Какую акустику поставить в небольшой комнате — крупные полочники или компактные напольники? Этот извечный вопрос не имеет однозначного ответа, но мы в очередной раз попытаемся на него ответить. На этот раз в рамках старшей линейки Definition от шведского бренда Dynavoice.

Не для больших пространств

Тестируя модель Dynavoice Definition DF-5, я обратил внимание на тот факт, что эти колонки вполне способны прижиться в сравнительно небольшой комнате. Модель DF-5 — младший напольник в линейке, а это значит, что он еще лучше подходит для данной цели. Его оппонентом стал самый крупный в линейке полочник DM-6. И хотя модели являются близкими родственниками, отличий между ними куда больше, чем может показаться на первый взгляд.

Dynavoice Definition DF-5 — трехполосная акустика, оснащенная фирменным комбинированным твитером, имеющим большой мягкий купол калибра 33 мм и ленточный СВЧ-излучатель. СЧ/НЧ-диапазон воспроизводят два динамика с 133-мм кевларовым диффузором и литой алюминиевой корзиной. Акустическое оформление — фазоинверторное, с двумя портами, что позволяет настраивать отдачу по нижним частотам. За настройку ВЧ-секции отвечает фирменный кроссовер X-Change, позволяющий устанавливать отдачу с шагом 2 дБ от -2 до +4.

Модели объединяет фирменный ВЧ-модуль с ленточным и купольным твитерами

Полочник Dynavoice Definition DM-6 примечателен в первую очередь тем, что является трехполосным — далеко не самая популярная конфигурация в этом форм-факторе, встречающаяся, как правило, только в самых дорогих моделях. Еще один важный момент: единственный СЧ/НЧ-излучатель DM-6 имеет больший диаметр, чем басовики напольников, 165 мм. Акустическое оформление фазоинверторное, а ввиду большего размера СЧ/НЧ-излучателя ширина и даже глубина корпуса полочника несколько больше, чем у напольной модели.

Кроссовер акустики DM-6 имеет ту же схему регулировки отдачи верхних частот, однако частоты раздела существенно выше, чем у напольной модели: СЧ/НЧ-динамик охватывает диапазон до 3 кГц против 1,8 кГц, а граница между высокочастотниками поднята еще более существенно — с 9 до 13 кГц. Таким образом, при кажущемся сходстве, речь не может идти о полной идентичности даже ВЧ-секций, не говоря уже о СЧ/НЧ-звене.

СЧ/НЧ-динамики внешне схожи, но отличаются калибром

Общим для всех моделей серии Definition является не только дизайн, но и технология изготовления корпуса. Фасад и задняя стенка изготавливаются из 15-мм панелей МДФ и имеют усиливающие накладки толщиной 18 мм. Остальные стенки имеют толщину 18 мм.

Создание условий

Поскольку помещение, выбранное для прослушивания, давало возможность обеспечить правильное расположение акустики и необходимую дистанцию до нее, регулировки верхних частот не потребовалось, у обеих моделей кроссовер поставили на отметку 0 дБ. Порты фазоинверторов обеих моделей работают достаточно эффективно, а на большой громкости даже кажется, что поролоновые заглушки в них надолго не задержатся.

Частоты раздела кроссовера отличаются даже в зоне сопряжения ВЧ и СВЧ-излучателей

После ряда экспериментов с напольной акустикой я решил остановиться на варианте с закрытыми верхними портами (которые располагаются на задней стенке акустики). Подобный маневр уменьшал количество баса, что наверняка потребуется при установке в жилой комнате небольшого размера. При этом возрастала его четкость и степень контроля, особенно в сложных композициях. Полочники работали с открытыми портами.

ВЧ-купол увеличенного диаметра обеспечивает идеальное сопряжение с СЧ/НЧ-динамиком

Специфика конструкции ВЧ-секции делает ее направленной только на самых высоких частотах, за которые отвечает ленточный излучатель, в то время как установленный на поверхности купольный твитер звучит достаточно широко. Таким образом, чтобы иметь всю полноту картины, необходимо ориентировать ось излучения на слушателя,и к тому же соблюдать высоту посадки. Только так удастся «добыть» из записи максимум воздуха.

