Ресторанчик на улице Северная, недалеко от входа в музей-усадьбу Горки Ленинские, еще в пятницу скучный и пустой, уже в субботу утром поставил в стоп-лист чуть не все меню. В чем, говорю, дело, хозяйка? Я тут с пятницы, и все было… «Все съели!» Она не знает, то ли радоваться, то ли злиться на себя: плохо подготовились, не ожидая такого наплыва публики. «За семь лет такого не было», качает она головой. «Кто ж знал?»

Семь лет проходит фестиваль в Горках Ленинских, что под Москвой. На электричке сорок минут от Павелецкого вокзала или полчаса от МЦК «Верхние котлы». Это я к тому, что на машине ехать трудновато, а вот наземным транспортом самое оно. Иной раз на метро дольше едешь из конца в конец, чем тут от моих Лужников — в практически деревню.

Почти все годы я посещал фестиваль. Раньше он проходил на небольшой полянке между собственно особнячком Ильича и курганами. И лес вокруг. И яблони. Волшебная атмосфера. Фестиваль все эти годы напоминал такой междусобойчик: не очень много народу, все всех знают, все в теме. При этом хедлайнеры всегда топовые, от живых классиков типа Ренди Брекера и «Oregon» до топовых и модных Амброуза Акинмусира, соул-звезды Тони Момрелля и тому подобное, точнее совершенно бесподобное, штучное. Плюс всякие оригинальные русские, типа Алины Ростоцкой. Всех не упомнишь!

Но правда, впечатление — как будто это для нас, снобов джазовых. Многие участники, кстати, даже в Москву не заезжали выступить — вот это совсем странно. Что это за Горки за такие, наше русское Монтрё имени Ленина? Похоже, да. Парадоксальным образом ситуацию к лучшему развернул именно проблемный и тяжелый прошлый год.

Понятно, что тогда никого привезти нельзя было — просветы в самоизоляциях слишком короткие, риски высокие и так далее. Тогда собрали фестиваль из наших и парочки иностранцев, здесь живущих. Перенесли на большую поляну. И — наплыв народу!

А в этом году, во-первых, фестиваль оба дня закрывал биг-бэнд Игоря Бутмана. Один раз с солистом Олегом Аккуратовым, которого все обожают за легкость виртуозной игры на фоно, живое импровизационное пение, здоровую репертуарную всеядность и умную импровизацию. Второй раз — с певицей Фантине, барышней красивой и на разных языках убедительно поющей. Все это понятно и приятно самой широкой публике.

Вообще же фестиваль получился с уклоном в фанк, соул и такие вот развеселые «черные» жанры. Певица Светлана Жаворонкова & Acoustic Soul — очень крепкая программа, по-хорошему коммерческая. Света — моя приятельница, я за ней слежу, и я же к ней довольно предвзят: талантливый человек, выучившаяся петь «по-черному», но мы ж в Москве…

Но тут, слушая, какой сет Светлана собрала и с какой энергией музыканты все это дело выдали — никаких вопросов. Вообще. Остроумно. Звучание — жир, что называется. Народ поет и танцует: «Freedom» Джорджа Майкла; «Don't Wanna Fight» группы Alabama Shakes; замедленная «All Along the Watchtower» Боба Дилана; версия «Sweet Child O’Mine» группы, прости, господи, Guns N’Roses, правда, с каноническим риффом, сыгранным флейтой. Боже мой. Но круто! Флейтист по имени Алексей Минеев очень хорош. 

Во второй день за такой вот поп-соул ответил коллектив QASCAD. Ну, это пока что клубный уровень, хотя за попытку спасибо. Модные английские и американские песни кто у нас еще споет? Звучали, правда, несколько кашеобразно, но так если не обкатывать себя на фестивалях, то как еще на высокое качество выйти?

Опять-таки, безупречную джаз-рок-классику привезли Leonid & Friends. Ну, это звезды YouTube, которые всех купили своим умением снимать в ноль, со всеми штрихами, классические рок- и джаз-рок-песни. Про эту российскую группу, собранную поп-композитором и бас-гитаристом Леонидом Воробьевым, часто говорят, что в Штатах их концертная программа хитов Chicago гораздо популярнее, чем нынешний состав Chicago. Похоже на то! Здесь «25 Or 6 To 4» (Chicago), «Spinning Wheel» (Blood, Sweat and Tears) и другие того стиля хиты всех заставили плясать и головами трясти. И звучат кстати те шедевры конца 60-х начала 70-х на удивление современно. 

Так, теперь об «умном». Современный композиторский джаз представили LRK Trio. Супертрио опытных джазменов Евгения Лебедева (фортепиано), Антона Ревнюка (контрабас/бас-гитара) и Игната Кравцова — это уникальный симбиоз совершенно не похожих, даже внешне, даже одеждой, людей, которые вот просто образовали такой треугольник творческий. Который неплохо продается в Скандинавии и Юго-Восточной Азии. Но о них, их творческой кухне и истории успеха мы напишем подробнее позже. Пока же скажу, что и «умное» их прозвучало как ураган. В финале особенно. Умеют зацепить публику: яркие мелодии, грув, всякие звучки, пэды… Короче, выходят на сцену — и ежу подмосковному понятно: короли, всем хлопать.

Да, кстати, до сета LRK энергичный Кравцов отбарабанил с квартетом трубача Ивана Акатова. Хороший современный пост-боп! Все хороши, и саксофонист Тимур Некрасов — сам по себе давно имя — особенно.

Иностранец первого дня — кубинец, живущий в Штатах, с простым именем Альфредо Родригес. Пианист. Вокалист. С трио. Все просто. Темпераментный кубинец с основательной музыкальной подготовкой — представили? Ну вот он и есть.  Вторым же номером исполнил «Besame Mucho». Проникновенно. Но вообще по настроению вся программа слишком, на мой вкус, ровная: везде эдакая светлая грусть сквозит. Но на контрасте с остальными хорошо работает, признаю.

Иностранец второго дня — гитарист Рузвельт Кольер, альбом которого мы рецензировали в предыдущем обзоре альбомов. Неожиданно: я думал, будет блюз, тут скорее получился эдакий энергичный грязный джем-бэнд. Я ему потом так и сказал за кулисами, и музыкант просто просиял: ну да, типа, мы оттуда, там наши корни!

Интересно, что играл он в своей неподражаемой манере как на нормальной педал-стил, так и на… носимой. Ну, которая на плече висит, как нормальная гитара. Только гриф широченный, 8 струн, настроенных в мажорный аккорд, и манера игры «обратным» боттлнеком (то есть он не снизу рукой боттлнек держит, а сверху накрывает струны).

Органист добавляет плывущей психоделии. Рузвельт заводит публику: подначивает, ругается, останавливает барабанщика, дескать, давай еще раз, а вы хлопайте, давайте! Артист. Финал энергичный — пляски. Народ оценил. На финальном бисе вышел сам Игорь Бутман, и так сыграл на своем теноре — хрипло, жестко, с мясом, — как будто тут тебе паб с реднеками. Класс, короче.