Экосистема настольного Hi-Fi от Ferrum Audio начала формироваться с не совсем обычного набора устройств. Первым стал высококлассный усилитель для наушников под названием OOR, а вот второй аппарат, Hypsos, который с первого взгляда можно было принять за ЦАП, оказался высококлассным внешним блоком питания. И вот, наконец, появился третий аппарат бренда Ferrum Audio — Erco (читается как «Эрцо»), способный взять на себя роль цифроаналогового преобразователя.
Знакомство
Не буду особенно распространяться относительно внешнего вида и качества изготовления — и то, и другое прекрасно передает фотография. Могу лишь подтвердить, что вживую все аппараты Ferrum Audio смотрятся столь же солидно и дорого. Напомню также, что фирменный логотип «Fe» имеет возможность плавного диммирования: с помощью колесика, находящегося на задней стенке, устанавливается любая яркость — от максимальной до полного отключения.
Разработчики, создавая Erco, уже понимали, что в линейке будет еще один топовый ЦАП, поэтому перед нами не просто цифро-аналоговый преобразователь, а полнофункциональный аппарат с функциями предусилителя и усилителя для наушников. На задней панели доступны три цифровых входа: USB на разъеме Type-C, коаксиальный и оптический. Кроме них есть один аналоговый вход на разъемах RCA.
Выходов для наушников два: обычный на разъеме 6,3 мм и балансный на разъеме 4,4 мм. Также есть аналоговые выходы на разъемах RCA и XLR для подключения активной акустики или интеграции в стереосистему. В общем, одного только Erco в связке с компьютером или цифровым транспортом достаточно, чтобы получить качественный источник сигнала или настольную Hi-Fi-систему для наушников.
Родословная
Та часть Erco , которая отвечает за усиление и питание, во многом заимствована у усилителя OOR. Но не в буквальном смысле, а на уровне основных принципов построения схемы, поскольку Erco имеет меньшую выходную мощность и, к тому же, оснащен цифровой частью, ради которой пришлось основательно доработать блок питания. Специально для этого были добавлены несколько шин питания с усиленной фильтрацией, которые при этом максимально изолированы от тех, что питают аналоговую часть.
Если же копнуть родословную Erco чуть глубже, выясняется еще одна любопытная деталь: создатели бренда Ferrum Audio, инженеры компании HEM, за несколько лет до того занимались разработкой ЦАП и прочей электроники для хорошо известного нам бренда Mytek. Так что помимо OOR прообразом Erco является еще и Brooklyn DAC. Они, кстати, очень похожи по габаритам и функциональности, да и детали знакомые встречаются.
Детали
В основе Erco лежит высококлассная микросхема ЦАП ES9028PRO от ESS Technologies. Она работает в связке с процессором, имеющим архитектуру ARM, который отвечает в первую очередь за декодирование аудиопотока MQA, расшифровку DoP, а также выполняет роль USB-контроллера, для чего была создана специальная прошивка. Помимо этого процессор в автоматическом режиме управляет коммутацией и коэффициентом усиления сигнала, что позволяет минимизировать количество переключателей.
Процессор отслеживает присутствие наушников и автоматически отключает выходы, к которым подключены усилитель мощности или внешняя акустика. Коэффициент усиления также регулируется автоматически в зависимости от того, куда подается сигнал, причем значения, устанавливаемые ручкой на передней панели, касаются исключительно наушников, а для внешних устройств, подключенных к выходам RCA или XLR, задаются стандартные уровни. Благодаря этому вне зависимости от того, какой «гейн» используется с наушниками, не будет резкого перепада уровня громкости при переходе к прослушиванию с акустикой.
Единственное, что не было автоматизировано — отключение регулятора громкости. Для того, чтобы подать сигнал сразу на RCA и XLR выходы устройства, нужно воспользоваться механическим переключателем, находящимся на задней стенке. Выходы для наушников при любом положении переключателя продолжают получать сигнал через регулятор громкости, поэтому функциональность устройства никак не ограничивается.
Вся аналоговая часть Erco является балансной — это касается не только пути от ЦАП до соответствующих выходов. Сигнал с единственного аналогового входа RCA в первом же каскаде усиления превращается в балансный и к стадии регулировки громкости подходит уже в симметричном виде.
Персональное аудио
Начать тестирование я решил с использования Erco в роли системы для прослушивания музыки в наушниках. Источником для этих целей был выбран сетевой транспорт Aurender, Erco получил дополнительную поддержку в виде фирменного блока питания Hypsos, а наушников я взял несколько пар, динамические и планарные, с импедансом от 15 до 250 Ом.
Первое что стоит отметить: Erco не имеет каких-либо предпочтений и ограничений в плане нагрузки. С требовательными к выходной мощности планарами он справлялся так же уверенно, как и с привычными динамическими наушниками, даже при использовании менее мощного небалансного выхода. Переключатель коэффициента усиления позволял компенсировать разницу в импедансе и чувствительности — так что при любом раскладе удавалось выбрать режим с удобным диапазоном регулировки громкости.
Со всеми наушниками Erco неизменно выдавал чистый, плотный и сфокусированный звук с отличной динамикой и средним масштабом стереокартины. Бас получался, как правило, не очень глубокий, но собранный и хорошо контролируемый, середина выразительная и светлая, верхние частоты были представлены в достаточном количестве, без резкости и навязчивости.
Вся специфика подачи музыкального материала хорошо проявила себя при сравнении со старшей моделью OOR, подключенной к балансным выходам Erco. На фоне более дорогого усилителя стало заметно, что музыка в исполнении ERCO приобретает больше светлых оттенков. Так, например, в голосе Стинга на Erco подчеркиваются верхние ноты, в то время как OOR дает больше наполненности и телесности в нижнем регистре.