Напольники имеют СЧ/НЧ-излучатели меньшего диаметра, чем полочники, а необходимую площадь получили путем увеличения количества излучателей

Комплект электроники состоял из источника высокого класса YBA CD100 и интегрированного усилителя BC Acoustique EX212, стоимость которого была сравнима со стоимостью тестируемой акустики.

Красные огоньки на фасаде сигнализируют не о режиме standby: это, наоборот, активная фаза. В standby-режиме диоды светятся синим
Убрать цифровые модули — и перед нами классика, какой она была и 20 лет назад

И если CD-проигрыватель был уже хорошо знаком, усилителю стоит уделить особое внимание. BC Acoustique EX-212 — это бюджетный интегрированный усилитель, оснащенный в соответствии с современными реалиями. Он имеет Bluetooth-модуль и цифровые входы, а в остальном перед нами вполне классический транзисторный усилитель класса АВ мощностью 45 Вт на канал с выходными каскадами, собранными на дискретных элементах, и тороидальным трансформатором в питании. Примечательна способность модели работать с низкоомной нагрузкой вплоть до 2 Ом. Все низкоуровневые схемы и цифровая часть имеют собственный импульсный блок питания.

Взгляд изнутри говорит о многом

Блок предварительного усилителя имеет экранирующий корпус, отделяющий его от основной части, для погашения перекрестных помех. Вполне грамотное решение, которое, впрочем, не помешало инженерам полностью проигнорировать вопросы помехозащищенности, разместив всю цифровую часть прямо над платой усилителя мощности. В нашем случае это не играло принципиальной роли, поскольку использовались аналоговые входы. Встроенный темброблок и тонкомпенсация являются отключаемыми, поэтому на время теста усилитель был приведен в режим «Direct».

Различия и сходства

Обе модели характеризуются чистым и детальным звучанием с хорошим тональным балансом. В точке прослушивания верхние частоты звучали предельно комфортно, естественно, без излишних акцентов и с хорошей передачей атмосферы записей. Середина выразительная, звучащая естественно и детально. Наибольшие отличия (по понятным причинам) касались НЧ-диапазона: полочные DM-6 давали достаточное количество баса только в ближнем поле, а при прослушивании с дистанции в пару метров им бы не помешал сабвуфер. Напольные DF-5 басили куда более уверенно и справлялись с этой задачей без посторонней помощи. Впрочем, это было лишь первое впечатление. Более детальное прослушивание выявило куда больше отличий.

Один из двух фазоинверторов выведен на фасад

На «Ancora Vivo» Челентано DF-5 показали четкий и управляемый бас, а также ровную тональность в голосовом диапазоне. DM-6 басовую партию скорее просто обозначили, зато вокал был более выразительным и артикулированным. Голос Леонарда Коэна также получился более выразительным именно с полочниками — они лучше передавали тембральную окраску на верхних обертонах, но нижние ноты не всегда были полновесными. Голос Katie Melua в кавер-версии «In My Secret Life» того же Коэна звучал на напольных DF-5 открыто, легко, выразительно; ритм-секция играла аккуратно, точно, поддерживая вокальную партию, но не выходя на передний план. В исполнении полочных DM-6 вокальная партия получилась еще более эффектной: голос Кэти буквально завораживал и увлекал куда-то далеко за собой. Возможно, в ту самую даль, из которой был еле слышен контрабас.

Установка перемычки в трех различных положениях или ее полное отсутствие дают четыре варианта настройки

Хит Kaleo «Way Down We Go» играл на DF-5 настолько гармонично, цельно и проникновенно, что не хотелось продолжать эксперименты. Куда интереснее было дослушать до конца трек, а затем и альбом целиком. Из чисто аудиофильских штучек привлекла внимание работа ВЧ-секции. Она отлично передавала ощущение пространства вместе с эхом от хлопков, а в середине композиции крайне натурально воспроизвела звучание шейкера. Переход на полочники не только не разочаровал, но даже порадовал. Вокал стал звучать лучше, атмосферности и пространства прибавилось, сцена стала ощущаться несколько более широкой и глубокой, а недостаток баса, которого я опасался больше всего, оказался в данном случае совершенно не критичен.

