Эта акустика — старшая в линейке PMC twenty5, и выделяется на фоне остальных двухполосных моделей серии тем, что у нее три полосы. Вроде бы это ни о чем не говорит, но согласитесь, в старшей линейке обычно отражены изначальные идеи разработчиков. Добавлю, что в каталоге PMC студийной акустики больше, чем домашней, и еще эти колонки отличаются завидной преемственностью и узнаваемым фирменным почерком.
Сложившийся стиль
Сама линейка twenty5 выстроена таким образом, что модели можно использовать как стереопару, а можно построить и многоканальную систему — кроме полочной и напольной акустики имеется центральный канал и сабвуфер. В принципе, это интересно, однако изучать в рамках теста будем только модель PMC twenty5.26 и ее свойства в качестве стереопары.
Внешне акустика выглядит узнаваемо и аккуратно. Достаточно узкие параллелепипеды корпусов, наклоненные назад ровно на 5° и устанавливаемые на металлических подиумах-основаниях с регулируемыми шипами. С точки зрения дизайна все достаточно строго и лаконично, без изысков. Но выглядит не топорно и совсем не дешево. Скорее консервативно и с поправкой на сложившийся за годы собственный стиль производителя.
На тесте была пара в отделке красным деревом (кстати, отделка считается экспортной и на рынке Великобритании ее нет — только орех, дуб и черный лак). Колонки действительно красные, и, хоть я не люблю этот цвет в принципе, не могу сказать, что тон неприятен. Скорее наоборот, никакого отторжения не вызывает.
Изготовление акустики в целом — добротное. Видно, что материалы качественные, шпон положен аккуратно, собрано все тоже прилично. Может, кое-где чуть не идеально подогнаны динамики в посадочных, но чтобы заметить это, нужно рассматривать их совсем с близкого расстояния. А больше придраться не к чему.
Единственное, о чем я не могу рассказать — это о защитных грилях. Они существуют, у них магнитные крепления и они закрывают всю переднюю панель акустики, включая порты трансмиссионной линии. Но увидеть и потрогать их возможности не было — в салоне прослушивания их сразу убрали в коробки и спрятали на складе.
Конструкция у акустики трехполосная, на ВЧ — мягкий купольный твитер, прикрытый несъемной металлической сеткой. Твитер кастомизирован для PMC компанией SEAS. На СЧ, что не совсем обычно, тоже мягкий купольник и тоже с защитной сеткой. Низкочастотник — собственный, с диффузором g-weave из смеси целлюлозы, углеволокна и смолы. Корзина — литая, металлическая. Подвес динамика предполагает весьма длинноходную конструкцию.
Частоты раздела фильтра — 400 и 4 000 Гц. Заявленный частотный диапазон: 27 Гц — 25 кГц, правда, без уточнений плюс-минус. Впрочем, зная прежние разработки PMC, не приходится удивляться таким цифрам, а по басу вообще можно надеяться на хороший результат даже в таком небольшом корпусе и с относительно небольшим динамиком. Все-таки акустическое оформление — традиционная для производителя трансмиссионная линия, реализацию которой разработчики компании совершенствуют много лет.
В нашем случае у акустики на выходе линии два фирменных порта Laminair, расположенных внизу на передней панели. Кое-что про детали акустики можно найти вот здесь, а мне уже хочется перейти к системе и прослушиванию.
Важный момент. У акустики одна пара клемм, хотя, основываясь на прежний опыт, я скорее рассчитывал увидеть здесь три раздельные пары. Но возможности для пополосного усиления этой акустики разработчики пользователю не оставили.
Впрочем, если сопоставить заявленную чувствительность в 86 дБ и 8 Ом импеданса (да еще и предположить, что это относительно ровные 8 Ом), то можно прийти к выводу, что акустика эта не станет запредельно-сложной нагрузкой. Хотя и на возможность обойтись маломощным усилителем я бы тоже не рассчитывал. В нашем случае система состояла из интегрированного усилителя Cary Audio SI-300.2d и цифрового источника Cary Audio DMS-550, работавшего в нашем случае в качестве ЦАПа в паре с транспортом Audio Note.
Сдержанная уверенность
Первая запись — прекрасно записанный джаз с альбома «Interplay Now». Пожалуй, первое, что заметно в звуке — скорость. Звук быстрый, но не такой как у электростатов или им подобных конструкций, а привычно-телесный, но быстрый. Безусловно, в характере есть сдержанность, некая мониторность, но все же звук не сухой и не формальный. Просто складывается впечатление, что ничего нигде не выпирает. Бас быстрый, разборчивый, совершенно лишенный раздутости или расхлябанности.
