«Чужой: Завет» (Alien: Covenant), США, 2017
С этим фильмом были связаны многие ожидания. Еще бы, по слухам, Ридли Скотт обещал нам показать мир Хозяев, куда в «Прометее» отправилась главная героиня Елизабет Шоу, везя верхнюю голову андроида Дэвида в качестве бортового компьютера. И, наконец, объяснить, кто и зачем сделал это биологическое оружие, зачем просто так лететь убивать далеких инопланетян за многие парсеки, которые о тебе и не знают, а не то, что мешают чем, откуда взялась самоубийственная психология этих белых биороботов. Даже обещали показать «библейскую историю», ну мы тут размечтались, что будет что-то типа грехопадения Люцифера и планов мести Творцу. Если бы… Когда результат увидели, был общий вздох разочарования, и я постараюсь объяснить, почему. Ждали мы чего-то невиданного и качественно сделанного, на уровне «Чужой» - I, а этот фильм, кажется, как овечка Долли, вобрал в себя все глупости бесконечного клонирования фантастических сюжетов Голливудом последнего времени.
Начинается он, после некой репризы с андроидом и его создателем, с того, что где-то в космосе летит космический пароход, формой напоминающий бревно. Сзади какие-то форсунки, значит способ движения релятивистский (реактивный). Для «зарядки» он открывает парус. Не знаю, чем они хотели заряжаться, наверное, набегающим потоком космических частиц. Но между звездами их мало, наверное, за несколько часов один гаджет этим зарядить можно. И тут: бабах! Может, я опять словил глюк перевода, и меня поправят, но мне показалось «нейтринная вспышка». Нейтринная вспышка представлена пузырем синего цвета, из-за чего возникает скручивание части паруса и пожар на борту. Вообще-то, нейтрино по науке – мало что невидимая частица, она настолько слабо взаимодействует с веществом, проникая через все, что ее очень сложно зафиксировать. Для ловли этих частиц у нас стоят нейтринные детекторы в глубине озера Байкал. То есть если бы где-то в южной Африке сейчас взорвалась бензоколонка, последствия этого для жителей России были бы более разрушительными, чем эта нейтринная вспышка. А тут корабль получает нехилый удар пучковым оружием с близкого расстояния. Странно, что Ридли Скотт, снимая космическую фантастику, об этом не знает. Более того, почти каждый житель, даже не интересуясь темой отлова частиц, хоть раз в жизни об этом слышал. Я уже много раз говорил, что если даже далекому от темы физики человеку начинают показывать чушь сразу, это подсознательно портит впечатление обо всем фильме. На физике в школе все это говорят, например. Замена нейтрино на нейтроны мало что меняет, немного возрос бы уровень радиации, и все. Нейтроны не склонны особо вызывать пожары. Ну, положим, где то недалеко взорвалась сверхновая. В этом случае конечно радиация возросла бы в разы, но пожар внутри вряд ли начался бы. И то, что говорили в фильме, что предсказать такие взрывы никак – еще как можно, звезды на грани взрыва легко отличаются даже по спектру, рядом с ними курс корабля прокладывать опасно. Но на большой скорости корабля межзвездные частицы сами превращаются в смертельный поток, без всякой вспышки, и корабль должен иметь защиту, иначе все люди на борту умрут от радиации. Даже в сверхглупом фильме «Пассажиры» и то это было. В этом случае надо было усилить защитный контур, и все. Но на борту дежурил андроид, он почему-то протормозил отдать команду свернуть парус, которую мог отдать голосом сразу, а бортовой компьютер «мама» настолько дурак, что с такой простой задачей сам справиться не умеет.