Старший усилитель более убедительно и красиво раскрывает минорную музыку, лучше работает с симфоническими произведениями, требующими более точной передачи масштаба и объема сцены. А усилитель, встроенный в Erco, лучше справляется с более яркими и энергичными композициями разных жанров — от рока и джаза до поп-музыки и электроники.
Разрешение у усилителя Erco несколько ниже, чем у OOR, что соответствует разнице в классе. Это хорошо слышно на сложной музыке, изобилующей деталями и оттенками, например, альбом Pink Floyd — «Animals» в миксе образца 2018 года звучит совершенно по-разному: OOR показывает больше нюансов и лучше передает пространство, а усилитель в Erco больше внимания фокусирует внимание на основной мелодической линии и ритме.
Впрочем, все эти отличия в разрешении были очевидны при использовании Audeze начиная с LCD-X и выше по модельному ряду. С динамическими наушниками из более доступного ценового сегмента преимущества OOR уже не так очевидны, ощущается лишь небольшая разница в характере звучания.
В большой системе
Форм-фактор в половину стандартного компонента настойчиво намекает нам на то, что Erco и другие устройства Ferrum Audio — типичный настольный Hi-Fi, предназначенный для персонального прослушивания музыки через наушники или пару мониторов ближнего поля. Однако эксперимент со сменой усилителя показал, что максимальный потенциал Erco можно раскрыть, используя его в роли USB-ЦАП. И, к тому же, в паре с Hypsos он займет одну полку на стойке с Hi-Fi компонентами, а значит вполне впишется в общую картину.
Для тестирования в роли ЦАП Erco был интегрирован в серьезную стерео-систему, состоящую из сетевого транспорта Aurender N-200, предусилителя Fezz Audio Sagita Pre с двумя усилителями мощности Titania Power того же производителя и двумя парами акустики MartinLogan: корпусной Motion 60XTi и электростатической ESL X.
Первое, чем приятно порадовал Erco в роли ЦАП — очень живая и динамичная подача музыкального материала. Качественные HiRes-записи, обладающие большим динамическим диапазоном, воспроизводились исключительно эффектно и убедительно, с хорошей передачей энергетики и экспрессии исполнителя. Очень естественно и точно отрабатывались мельчайшие послезвучия. Ни на микро, ни на макроуровне ЦАП не терял деталей и не упрощал звуковые образы.
А больше всего удивил тот факт, что характер микросхемы 9028Pro, хорошо знакомый по ЦАПам других производителей, в звучании Erco был едва заметен. Возможно, причиной тому стал фирменный алгоритм цифрового фильтра, который разработчики написали взамен стандартного, либо свою роль сыграла фирменная схемотехника аналоговой части — тут сложно угадать. Но вполне очевидно, что по тембральному богатству и голографичности стереокартины разработчики максимально приблизили ES9028Pro к тому, что выдает старший чип ES9038Pro.
Разве что масштаб сцены получился не настолько велик, что вполне компенсировал подбор акустики — электростаты ESL X добавляли объема в достаточном количестве. При этом во время работы с корпусной акустикой Motion 60XTi, звучащей более строго и мониторно, не ощущалось ни уклона в аналитичность, ни упрощенности тембров живых инструментов, которыми порой грешат типовые реализации ES9028Pro. Напротив, при прослушивании на Motion 60XTi ЦАП продемонстрировал очень музыкальное и домашнее звучание с максимально комфортной и в то же время реалистичной подачей любого материала.
Итог
По результатам всестороннего изучения Ferrum Audio Erco могу предположить два основных сценария использования данного аппарата. Первый: Erco может стать первым кирпичом в фундаменте высококлассной настольной аудиосистемы. Устройство абсолютно самодостаточно прямо «из коробки» и для прослушивания музыки понадобятся лишь компьютер и пара наушников.
Причем пользователь сразу же получает заведомо высококлассный ЦАП и достаточно мощный усилитель, не ограничивающий выбор наушников. Вслед за Erco в системе может появиться пара активных мониторов для расширения функциональности, а поднять качество звука позволят блок питания Hypsos и более высококлассный усилитель OOR, который понадобится, если появятся наушники уровня старших Audeze.
Второй сценарий использования Erco: интеграция в классическую стереосистему в роли ЦАП. Тут опять же можно растянуть процесс во времени, отложив появление Hypsos на второй этап апгрейда системы. Усилитель для наушников в этом случае остается приятным бонусом, ведь он заведомо выше по качеству, чем те, что обычно встраивают в предварительные и интегрированные усилители.
В целом же Erco представляет собой стильный и удобный в использовании аппарат, демонстрирующий живое, выразительное и одновременно с этим детальное звучание. На текущий момент это, возможно, лучшая реализация ЦАП на микросхеме ES9028Pro, дополненная качественным и мощным усилителем для наушников.
выразительное и детальное звучание ЦАП, мощный и всеядный усилитель, удобное управление
не удобно реализована функция отключения регулятора громкости, нет пульта ДУ
ЦАП: ESS Sabre ES9028PRO
Поддерживаемые форматы: PCM до 32 бит / 384 кГц, DSD до 256, MQA
Мощность усилителя для наушников: несимметричный 1,7 Вт на 50 Ом, балансный 6,1 Вт на 50 Ом
Выходной импдеанс усилителя для наушников: 0,3 Ом
Диапазон частот: 10-30000 Гц (+/- 0,05 дБ)
Цифровые входы: USB-C, коаксиальный, оптический
Аналоговые входы: несимметричный RCA
Аналоговые выходы: несимметричный RCA и балансный XLR
Выходы для наушников: несимметричный 6,3 мм, балансный 4,4 мм
Динамический диапазон: 120 дБ (А-взвешенный)
Габариты: 217x206x50 мм
Масса: 1,8 кг