«В этом изменчивом мире сиюминутных трендов, однодневных компаний и новых течений наша столетняя история позволяет нам хранить верность традициям качества, внедряя в нашу продукцию современные инженерные решения, создавать высококлассную аудиотехнику и качественные аудиоаксессуары для людей, увлеченных музыкой», — пожалуй, лучшего старта для сегодняшнего обзора не придумаешь.

Слоган для нового этапа истории компании Radiotehnika бьет точно в цель, точно в наболевшее. Но, с другой стороны: а что осталось в «Радиотехнике» от былых времен? Чем эта задумка компании отличается от очередной свежеиспеченной новинки дела рук любого произвольного бренда? 

Ох и в непростой ситуации оказались разработчики! С одной стороны, время выбрано удачное: возрождаются забытые бренды-тренды, поднимая пыль меланхолии с обочин истории. Полируются до блеска потускневшие логотипы, некогда славившиеся на всю огромную страну. Гордость, величие, постулаты.

Но мы-то знаем, что в наш век информационных потоков утаить ничего не получится, и величие, опираясь на постулаты, порой может попросить гордость немножко подвинуться. Однако повсеместно пользоваться этим шаблоном точно не стоит, ведь кто-то действительно может стараться, поднимать с колен и полировать, а тут мы со своим шаблоном.

Alfa 1

Легендарные колонки S-90 во всех вариациях точно помнит каждый. Большие, громкие, часто без лоска и вензелей, но такие желанные для любого меломана золотой эпохи. Это было масштабно, до мурашек внушительно и просто солидно — ведь ценник был совсем не из доступных и далеко не каждый мог позволить себе иметь такую роскошь дома.

Сейчас же все совсем иначе. Потребительский уклад стремится занять ровными рядами моделей акустики все свободное пространство на полках магазинов. Ценники охватывают любой бюджет — приходи, слушай, выбирай, покупай. 

В таких реалиях производственным мощностям Radiotehnika уже доводилось работать, так как, несмотря на бурную почти вековую историю, завод продолжал выпускать различные акустические системы и в совсем осязаемом прошлом. Затем, видимо, волна сиюминутных трендов все-таки подточила остов компании, тем самым образовав новый пьедестал для торжественного возрождения. XXI век, 2023 год: Radiotehnika снова в строю!

Этот первый шаг кому-то может показаться несмелым, но с рациональной точки зрения его можно считать верным. В любом случае, начало положено: линейка акустики Alfa заняла одну из самых бюджетных ниш. Но, несмотря на это, рекламные листовки утверждают, что Alfa — это современные технологии, страховкой которых занимаются вековые традиции. Удачная, проверенная не единожды схема, которая при должном подходе увлекает за собой тысячи и тысячи преданных поклонников. 

В серию вошел традиционный комплект для создания домашнего кинотеатра: полочная акустика Alfa 1.01, напольники Alfa 1.02, центральный канал Alfa 1.03 и сабвуфер с индексом 1.04. С напольников, собственно, и начнем.

Вековые традиции с наглядным примером

Теперь Radiotehnika выглядит вот так. Ну, честно говоря, другого форм-фактора на данном этапе и не требуется. Alfa 1.02 — это привычного формата напольники-столбики высотой без малого метр, которые выглядят, как… Как напольная акустика. Дизайнерским изыскам здесь места не нашлось, но и испортить этот ценовой диапазон намеками на буржуа тоже очень просто.

Пусть лучше будет вот так: просто, незамысловато, но главное — нейтрально. Кабинет из традиционного MDF покрыт винилом в одном варианте расцветки, имя которой Black Ash. Передняя панель остается чисто черной, с классическими углублениями под крепления гриля. Изучение углов и стыков дает положительный результат: бюджетный сегмент научился делать косметику идеальной, сборка также не вызывает нареканий.

Задняя панель разместила пару фазоинверторов и док-станцию для приема акустических кабелей. Нижняя — традиционные четыре шипа. В принципе, обзор экстерьера на этом можно было бы и закончить, если бы не одно «но»: три драйвера на передней панели, два из которых причудливо переливаются в свете софитов.

С твитером все предсказуемо — это дюймовый драйвер с шелковым куполом, который разместился в неглубоком трехступенчатом волноводе. А вот с остальными двумя динамиками все совсем непредсказуемо. Впечатляет материал диффузоров: на целлюлозную основу наносятся микрочастицы расплавленного стекла (вот откуда блеск!), которое, как оказалось, придаёт диффузору такие характеристики по шкале жесткости/легкости, что сам кевлар может позавидовать. Называется эта технология Polyglass и с успехом применяется во всей линейке акустики Radiotehnika Alfa.

Пара динамиков здесь озвучивает СЧ-НЧ диапазон целиком, что частенько встречается в этом ценовом сегменте, но реализация всегда отличается. И для того, чтобы два динамика не трясли корпус особенно сильно, кабинет усилен изнутри распорками.

В целом же, по внешнему виду Alfa 1.02 можно провести какие-то параллели к ретро-тематике. А можно и не проводить. Как видим, современная нарядность здесь уступила место технологичности, позволив инженерам воплотить в жизнь что-то совершенно новое для возрожденного бренда.

Зачем колонкам Polyglass?

По большому счету, атмосфера была подходящей. Треугольник был равнобедренным, кресло удобным, а усилитель Radiotehnika RTM01 стал достойным компаньоном для Alfa 1.02.