Об интерьере корабля стоит сказать отдельно. Он вроде на первый взгляд похож на интерьер «Чужого» - I («Ностромо»), на деле он сверкает краской, как будто только сошел со стапеля. Ни пыли, ни грязи. Меня упрекают за отсутствие упоминаний о визуальном впечатлении, а такие мелочи его очень сильно портят, иллюзия реальности рассеивается. Внутри как-то все несуразно. Куча длинных коридоров и пустых отсеков с задвигающимися дверями. Везде развешены какие-то плетенки, назначение которых в интерьере не вполне ясно. Видно, что даже рубку и собрание экипажа изо всех сил пытались сделать похожими на кадры из «Чужого», но это не очень получилось. При аварийном пробуждении почему-то внутри загорелась одна из криокамер, хороня командира, хотя нигде рядом больше ничего не горело. Бывает же… В трюме криокамеры колонистов зачем то развешены на крюках и болтаются, как свиные туши в морозильнике. Это усиливает впечатление бредовости всего показанного. Еще на борту имеются огромные карьерные самосвалы, которые привязаны цепями (штормит же в море постоянно), они называются «терраформирование». Это космическое бревно похоже само садиться на поверхность не умеет, слишком длинное, высадка осуществляется десантными ботами, как они собирались самосвалы выгружать из трюма, не понятно.
Дальше разбуженный экипаж ловит сигнал (а мы опять ловим дежа-вю из «Чужого»). Естественно, принимается решение сразу лететь разобраться, что там сигналит, а раз планета видится земного типа, там и будем жить. В реале за такое зам командира пошел бы под суд. Планета назначения разведана, и размечена для колонизации, менять курс на непонятно куда, потому что экипажу лень ложиться в камеры, преступно. Это пассажирское судно, а не грузовик «Ностромо». На деле совершенно не факт, что раз планета подходит с виду издалека, она будет благоприятной для колонистов, условия там могут оказаться совсем плохими, Марс или еще хуже. Надо было сообщить на Землю о находке и лететь дальше, без вариантов, это не их работа уже. Курс надо менять поперек, на 90 градусов, но это может оказаться для релятивистского звездолета никак. В космосе зацепиться не за что, и разогнавшемуся до огромной скорости кораблю так резко не свернуть. Даже с огромным расходом энергии. Он тупо пронесется далеко вперед. Речь идет о каких то «прыжках» (jump), но не понятно, как это выглядит. Нам это не показали. Если прыжки через гиперпространство, как в «Звездных войнах», то надо было погружаться в какую-то светящуюся массу с отростками хотя бы. События с «Ностромо» происходят по хронологии позже, а он этого не умел. Если просто резкое ускорение (boost), то извините, архитектура корабля должна быть другой, как у небоскреба, этажами, а не вдоль, иначе так все покатится по длинным коридорам к корме. Похоже, литературный негр, который писал эту часть сценария, никогда не думал дальше яхтинга в океане вблизи США.
Картина высадки на планету выглядит так, как делать не надо. Я много раз это писал тут: высаживаться на одном челноке почти всем экипажем опасно, если что-то произойдет, спасать будет почти некому. Это стандартный киноляп. И последствия не замедлили сказаться, как и должны были. И выходить на поверхность без костюмов, даже если состав ее совпадает… Полнейшее головотяпство. Хочется уже закричать: ну куда вы всей толпой поперли, совсем больные на голову? Настолько это видеть надоело. В итоге там один отважный десантник наступает ботинком на экскременты Чужого, и получает дозу. Кто бы сомневался? Но более того, если бы это был не яйцеглист чужого, а просто инопланетный гриб дождевик, который никогда никому не хотел плохого, он просто ядовитый. Этот человек вдохнул бы споры, чихнул и умер сразу. Да и вообще, чтобы всем так заболеть, вовсе не нужны ни бактерии, ни вирусы. Болезнь коровье бешенство вызывает не вирус, а закрученный в другую сторону белок прион. Да или небольшие примеси газов цианидов в виде облаков… Аум Синрике знает. Типичное решение спустить на поверхность сначала зонды и дроны на разведку не канает. Слишком умно. Но и с этим фантазия создателей фильма далеко не пошла. Кадры инопланетной природы типично земные. Тут ожидают встретить птиц, животных… Как на Земле, 1х1. Видимо, создавать чисто инопланетные пейзажи показалось дорого и лень. И так сойдет. И вообще, десантники ведут себя так, как будто приехали в отпуск на Тайланд. Гуляют, разводят костер и сидят, хотя на них напали чужие формы жизни. Даже часового не назначили. Одна тетя пошла в одиночку мыться местной водой, и… (додумать самому несложно, много вариантов). Оставшемуся у челнока пилоту сказали: закрой двери и сиди внутри. Нет, она шарится под днищем и двери нараспашку. Не астронавты, а какие-то туристы. Упоминают протоколы безопасности, но они разве такими бывают? Они хоть какие-то там написаны? Смотрится это все уже армейским маразмом советского типа. Картину усугубляют крупным планом показанные элементы быта из нашей эпохи: планшет, наверное Apple, одноразовый шприц из аптеки, которым берут пробы воды, автоматические карабины М4, в которых сразу кончаются патроны, а эффективность никакая. В прошлых сериях такого не было, даже в «Прометее» думали гораздо больше. Но это уже типично, в «Изгое 1» были похожие кадры. Мыслей не хватило, денег не хватило, или чего не хватило?