По общей подаче есть некоторое ощущение обособленности баса — это заметно в контрабасе и иногда на нижнем регистре фортепиано. При этом не складывается ощущение выпадения баса из общей картины или его отставания. Возможно, это следствие непривычной прозрачности и воздушности баса.
Подача середины очень ровная, в меру сдержанная, без намека на какую-либо приподнятость. Перехода от середины к верхним частотам не заметно, сшивка очень ровная — видимо, мягкие купольники на СЧ и ВЧ создают практически идеальное сродство характера. Все аккуратно, не ярко, но чисто. К тому же здесь и работа фильтров очевидна — без них тут не обойтись. С поправкой на то, что у PMC twenty5.26 кроссоверы четвертого порядка и особый подход к отбору комплектующих (что справедливо, в принципе, для всех фильтров производителя), надо отдать должное — полосы сшили хорошо и это слышно.
Динамика уверенная, звук скорее силовой по характеру, но не деревянный. Как-то не хочется называть звук сверхбыстрым, но вот найти, на чем бы он споткнулся, тоже не получается. Просто динамика как бы не выпячивается, хотя все отыгрывается с хорошей скоростью. Детальность высокая, но акцент по ощущениям здесь расставлен в пользу основных тонов и звуков, а не в пользу послезвучий. Они есть, никуда не пропали, но все же приоритеты таковы.
В целом, звучание получается рельефным, очень хорошо структурированным, достаточно упругим. Но без смакования деталей, со строгой иерархией всего вообще. Стройность сохраняется даже на небольшой громкости — в том числе и в плане сцены. На обычной громкости или несколько выше средней сцена получается прозрачной, резко прочерченной, но суховатой, умеренно воздушной.
Еще одна особенность — в большом помещении (сильно большем, чем нужно акустике) акустика не теряется, но и не растворяется в объеме, пытаясь заполнить его как можно больше. Получается этакий шарик звука, внутри которого можно с комфортом сидеть и слушать музыку, а если уйти подальше, то звук совсем не мешает и не привлекает к себе внимания.
Характер же у акустики подчеркнуто нейтральный и сдержанный. В звуке может быть и напор, и дерзость, и тонкие оттенки, и даже некая деликатность, но сверхвъедливости или накала эмоций тут не найти — только уверенно-стройное музыкальное «пространство», в котором все разложено по своим местам. Остальное же будет зависеть от самой музыки и от того, как она записана. Ну и еще от компонентов системы, которые в данном конкретном случае ощущаются достаточно хорошо — их собственный почерк акустика не маскирует.
Следующий альбом — Friends of Carlotta «Live in Studio». Хорошо заметна разница в стилистике записи этого и предыдущего диска. Как прописаны инструменты, как все сведено, как строится объем и сцена. Не по принципу лучше-хуже, а просто по принципу очевидной и незамаскированной разницы. Это свойство у техники я люблю и ценю, это куда как лучше и правильней, чем замазывать разные записи «одним цветом на свой лад».
Еще на примере этого альбома немного поэкспериментировал с расстановкой и точкой прослушивания. К расстановке акустика скорее критична, но это не специфика, свойственная фазоинверторным моделям, а вопрос построения треугольника акустика-слушатель, вопрос угла разворота на слушателя или его отсутствия. И для общезаполняющего звука PMC twenty5.26 мне показались не очень подходящими, наоборот — тут хочется тщательно подобрать точку прослушивания и слушать, находясь именно в ней. Кстати, самый обычный стул мне показался высоковат — я бы скорее выбрал невысокое кресло или такой же невысокий диван.
Сдержанно-мониторный почерк заметен, но не отталкивает. Эта разложенность по полочкам всего, что можно разложить, вскоре начинает восприниматься вполне естественной. Вроде бы хочется и воздуха побольше, и несколько большие акцент на деталях и нюансах, но тут это только лишь вопрос стилистики — к подаче быстро привыкаешь.
А профессиональные корни у акустики явно заметны, но так же видна и некая порода звука, сдержанная уверенность. Я вполне могу это оценить, так как дома пользуюсь и совершенно бытовой акустикой, и профессиональными мониторами — звучат они совершенно по-разному, но это не измеришь категориями лучше-хуже. Так или иначе, мне ближе другая подача, хотя я и не заметил желания дослушать побыстрее и закончить тест — даже наоборот.
Ровно, честно, предсказуемо
Дальше поставил концертник Pink Floyd «Pulse». Атмосфера, безусловно, есть, но подача достаточно камерная, акустика не пытается воссоздать эффект концерта — она старается в точности отыграть запись концерта. Эмоционально все передается корректно, о какой-то окраске применительно к этой акустике говорить вообще сложно. Если было бы еще мониторнее — стало бы скучно. Но здесь этого нет, только в меру строгая сдержанность и собранность.
