Продолжаем серию публикаций про лучшие альбомы главных джазовых стилей. В прошлом выпуске мы как могли разобрались с бибопом. Сегодня — хард-боп. Почему? Понятно, что по хронологии «хард» возник в 50-е, но, кроме того, это — чисто волюнтаристское решение автора этих строк, который «въехал» в настоящий, старый, акустический джаз именно благодаря хард-бопу.
Sonny Clark «Sonny’s Crib» (1957) / Blue Note
И да, я точно помню свою первую джаз-пластинку, заслушанную до дыр (это, правда, CD, и он до сих пор у меня жив). И конкретную композицию — «Speak Low» в версии Сонни Кларка.
«Speak Low» меня пленила. В liner notes альбома я обнаружил, что тут играет элитарный состав — трубач Доналд Берд (тоже важная фигура в хард-бопе, ознакомьтесь), тромбонист Кертис Фуллер, ритм-секция Пол Чемберс / Арт Тейлор и сам Джон Колтрейн. Альбом, кстати, записан в Hackensack, студии Руди Ван Гелдера в Нью-Джерси, ровно 60 лет назад — 10 сентября 1957 года.
Sonny Rollins «Saxophone Colossus» (1956) / Prestige
Тогдашние рецензенты писали, что тенор-саксофонист Сонни Роллинз играет с юмором — что бы это ни значило. Тогда он — яркий новичок, сегодня — живой классик. Но играет действительно живо, изобретательно, эффектно. Иногда чересчур по-дурацки шипит-сипит, как будто предвкушая будущий фри. Что-то в нем есть такое, грубо говоря, прикольное, что отличает его от всех остальных.
Вообще, хардбоперов обвиняли в том, что они слишком уж заморочены на скоростных импровизациях — вроде как за этими каскадами не слышно мелодий. Не то что Роллинз — у него четкие мелодии, геометрически выстроенные соло, внятный, когда не шипит, звук. Говорить про какой-то главный альбом Роллинза просто нельзя, они все у него не второстепенные. Но вот «Saxophone Colossus» считается обязаловкой из раннего. Тут — один из главных его хитов «St.Thomas».
Hank Mobley «Third Season» (1967) / Blue Note
Один читатель здесь под одним моим обзором посетовал, мол, какой же Хэнк Мобли «недовостребованный», как я его обозвал. Отвечу за свои слова: на самом деле Мобли, конечно, далеко до славы того же Стена Гетца. Да, хорошая музыка не становится хуже от количества слушателей, но все же, скажем так, культовый только лишь статус Мобли — это нонсенс. У него же совершенно хитовые мелодии!
Вот из всех альбомов, а они у него все прекрасны, я лично выберу «Third Season», хотя все, возможно, скажут, что самый-самый — это «Soul Station». Но я выбираю «Third Season». Под первый трек, «An Aperitif», зарядку можно делать. Джаз — эстетская музыка от ума? Да с ума вы, что ли, посходили?
Lee Morgan «Sidewinder» (1963) / Blue Note
Вот тут никаких сюрпризов: Ли Морган — один из пары-тройки главных трубачей хард-бопа, «Sidewinder» — его главный альбом, заглавная композиция — главный хит. Зажигательный драйвовый сингл «Sidewinder» сразу по выходу 19 декабря 1963 года попал на 93 место горячей сотни синглов Billboard; композиция, напомню, чисто инструментальная. Но, как и в случае с Хэнком Мобли, под это зарядку можно делать. Или спортивные видеозарисовки озвучивать.
Из великих на альбоме также играют тенор-саксофонист Джо Хендерсон и барабанщик Билли Хиггинс. Также — заметные в этой тусе пианист Барри Харрис и басист Боб Креншоу. Все — отжигают, причем как-то очень правильно, аккуратно, интеллигентно. Идеальный альбом: отлично придуманный, тонко отделанный.
Cannonball Adderley «Somethin' Else» (1958) / Blue Note
Достаточно прочитать одно имя на обложке — Джулиан «Кэннонболл» Эддерли. И второе — Майлс Дейвис, который среди сайдменов; в этой компании также пианист Хэнк Джонс, басист Сэм Джонс и великий барабанщик Арт Блэйки, в хард-бопе — тоже из главных фигур (мы просто альбом его «Jazz Messengers» выбрать не сумели).
Но на самом деле нет тут ни сайдменов, ни лидера, а есть идеальная суперкоманда, которая играет просто гениальный — простите мне это резкое оценочное суждение — модальный джаз. Первый же трек — главный хит, кавер «Autumn Leaves», застрял в репертуаре Дейвиса на долгие годы. Но и остальное не хуже.
Herbie Hancock «Maiden Voyage» (1965) / Blue Note
Здесь вообще все просто — один из главных альбомов раннего Херби Хэнкока с его пьесами — визитными карточками, «Dolphin Dance» и собственно заглавной «Maiden Voyage».
Ну что еще сказать? «Maiden Voyage» означает первое плавание нового корабля. Для Хэнкока это не первое плавание, но — начало большого пути. Среди сайдменов — Фредди Хаббард, о котором ниже, и музыканты, в ту эпоху игравшие в коллективе Майлса Дейвиса (как, впрочем, и сам Хэнкок). А именно: Джордж Коулмен (тенор-саксофон) и ритм-секция Рон Картер / Тони Уильямс. Эта молодежь местами убирает своего шефа-наставника.
Freddie Hubbard «A Soul Experiment» (1969) / Atlantic
Ну и, наконец, пример того, во что хард-боп довольно быстро эволюционировал. На этом релизе фирмы Atlantic уже не очень-то хард-, больше — соул. Все эти заливистые всхлипы органа (Гэри Иллингворт) и фанковые гитары (Билли Батлер, Эрик Гейл) с грувом бас-гитары Fender (Джерри Джеммот) — все равно в их основе боп. Это не песни и не музыка фоновая. С точки зрения развития это — настоящий джаз. Ну а то, что сыграно заливисто, с блеском — об этом и говорить не стоит!