конечно, питания смартфона не хватало, но здесь пригодился тот самый кабелек из комплекта и USB-разъем DALI Katch в качестве донора энергии. Полагаю, что с Android тоже не будет никаких проблем.
Что касается других систем, то Linux самостоятельно подхватывает Leaf, также как и Windows 10. Конвертер можно сразу использовать в плеерах Foobar и JRiver в режимах Kernel и WASAPI. ASIO драйвер к XMOS U208 доступен по ссылке от продавца. Сначала показалось, что воспроизведение при ASIO подключении не очень стабильно, но смена USB-кабеля от принтера на USB-кабель от сканера благополучно разрешило ситуацию. Включение/выключение устройства сопровождается внушительным хлопком в звуковом канале, этот момент следует иметь в виду.
То, что нужно
Как показали первые такты, а за ними и вторые, третьи — ЦАП звучит именно так, как мне было нужно. То есть почти неотличимо от Sony PCM-D100, совсем неотличимо от AV-ресивера Marantz. И уж точно в лучшую сторону, чем все конвертеры, рассмотренные мною в прошлой статье. Достаточно мягко, чтобы сохранить музыкальность фонограммы без ваты, но в то же время без навязчивого суховатого окраса, который запросто можно встретить и в дорогих конвертерах. В прямом сравнении с линейным выходом Sony PCM-D100 звучание Leaf — как бы чуть в вуали и, вероятно, не столь породисто на ВЧ, но определенно невозможно было угадать источник, если просто зайти в комнату. На DSD-контенте эта тающая разница становится еще тоньше. Все-таки прямой дельта-сигма процесс сложнее испортить в отсутствие РСМ фильтров. И здесь начинается самое увлекательное.
Приложение JRiver позволяет конвертировать PCM в DSD поток, причем повышенной кратности. Почему бы его не скормить в Leaf?
DSD Native этот ЦАП не поддерживает, несмотря на обещания. Продавец в ответ на мои запросы рекомендовал «скачать Foobar». Он не видел разницы между режимами Native DSD и DoP (DSD over PCM), который Leaf, к счастью, поддерживает. Не буду переживать об этой разнице и я. ЦАП стал звучать лучше и объемней на DSD-контенте. Даже если в него на лету перегнали PCM исходник. Это, кстати, объясняет и приятный саунд SACD изданий, многие из которых делались отнюдь не с аналоговых мастеров. Просто в этом режиме конвертеру действительно легче работается.
В этом свете мне не совсем понятны ностальгия и новейшие поползновения в область мультибитного R-2R преобразования. Это как скучать по толстым компьютерам начала 80-х. Очевидно же, что тогда никому не снились вычислительные мощности DSD, который является более прогрессивным алгоритмом, и в то же время более минималистичным с точки зрения длины тракта. В подтверждение моего опыта предлагаю взглянуть на измерения, которые я всегда провожу после прослушивания.
Безо всяких скидок на бюджетность, этот Leaf демонстрирует вполне приличные показатели разделения каналов и динамического диапазона (111 дБ / 6 = более 18 бит). За исключением заведомо ущербного режима Direct Stream, как видим, ASIO, WASAPI и Kernel на потоке 24 бит/44 кГц дают в целом одинаковую картину. Чуть лучше по нижнему порогу шума выступил айфон в качестве цифрового транспорта. Неудивительно, вероятно, позитивную роль сыграла гальваническая автономность мобильника. Надо сказать, что в плане экранирования потроха Leaf совершенно не защищены, и звуковой тракт запросто может крякать от входящего звонка на телефон, лежащий просто рядом. Строго говоря, к «музыкальности» сигнала этот параметр большого отношения не имеет. Например, у вас в системе где-то тихонько фонят сетевые 50 Гц. Да, замеры покажут падение динамического диапазона, хотя при этом на слух с фонограммой все будет в порядке.
Чудо DSD процесса
Слабая сторона Leaf Audio — это его уровень искажений, которые хорошо бы иметь раза в 2-3 меньше. В общем, надо, чтобы после запятой стояли еще два нуля. Минимум искажений наблюдается в режиме 2хDSD (то есть когда JRiver на лету переконвертирует PCM поток в DSD128). Возможно, эта разница в рамках замеров RMAA не выглядит впечатляющей, тогда изучим другие картинки.
Как видим, в штатном РСМ режиме на выходе AKM 4490 используется минимально фазовый фильтр, который убирает «звон» перед фронтом импульса. Сейчас этот способ довольно популярен. Минимально фазовый фильтр можно встретить и в продукции Apple, и в Audioquest Dragonfly, но попытки представить его как нечто уникальное и изысканное по звуку мне представляются надуманными. Тот же AV-ресивер Marantz использует классическую фазолинейную схему фильтрации и звучит точно так же. Лучше посмотрим, что происходит в высокочастотной области.