Для начала можем совершить краткий экскурс в рекламную полиграфию производителя и выделить основные термины описания звука: «удивительно объемный и детальный», «звучат действительно масштабно», «подойдут для помещений площадью до 30 квадратных метров». В принципе, достаточно стандартная компоновка фраз.

Но что еще можно было написать? Перегибать здесь не стоит, ведь речь идет про напольники за 40 с небольшим тысяч, а подбирать слишком простые выражения — совсем себя не любить. Поэтому сейчас вашему вниманию предлагается другая сторона медали: альтернативная меломанская полиграфия с аудиофильскими вкраплениями и разбором по жанрам. 

Начнем, пожалуй, с одного из референсных треков: «Своими именами» в исполнении Татьяны Зыкиной. Доподлинно неизвестно, где и как был записан этот альбом, но впечатления и от текстов Татьяны, и от мелодик, и от качества записи остается самое приятное.

Radiotehnika Alfa 1.02 в этом же треке подтверждают звание масштабных и объемных колонок: размах получился действительно хорошим, с передачей атмосферы и томности намеков Татьяны. Композиция строилась мягко и плавно, никаких выпадов или перекосов в сторону обнаружено не было.

Единственное замечание, отсюда и впредь: «Альфу» пришлось развернуть строго на слушателя, для более точной сцены. Уточнение к этому замечанию: площадь шоурума «Аудиомании», где проходил тест, гораздо больше заявленных 30 метров, и места за спиной слушателя было более чем достаточно. В целом, высоких частот хватает в количестве, они органичны и ненавязчивы, так что разворот акустики на слушателя плохих шуток с вами не сыграет.

К этой же категории можно отнести OST из фильма «Джокер». Драма есть, атмосфера и масштаб есть, но, как говорят, «без надрыва». Это вполне ожидаемый результат, помимо которого можно выделить основное впечатление: Alfa 1.02 хорошо справляется с подобного рода атмосферными композициями, равномерно распределяя сцену даже в вертикальной плоскости, образуя таким способом приятную полусферу вокруг слушателя.

Если зайти с противоположной стороны вкусов и включить что-нибудь из современного электронного репертуара, то здесь нас повстречает ответ на вопрос, заданный в начале главы. Например, трек «Pink Panther» от Solee: плотность басовой линии дает повод слегка округлить глаза. Это что-то новенькое!

Акцент здесь смещен в сторону атаки, но скачки на басовые глубины остаются в рамках приличия — без этого трек звучал бы просто неузнаваемо, а с «Альфой» получилось весьма интересно. После подобного экспириенса пришлось искать еще один обязательный трек — «Help Me Lose My Mind» от London Grammar: проверка на динамику в начале трека успешно пройдена.

Но вопросы все равно остались: почему о таком выдающемся аспекте этих колонок не упомянули в рекламных брошюрах? Ведь это же действительно здорово — получить такую динамику в нижнем регистре, не пренебрегая ни глубиной баса, ни цельностью остальных диапазонов. Загадка.

Следующим напрашивается Slayer. Ну а что, а вдруг? Хотя с треком «World Painted Blood» шутить точно не стоит. Оказалось, что скорость ударных в подобных жанрах для Alfa 1.02 совсем не проблема. Бас поспевает, отрабатывает, держит ритм. А вот с дисторшн не все так гладко, так как общий акцент акустики смещен больше в макро, чем в микроконтраст.

Но в целом — слышно все, и если оставить присущую аудиофилам мелочность, то и такая музыка на Radiotehnika с успехом слушается, не вызывает желания поскорее сменить трек. Igorrr эти выводы подтверждает.

Очевидно, что и с классической музыкой получилось что-то подобное. Но здесь плюсом сыграла атмосферность колонок, они берут масштабом, не ограничивая симфонический оркестр до камерного. Скрипки остаются скрипками, акцент на макро не стесняет самовыражения инструментов, а лишь слегка намекает: в первую очередь обратите внимание на масштаб, господа. А дальше уже слушайте, как хотите.

Выводы

Radiotehnika Alfa 1.02 не будут покорять вас вощеным лоском кабинетов, позолотой и хромом на кайме. Похоже, денежки ушли в другую, более важную в данном бюджете составляющую — звук. Здесь снова напрашивается сравнение с вековыми традициями из буклета, и, скорее всего, от него никуда не уйти.

Ведь получилось же сохранить почти тот же масштаб звука, не продавать навязчивость под видом детальности, оставить попытки угодить визуалам, а взамен положить к ногам (ушам, если угодно) слушателя еще на капельку больше звука, чем позволяет бюджет.

Alfa 1.02 порадуют собранным басом, избавят от поводов щурить глаза в ответ на любимый тяжмет, сохранят объем и атмосферу даже искрометной записи. После таких впечатлений остается только одно: с нетерпением ждать анонсированных на сайте производителя линеек Gamma и Vita — тех, что постарше.

доступный ценник; атмосферное, объемное звучание; скоростной, панчевый бас

один вариант расцветки

Radiotehnika Alfa

42 990 рублей

Тип: напольная акустика

Акустическое оформление: фазоинвертор

Количество динамиков: 1 х ВЧ (2,5 см, шелковый купол); 2 х СЧ/НЧ (диффузор Polyglass)

Число полос: две

Диапазон частот: 50 - 20000 Гц

Номинальный импеданс: 4 Ом

Чувствительность: 89 дБ

Рекомендованная мощность усилителя: 25 - 150 Вт

Номинальная / пиковая мощность (IEC 268-5): 100 / 200 Вт

Габариты (ШхВхГ): 200 х 992 х 313 мм

Вес: 17,8 кг