Альбом Cradle Of Filth «Dusk And Her Embrace» система отыграла вполне детально и динамично, деликатно показывая огрехи и недостатки, без наваливающейся на слушателя грубости, но и не без эмоций. То есть, в принципе, что записано, то и слушаем. В микродинамике акустика может немного убавлять, переносить акценты на основные звуки, но доигрывать то, чего нет на записи или явно это переиначивать она не станет точно.
По динамике же, напору и басу здесь все в полном порядке: если кому-то захочется именно такую подачу для металла или для сложной электронной музыки, то PMC twenty5.26 с этой задачей справятся легко. И пожалуй, если выбрать более острый по звуку усилитель (Cary Audio достаточно мощны, но не остры по характеру), то эффект драйва и аккуратно профорсированного ритма, особенно на низких частотах, можно несколько усилить.
При этом (это я уже обобщаю, потому как слушал PMC twenty5.26 несколько раз в разных системах) никакого перекоса в сторону баса или отставания средне-верхнего диапазона не будет. Там хоть и мягкие купольники, но играть они могут совсем даже не мягкую музыку и они точно не склонны к мягкому звуку.
Потом поставил запись нескольких произведений Бенджамина Бриттена — им самим же продирижированные и с Мстиславом Ростроповичем в качестве солирующего виолончелиста. Вот тут многое понравилось в звуке. Хорошая раскладка оркестровой сцены, точная тембральная передача, хорошая детальность. По всему диапазону все ровно, честно и предсказуемо. По скорости даже на сложных фрагментах проблем нет, эмоциональность читается легко. Вот воздуха не много — это факт. И послезвучия гасятся чуть более форсированно, чем надо. Но в остальном все правильно, хотя и несколько сухо и академично.
И напоследок — «Пассакалия для Оркестра» Альфреда Шнитке. В целом, ничего нового и неожиданного в звуке я не обнаружил. Все уже узнаваемо и предсказуемо: от подачи и характера до того, что очень хорошо прослеживается разница в записях. Звук строгий, но не скучный, не монотонно-менторский. Эмоциональность не перегружена — может, даже чуть обесцвечена, но тональность верная. И в целом все динамично, уверенно и наполненно. Поймал тут себя на мысли, что для классической музыки этот звук весьма подходит — впрочем, как и для любой другой музыки.
Выводы
Как звучит эта акустика? Совершенно точно, как PMC. Узнаваемо, предсказуемо. Но в то же время и по-новому. Не перекроив почерк в целом и даже не поменяв его идеологию, эти колонки получились несколько другими — живее, человечнее что ли. Мониторность в характере никуда не исчезла, как и вообще фирменный звук, но подача стала живее, более открытой и эмоциональной.
Жанровости ровным счетом никакой, способность играть сложную музыку в полной мере присутствует. А дальше — вопросы личных предпочтений. Главное — что есть свое лицо, характер и голос, а не попытка сделать нечто среднестатистическое и безликое.
Музыкальный материал
Britten — Violin Concerto, Symphony for Cello and Orchestra — Mark Lubotsky, Mstislav Rostropovich, English Chamber Orchestra, Benjamin Britten / Decca UCCD-3625 / CD Stereo
Cradle Of Filth — Dusk And Her Embrace / Koch Records, Music For Nations KOC-CD-8293 / CD Stereo
Friends of Carlotta — Live in Studio / Clearaudio CD 430035 / CD Stereo
Pink Floyd — Pulse / Columbia C2K 67064 / CD Stereo
Takashi Mizuhashi, Masaru Imada & Tsuyoshi Yamamoto — Interplay Now / Carnival BVCJ-37580 / CD Stereo
William Walton — Viola Concerto, Alfred Schnittke — Passacaglia for Orchestra — Yuri Bashmet, Dmitri Kitayenko, The Academic Symphony Orchestra of the Moscow Philharmonic Society / Melody MEL CD 10 02293 / CD Stereo
734 000 рублей
Тип акустики: напольная
Количество полос: 3
Акустическое оформление: трансмиссионная линия (эффективная длина 3,3 м) с портом Laminair
НЧ излучатель: 170 мм, длинноходный динамик с литой корзиной и куполом g-weave
СЧ излучатель: 50 мм, мягкий купол
ВЧ излучатель: PMC/SEAS 27 мм, с мягким куполом Sonolex и ферромагнитной охлаждающей жидкостью
Частоты раздела кроссовера: 400, 4 000 Гц
Частотный диапазон: 27 Гц — 25 кГц
Чувствительность: 86 дБ
Импеданс: 8 Ом
Размеры: (ШхВхГ): 192 мм (275 включая основание) х 1 040 мм (+ 20 мм шипы) х 439 мм (+ 15 мм толщина гриля)
Вес: 25 кг
Отделки: орех, черный рояльный лак, дуб, красное дерево