Недорогой ламповый усилитель для наушников — штука тонкая. C одной стороны, случайные люди подобной техникой интересуются редко, с другой — опыта прослушивания именно ламповых аппаратов у потенциальных покупателей, как правило, не много. Отсюда огромный диапазон мнений касательно любой более-менее известной модели, от «непреходящий шедевр», до… русскоязычной транскрипции названия фирмы-производителя героя сегодняшнего теста.
Денежный вопрос
Начну с самого, пожалуй, пикантного вопроса — цены. Спора нет, приличный ламповый усилитель менее чем за 20 тысяч рублей — это действительно совсем не дорого. Однако поиском в интернете умеют пользоваться все, и не секрет, что в России продукция компании Schiit стоит существенно дороже, чем у себя на родине в солнечной Калифорнии.
Можно, конечно, тыкать пальцем в дистрибьюторов, кричать, что рвачи, но для начала советую поинтересоваться, насколько дорожают по пути сюда другие виды товаров, мелкосерийно (это важно!) производимые в США и пользующиеся у нас достаточно ограниченным спросом. Я вот, например, настолько хорошо знаю систему продаж пафосных компонентов для горных велосипедов, что желание тыкать пальцем, обвинять продавцов, экономику или политиков давно пропало. Если есть непреодолимое желание покупать по тамошним ценам — welcome, способы и сопутствующие им сложности хорошо известны. В остальных случаях данностью является ценообразование на нашем рынке, и текущие цены на аппаратуру Schiit — далеко не самое ужасное его проявление.
Мощный компакт во втором поколении
Ну а теперь вернемся к музыке. Конечно, через мифологию, поскольку название усилителя, как всегда у Schiit, происходит из германо-скандинавского эпоса. В нем Вали — сын Одина, бог мщения и почему-то по совместительству бог растений. Самый интересный факт из его жизнеописания заключается в том, что после рождения он полностью повзрослел за один день.
Однако маленькую коробочку с пальчиковой лампой, выглядывающей из отверстия в привычном матовом алюминии, вот так с налету взять и называть взрослым аппаратом язык как-то не поворачивается. Тем не менее конструкция перед нами обкатанная и проверенная — как-никак второе поколение. Кстати, от своего прародителя Vali 2 отличается повышенной мощностью (1 Вт на 32 Ом и 0,27 Вт на 300 Ом), изменяемым коэффициентом усиления, а также наличием регулируемого линейного выхода.
Управление и коммутация, как всегда у Schiit, лаконичны: регулятор громкости и четвертьдюймовое гнездо для наушников на фронтальной панели, несимметричные линейные входы/выходы на тыловой. Рядом с ними смонтированы тумблеры включения и переключения усиления. Опять же традиционно они крайне высокого качества. Отдельного рассказа достойно гнездо питания. Это 4-х пиновый разъем DIN, через который с внешнего линейного блока питания подается два переменных напряжения — 6 и 24 вольта. Первое используется для накальных цепей двойного триода 6BZ7, а второе, после преобразования в 60 В, подается на аноды. Блок питания, между прочим, немногим компактнее и явно тяжелее самого усилителя — такой вот хитрый подход к миниатюризации.
Одноламповое стерео
На лампе построен предварительный каскад усиления напряжения с инвертором токового режима. С него сигнал попадает на выходной каскад, собранный на дискретных биполярных транзисторах, работающих в классе АВ.
Поскольку лампа одна, от идентичности характеристик ее секций напрямую зависит баланс стереоканалов. Причем под «балансом» в данном случае я подразумеваю не только уровень, но и в определенной степени характер саунда. На комплектной лампе заявленная разбежка в характеристиках не превышает два процента, и, забегая немного вперед скажу, что на слух несоответствия в их звучании мне уловить не удалось.
Интересно, что и высоковольтные, и низковольтные цепи автоматически поддерживают параметры питания активных элементов, что дает достаточно большую свободу для экспериментов с разными лампами. Кстати, сама 6BZ7 известна хорошей линейностью при сравнительно небольшом анодном напряжении. В компактных конструкциях это качество особенно актуально, ведь даже заявленные в нашем случае 60 Вольт на самом деле не так уж и много. Впрочем, в описании Vali 2 инженеры Schiit не без основания ехидничают, что в некоторых куда более дорогих и массивных аппаратах конкурентов анодные цепи сидят на куда более голодном пайке.
Тонкости усиления
Для тестирования я использовал две пары наушников — 300-омные Sennheiser HD 650 и 62-омные AKG К712 Pro. Причем последние сначала использовались не со штатным, а с кастомным кабелем, изготовленным из посеребренного OFC-проводника Pro Grade Classic XKE от Van damme.
Основным источником сигнала послужил близкородственный ЦАП Schiit Modi Multibit, подключенный к ноутбуку Mac BookPro проводом QED Reference USB, а к усилителю — посеребренными QED Signature Audio S. Однако цифра цифрой, но у нас ведь речь о лампах, причем в демократической ценовой категории! Так что отдельная часть испытаний проводилась в тандеме с недорогой виниловой вертушкой Music Hall mmf–2.2, несколько облагороженной картриджем Nagaoka MP-200.
Выходное сопротивление Vali 2 предсказуемо зависит от усиления: 1,2 Ом в режиме х1,25 (2 дБ) и 5,8 Ом в режиме х5 (14 дБ). Впрочем, такой импеданс позволяет без риска нарушения равномерности АЧХ подключать на высоком усилении даже 40-50-омные «уши», хотя необходимость такая вряд ли возникнет. Во всяком случае AKG К712 Pro я слушал в режиме х1,25 и ручке громкости, вывернутой примерно на 12 часов, а для HD 650 ее, как ни странно, оказалось достаточно сдвинуть примерно на час вперед.
