В последнее время аудиобренды напоминают человека в состоянии кризиса среднего возраста. Они настолько боятся оказаться непонятыми молодежью, что очертя голову бросают все силы на разработку чего-то мегапрогрессивного — беспроводного, смартфоно-управляемого и обтянутого грубой серой тканью. Разумеется, в стремлении ухватить актуальные тренды нет ничего плохого, особенно если такая погоня не вытесняет из каталогов по-настоящему серьезные c точки зрения звука решения. Pioneer о них к счастью не забывает, и на этот раз речь пойдет о классическом интегральнике A-70DA.
Абсолютной новинкой аппарат не назовешь, но в этом и кроется интрига. Согласитесь, когда линейки техники обновляются чуть ли не каждые полгода, модель, на протяжении нескольких лет уверенно сохраняющая флагманские позиции, однозначно вызывает желание познакомиться поближе.
Строгий дизайн и продуманная начинка
Итак, A-70DA — стереофонический интегральник настолько классического облика, что наверняка вызовет у многих меломанов приступ острой ностальгии. Впрочем, фотографии не до конца отражают реальность. Встретившись с аппаратом вживую, первым делом концентрируешься не на его олдскульном дизайне, а на неординарном качестве отделки всей конструкции в целом и каждого из ее элементов в отдельности.
Забудьте о пластиковых ручках и наличниках, здесь все по-взрослому. Боковины корпуса представляют собой 1,8-мм алюминиевые пластины, а передняя панель — плиту из фрезерованного алюминия толщиной 3,5 мм. Все барабаны управления тоже выполнены из крылатого металла, причем регулятор громкости настолько крупный и массивный, что поворачивать его — отдельное сенсорное удовольствие.
Рядом расположились ручки тембр-блока, о котором в последние годы многие разработчики почему-то стали часто забывать. Но давайте не будем кривить душой: пусть не у аудиофилов, но у меломанов уж точно случаются ситуации, когда без прямой коррекции басов или верхних частот обойтись трудно.
Тембр-блок, разумеется, отключаемый, и помимо трех стандартных ручек оснащен совсем уж забытой кнопкой тонокомпенсации, а также аттенюатором, ограничивающим диапазон регулировки громкости. Зачем это нужно? Ну, например, чтобы ребенок случайно не выкрутил громкость на максимум, одним движением лишив всю семью и аудиофильского слуха, и любимых колонок.
Взглянув на Pioneer A-70DA с тыла, обнаруживаем два стереокомплекта акустических терминалов — любители бивайринга должны оценить. Колодки, кстати, весьма массивные и отлично подходят для монтажа проводов большого сечения. О природе их золотистого покрытия официальных данных нет, а вот все входные разъемы действительно позолочены.
Среди них обнаружились и цифровые входы, в том числе и USB Type B. То есть несмотря на патриархальную внешность, аппарат вооружен интегрированным ЦАПом, причем достаточно серьезного уровня.
Построен он на восьмиканальном чипе ES9016 от ESS, входящем в продвинутое семейство Sabre32 Ultra DAC. Число 32 указывает на 32-битную внутреннюю архитектуру и соответствующее входное разрешение конвертора. Замечу, что текущая флагманская линейка Sabre Pro была представлена уже после выхода A-70DA, так что его разработчики честно выбирали лучшее из доступного на тот момент.
По количеству каналов ЦАПа нетрудно догадаться, что звуковой тракт построен по балансной топологии, причем распространяется она на все его структурные компоненты, за исключением разве что входов фонокорректора. Который, между прочим, может работать как с ММ, так и с МС-картриджами.
Кстати, о топологии. Внутреннее пространство аппарата разделено на три секции сплошными стальными переборками. В одной расположился предусилитель вместе с отдельным линейным блоком питания, во второй — каскады усилителя мощности, ну а в третьей — его могучий блок питания.
При этом оба трансформатора помещены в дополнительные металлические боксы, залитые компаундом и смонтированные на виброгасителях. В свою очередь вся внутренняя рама покоится на массивной опорной платформе толщиной 4,6 мм. Ничего удивительного, что общий вес конструкции достигает 17 кг. То есть по понятиям современного хайфая, компонент просто неподъемный.
Установленный в A-70DA усилитель мощности работает в классе D, а точнее — он выполнен по фирменной схемотехнике Direct Energy. Ключевым ее элементом являются полевые транзисторы Direct Power FET.
От классических MOSFET они отличаются, главным образом, упаковкой: полупроводниковый кристалл монтируется непосредственно на контактных площадках печатной платы. Таким образом удается избавиться от передачи сигнала по тонким выводам корпуса и его прохождения через лишние соединительные точки.
Еще один немаловажный момент заключается в том, что и балансный предусилитель, и встроенный фонокорректор, и выходные цепи интегрированного ЦАПа максимально оптимизированы для работы с конкретно взятыми блоками импульсного усиления.
Итак, перед нами самодостаточный универсал, который остается только подключить к колонкам с одной стороны, и практически к любому источнику с другой. Забегая немного вперед скажу, что в качестве такого источника может выступать не только сетевой плеер вроде близкородственного Pioneer N-70AE, но и любой ноутбук, или даже смартфон, если он совместим со стандартом USB Audio Class 2. Я, кстати, проверил — действительно работает.