Тестирование синусоидальными сигналами с уровнем -3 дБ показало, что на некоторых высоких частотах (например, на частности 21,5 кГц) рядышком возникают паразитные пики, которых в оригинале не было. Это все — последствия работы цифрового фильтра, не способного чисто подавить помехи квантования. Понимаете, что означает такое «троение» на высоких частотах? Звук фонограммы мажется, теряет фокус и остроту.
И кроме того, белый шум с уровнем 0 dBFs вызывает уже знакомый нам перегруз в области ультразвуковых шумов по уровню -59 дБ на границе 24 кГц.
При восстановлении в аналоговую форму DSD никакого цифрового фильтра уже нет в помине. Он попросту не нужен в этом режиме. Равно как и нет паразитных пиков вокруг базового синуса, сравните-ка поведение Leaf на обычной PCM конвертации. В обоих режимах далеко-далеко в ультразвуке сохраняются пики-«дублеры» на кратных частотах основного сигнала, но это все ерунда.
Да и спектр на границе диапазона заканчивается именно так, как было в оригинале. Отвесно и ровно на 22,05 кГц. На незначительные пики далеко в ультразвуке можно не обращать внимания.
Разумеется, вся вышеописанная чехарда с цифровыми фильтрами касается только аудиопотоков с дискретностью до 44/48 кГц. Все эти ухищрения, начиная со следующей ступеньки 24 бит / 88 кГц и выше, не нужны. Хотя я предпочел оставить режим 2xDSD включенным постоянно.
Хайрезы и наушники
Тестирование RMAA на 24/96 и 24/192 показало, что АЧХ таких сигналов на Leaf имеет неслабый завал. Разумеется, это происходит далеко в ультразвуке, в неслышимой области, но, тем не менее, вот выяснился такой нюанс.
Что еще сказать? Тестовые DXD также воспроизводились, но честно говоря, я уже не понимаю, зачем нужны альбомы в этом формате, где одна песня занимает как весь альбом в обычном Red Book. При подаче на ЦАП обычного SACD-аудио можно видеть в спектре классический выброс шума (нойзшейпинг) свыше 30 кГц. На DSD128 он смещается дальше. А вот когда JRiver конвертирует на лету РСМ поток в DSD128, никакого нойзшейпинга в выходном спектре уже нет. Жалко, что JRiver не умеет конвертировать DSD64 в DSD128.
А что с наушниками? Слушать DSD на наушниках в Leaf оказалось сомнительным удовольствием, так как в этом режиме в софтовом плеере совершенно справедливо отключается регулировка громкости. Напрямую сравнить MAX9722 с аналогичным модулем в Sony не получилось, потому что в рекордере стоит аналоговый регулятор громкости, да и на максимальной громкости он выдавал напряжение повыше, чем Leaf. Но кое-какие особенности дали о себе знать.
Если с Audio-Technica ATH-ESW10 все было в порядке (нормальный ясный звук без грязи), то на арматурах-кастомах Ultimate Ears в тихих местах вдруг вылезли какие-то шумы и фоны. Грешить на высокое выходное сопротивление в Leaf было бессмысленно, так как замер показал, что там оно настолько же низкое, как и у Sony. А кроме того, 16-омные нонейм затычки никаких таких артефактов не индуцировали. Видимо, опять сыграло свою роль слабое экранирование ЦАПа, которому не понравился литцендрат-кабель моих кастомов. Разумеется, таких проблем никогда не возникало ни с айфоном, ни с эталонным Sony PCM-D100, который, надо признать, с Audio-Technica отыграл более шелково и изысканно. Вот вам и одинаковые чипы MAX9722.
Выводы
И все-таки надо признать эту покупку удачной. Да, по качеству звука на наушниках она не дотянула до профрекордера в десять раз дороже или Chord Mojo. Ну и что? Зато Leaf Audio (без шуток!) мне понравился больше, чем Mojo в качестве источника звука для усилителя, равно как и лучше всей компании, рассмотренной в том памятном обзоре.
Кроме того, я нашел организацию питания этого ЦАПа очень дружелюбной, ему не нужно городить всякие БП, достаточно мощности USB-шины. Ну захотите, подключите что-нибудь внешнее. А если не верите, что за 90 баксов можно получить вполне адекватный Hi-Fi звук, просто поверьте чипу XMOS U208, хотя он и кажется левым. Я ведь померил и этот интерфейс. RMAA показывает полный порядок и идентичность между цифровым RCA выходом Leaf и разъемом AES/EBU моего USB-преобразователя SOtM dX-USB HD. Просто подключайте свою остальную стереосистему к любому из двух выходов Leaf Audio и слушайте свою музычку.
Достоинства: цена, приличное качество звука, цифровой выход
Недостатки: слабое экранирование
Цена: 92 доллара США
Паспортные данные
ЦАП: Asahi Kasei AK4490EQ
Поддержка PCM — до 32 бит / 384 кГц, DSD — DSD256
Вход: USB (тип B)
Выходы: стерео RCA, наушники mini-jack 3,5 мм (регулировка громкости через внешний плеер)
Габариты (ШхГхВ): 113 х 71 х 25 мм
Масса: 164 г