На помощь спешит звездолет на орбите. Нам сообщают Страшную информацию: на поверхности шторм и буря. Гром и молния. Спуститься на 80 км на бурей уже опасно, а 40 км над бурей уже трясет так, что сочленения звездолета ходуном ходят, как в трамвае. Круто! Захватывает! Но надо учесть, что высота полета МКС сейчас 300-400 км, на высоте 100 км над нами уже фактически вакуум. Эта туча, с виду страшная, на высоте не более 1-5 км. Что бы было еще на 40 км выше? Да ничего. Вообще. Даже можно в спокойной обстановке наслаждаться видами. Кто летал хоть раз на большом самолете: выше туч на высоте 10 км, подняться на 1 км над ураганом, и уже тишь и благодать, солнышко в окошко. Это не Юпитер все-таки, а если бы были такие ураганы ходили до высоты 40 км, это была бы Венера, не пригодная для жизни никак.
Ляпы этого фильма можно перечислять долго, они конечно портят впечатление, но не в них главная проблема. А главная проблема: АБСОЛЮТНО НИЧЕГО НОВОГО. Взяты ходы из «Чужого» и сделана компиляция того, что мы уже видели. Было много продолжений «Чужого» разной степени глупости, и все они имели одинаковый примерно ход событий: прилетают куда-то, где есть эти формы жизни, почти все погибают, но под конец главная героиня с Чужим расправляется, вроде бы. Хотя и не до конца, он выживает как то и летит вдогонку, что дает возможность продолжать до бесконечности. И тут мы видим не обещанные разгадки, а очередной фильм из серии про Чужих, снятый достаточно бездарно. Все абсолютно в рамках этой повторяющейся истории. Даже самым большим фанатам серии про Чужих бесконечная сказка про белого бычка набила изрядную оскомину. Могут ли спасти этот фильм красиво снятые кадры, как пытаются выбросить Чужого за борт? Не могут. Хотя снято эффектно. Мы это уже видели и не один раз. Нового только разве что непонятные люди в балахонах, на которых свихнувшийся Дэвид обрушил поток заразной гадости. Кто они такие? Откуда они тут взялись? Видимо, этот бублик прилетевший они уже видели или знают, иначе бы наблюдали из кустов. Но это не Хозяева, это какие-то античные аборигены, которые съели Кука. И на этом конец пояснений. Видимо Скотт думал над ответами, думал, но так ничего и не придумал, и решил ответы закоротить на массу. Так что планету Хозяев мы очевидно никогда не увидим. И в андроиде Дэвиде, к удивлению, тоже ничего нового нет, от слова совсем. Андроид Бишоп из «Чужого» вел себя так же и грезил тем же. Не понятно, зачем создавать таких психически больных роботов, да еще отправлять их со звездолетами. Они опасны, а космические экспедиции стоят дорого. Сошли бы и не андроиды, а вполне обычные сервисные роботы, пользы было бы больше. К слову, Елизавета в «Прометее» увезла на корабле Хозяев только голову Дэвида. Откуда она там взяла остальные части его тела? Очевидно, над этим никто подумать не удосужился. И вся здесь «библейская история» сводится к сюжету Каина и Авеля. Негусто, мягко говоря.
Резюме: под венец карьеры Ридли Скотт совсем обленился. Скорее всего, думается, он нанял бригаду литературных негров писать сценарий, подкинул пару сюжетных ходов, обрисовал общую канву, и свалил почивать. Неграм было пофиг, они написали плохо стыкующиеся куски, кое-как слепили и вывалили сюда нам. И как итог – убогое, абсолютно вторичное, проходное кинцо. Полный фейл всех ожиданий.