Точный звук при любых обстоятельствах
В качестве основного тестового источника использовался MacBook Pro, а на выходе работали колонки DALI Rubicon 6 и наушники AKG K712 Pro.
Сразу оговорюсь, что характер звучания (именно характер, а не только мощность и уровень искажений) импульсных усилителей может зависеть от импеданса нагрузки куда существеннее, чем в случае других режимов. Так что тест конкретной модели именно с той акустикой, с которой ей предстоит работать, из процедуры крайне желательной тут становится делом практически обязательным.
Начал я со сравнительных испытаний, подключив к балансным входам пару внешних ЦАПов. Стоимость одного из них несколько превосходила цену самого A-70DA, а второй был примерно вдвое дешевле. Построены они были на чипах от ESS и TI, так что фирменный почерк семейства Sabre единственной точкой отсчета тоже не был.
Так вот, в результате долгих прослушиваний выяснилось, что характеры звучания цифровой и аналоговой (пусть и импульсной) составляющих усилителя сочетаются на удивление гармонично. В том смысле, что тональный баланс по всему диапазону оказался ровнее всего именно со встроенным ЦАПом, да и музыкальная сцена по масштабу и позиционированию образов в этом случае воспринималась наиболее естественно.
Хотя в случае внешнего модуля более высокого класса звук казался чуть более прозрачным и монолитным. Так или иначе, но работа по интеграции в A-70DA цифровых интерфейсов явно была проведена большая и, главное, осознанная.
Что касается формальных характеристик, то по асинхронному USB-соединению аппарат может принимать LPCM-потоки с частотой дискретизации вплоть до 384 кГц и разрядностью до 32 бит, а так же DSD до 11,2 МГц. Причём интересно, что дорожки в DSD звучали даже более выигрышно, чем это обычно бывает при прямом сравнении треков, существующих и в Hi-Res PCM, и в честном однобитовом формате.
Думаю, дело тут в общем музыкальном характере аппарата, нацеленном на извлечение абсолютного максимума информации из любого трека. Отсюда педантичная отрисовка даже самых малозначительных деталей и едва уловимых микродинамических контрастов на высоких частотах. Неудивительно, что в этих условиях и раскрываются во всей красе генетические преимущества DSD вроде аутентичности фазовых характеристик и высокой устойчивости к джиттеру.
Но, в любом случае, ВЧ аппарат отыгрывает с завидной тональной точностью и действительно высоким разрешением. Что, кстати, самым позитивным образом отражается на работе через встроенный фонокорректор. В итоге саунд с винила получается детальным, но пластичным и живым – почти как в ситуации с однобитными DSD-потоками.
Переходя к разговору о среднем и нижнем регистрах, напомню, что на 4-омной нагрузке Pioneer A-70DA выдает 90 Вт мощности на канал, причем речь идет о честном полнодиапазонном стереосигнале, правда при КНИ=0,5%. В результате с контролем достаточно сложной четырехполосной акустики чувствительностью 88,5 дБ никаких проблем у него не возникло.
Голосовой диапазон оказался отлично структурирован, рельефен, а главное, безукоризненно линеен. Разрешающей способности системы вполне хватало даже для действительно сложных ситуаций, вроде многоголосного пения под аккомпанемент пары акустических гитар, причём их ритмический рисунок и тонкие струнные обертоны читались совершенно отчетливо.
Басы порадовали энергетикой, помноженной на управляемость и опять-таки на завидную тональную точность. Правда, немного насторожило, что на особенно тяжелых (в смысле, близких к «металлу») композициях, некоторые части плотно загруженного басового спектра на высокой громкости вдруг начинали слегка отходить на второй план.
Причём речь идет не о потере энергетики, а, скорее, о небольшой взаимной маскировке близких тональностей. В любом случае, это наблюдение уже из разряда жестких стресс-тестов, повторять которые не рекомендуется из сострадания если не к соседям, то к собственному слуховому аппарату.
Добротная конструкция, респектабельный дизайн, универсальность, динамические и пространственные характеристики саунда в целом.
В отдельных случаях педантизм в построении музыкальных образов может быть расценен как склонность к акцентированию малозначительных мелочей. Но мы-то знаем, что в грамотно записанной фонограмме ненужных подробностей не бывает.
124 990 рублей
Мощность (20 Гц – 20 кГц, THD 0,5%): 2х90 Вт (4 Ом); 2х65 Вт (8 Ом)
Коэффициент нелинейных искажений: 0,02% (-3 дБ, 1 кГц, 8 Ом)
Частотный диапазон (линейные входы): 5 Гц – 50 кГц (± 3 дБ)
Частотный диапазон (Phono): 20 Гц – 20 кГц (± 0,5 дБ)
Сигнал/шум (SACD/CD): 101 дБ
Сигнал/шум (Phono MM/MC): 89/74 дБ
Разделение каналов (SACD/CD): 90 дБ (100 Гц), 84 дБ (1 кГц), 75 дБ (10 кГц)
Потр. мощность: 74 Вт
Габариты (мм): 435х141,5х361,5
Масса: 17,2 кг