Коварство серебра
На этот раз я, пожалуй, отступлю от классического приема в аудиожурналистике, и не буду долго и со смаком рассуждать об особенностях саунда конкретных музыкальных записей. Ибо и вокал Emeli Sande, и контрабас Christian McBride, и многочисленные гитары Joe Bonamassa в один голос (фигурально выражаясь, конечно же) констатировали присутствие совершенно четкого музыкального почерка.
Заключается он в отличном (для данного ценового диапазона) тональном балансе на средних частотах, поджарых по телосложению, но не слишком резвых по скорости басах, и неожиданно острых, внятных и детализированных верхах.
Одним словом, от «классической лампы» характер саунда достаточно далек. Особенно это ощущается на знакомых до каждого шелеста платья аудиофильских альбомах джазовых вокалисток. Создается странное ощущение: по понятиям высококлассных полупроводниковых систем, плотность и динамика на НЧ, как и разрешение по всему диапазону, рекордов явно не бьют. С другой стороны, внятность артикуляции, точность передачи тембров и разборчивость на ВЧ значительно лучше, чем можно было бы ожидать от лампы за такие (или раза в полтора-два большие) деньги.
С учетом вышесказанного, Sennheiser HD 650 поначалу показались мне лучшим компаньоном для Vali 2. Они выдают несколько более увесистые басы, от чего суммарный тональный баланс получается немного теплее и куда гармоничнее. Отсутствие напористых акцентов на шипящих и верхних нотах делает вокал ближе и проникновеннее, и мысль о том, что ты слушаешь именно ламповый усилитель, уже не кажется странной.
С переходом на винил саунд потеплел еще более заметно. Вертушка звучала мягко и пластично, верхние частоты оказались на удивление легкими и прозрачными. Басов не прибавилось, зато сибилянты и ударная медь отрабатывались настолько чисто и ненавязчиво, что я заподозрил неладное.
Дело в том, что к фонокорректору усилитель был подключен плетеным межблочником Kimber Kable. Стоило им же заменить посеребренные интерконнекторы между Vali 2 и ЦАПом Schiit Modi Multibit, а затем вернуть родной чисто медный провод в наушники AKG К712 Pro, как статус-кво между двумя сетапами оказался практически восстановлен. На «цифре» звук тоже стал заметно менее жестким и резким. «Семьсот двенадцатые» все равно звучали чуть суше HD 650, но зато заметно прозрачнее и динамичней.
Однако даже после избавления от серебра, для лампового аппарата Vali 2 продолжал звучать островато, заливая мне в уши массу мелких подробностей — важных и не очень. Плохо это или хорошо, зависит от начальных ожиданий слушателя. В педантичной детальности и умеренной акцентированности высоких в принципе ничего плохого нет, особенно если такой стиль воспроизведения правильно сочетается с характером остального сетапа.
Но если хочется услышать классический ламповый звук со всеми его характерными особенностями, то, пожалуй, стоит попробовать поменять 6BZ7 на другую лампу. Благо схемотехника позволяет установить в Vali 2 чуть ли не любой двойной триод с цоколевкой 6DJ8, например — 6922, ECC88 или 2492. Главное, чтобы напряжение накала было 6 В, а его ток не превышал 600 мА. У меня в близкой досягаемости такая лампа нашлась только одна, и как назло ею оказался ECC88 Genalex Gold Lion, любимый многими электрогитаристами именно за короткий шлейф гармоник, то есть за хорошую скорость и не акцентированную «ламповость». То есть за все то, от чего как раз и хотелось отстроиться.
Итог
Итак, можно констатировать, что Vali 2 — штука, безусловно, интересная. И в смысле саунда «из коробки», и в смысле обширного поля для всяческих экспериментов. Единственное, чего от него ждать не стоит, так это чуда, то есть референсного звучания за 300 долларов. Но в любом случае он выдаст куда больше звука, чем можно было бы ожидать за такие деньги. А в качестве бонуса еще и поможет разобраться, чего же в итоге хотите получить от «лампы» именно вы.
Класс саунда куда выше ценового уровня, наличие линейного выхода, возможности для экспериментов с заменой ламп, высокое качество сборки.
Музыкальный почерк может дисгармонировать со звучанием других элементов тракта.
18 490 рублей
Воспроизводимые частоты: 20 Гц – 20 кГц (-0,2 дБ); 5 Гц – 150 кГц (-3 дБ)
Макс. мощность (16/32/50/300/600 Ом): 1,3/1/0,65/0,27/0,14 Вт х 2 (RMS)
Коммутация: RCA Stereo In/Out; 6,35mm jack Phone out
КНИ <0,03% (20 Гц – 20 кГц, 1 В RMS, низкое усиление)
Интермодуляционные искажения: < 0,05% (CCIF, низкое усиление)
Сигнал/шум: >99 дБ (невзвешенное, 1 В RMS, низкое усиление)
Взаимопроникновение: < -68 дБ (20 Гц – 20 кГц)
Полное вых. сопротивление: 1,2 Ом/5,8 Ом (низкое/высокое усиление)
Коэффициент усиления: 5/14 дБ
Потребляемая мощность: 9 Вт
Габариты (мм): 127 х 89 х 70
Масса: 0,45 кг