Фазоинвертор на задней стенке есть у обеих моделей

Камнем преткновения для обеих моделей стала композиция «Blackstar» Дэвида Боуи. На DF-5 баса было достаточно по количеству, но с понижением частоты страдала разборчивость. Верхний бас был упругим и четким, а нижний казался гулким. С полочниками DM-6 все получилось с точностью до наоборот: баса не хватало по количеству, но к его контролю никаких вопросов не возникло. Ощущение сцены и пространства было хорошо в обоих случаях, как и разборчивость на средних частотах. И в обоих случаях полочники вновь продемонстировали пусть небольшое, но превосходство. Именно в этот момент я заметил, что на ВЧ полочники звучат несколько более легко и открыто, чем напольники. Вероятно, такой эффект оказали более высокие частоты раздела. Второй раз я заметил это на танцевальной электронной музыке. На проигрышах и вокальных вставках звучание DM-6 казалось более легким, комфортным и живым, в то время как DF-5 в эти моменты звучали чуть более напряженно и менее сфокусировано. В то же время в основной части, когда следовало играть ритмическую и басовую партии, приоритет напольников был не менее очевиден.

Высота установки акустики — еще один фактор выбора: полочники можно поставить выше или ниже, а с напольниками такого не проделать

Рок-музыка в плейлисте была представлена меланхоличными Dire Straits и агрессивными Rage Against the Machine. Взрывная энергетика Rage Against the Machine отлично воспринималась в обоих случаях, но если DF-5 воздействовали эмоционально в первую очередь благодаря ритм-секции, DM-6 использовали для передачи эмоционального заряда гитары и вокал. С Dire Straits ситуация оказалась совсем иная. DM-6 проявили свой полочный характер, превратив широкий и свободный звук альбома «On Every Street» в камерный, а вот напольные DF-5 выдали сцену должного масштаба. Аналогичная ситуация с классической музыкой: полочникам — камерная, напольникам — симфоническая. И при соблюдении данной формулы все будет хорошо.

Выводы

Для решения задачи, обозначенной в начале статьи, обе модели в принципе одинаково применимы. Однако Кэп одержал в этом тесте очередную сокрушительную победу, доказав что звучание полочников и звучание напольников — это принципиально разные вещи, даже если колонки имеют сопоставимые возможности и рассчитаны примерно на равный объем помещения. Одним словом, если хотите более аккуратного и точного звука, слушаете преимущественно джаз, вокал, камерную классику и живую музыку — выбирайте DM-6. Если же нужен масштаб, энергия и драйв, для рока, поп-музыки и танцевальной электроники DF-5 будут более подходящим вариантом. Впрочем, и про трифоники забывать не будем. С поддержкой сабвуфера DM-6 могут взять мощнейший реванш.

И напоследок еще одно наблюдение: обе пары колонок вполне достойно поведут себя и с существенно более дорогой электроникой. Небольшие эксперименты с заменой усилителя BC Acoustique EX 212 на значительно более дорогие модели давали весьма интересный результат. Это позволит в будущем выстроить удобную схему апгрейда системы.

Dynavoice Definition DF-5, Dynavoice Definition DM-6

Dynavoice Definition DF-5 — 52 500 рублей, Dynavoice Definition DM-6 — 38 500 рублей

Dynavoice Definition DF-5

Тип: напольные

ВЧ излучатель: комбинированный, 33 мм тканевый купол + ленточный излучатель

СЧ/НЧ динамик: 2х 133 мм, кевларовый конус

Диапазон частот: 28-32000 Гц

Частоты раздела кроссовера: 1800 и 9000 Гц

Чувствительность: 92 дБ

Мощность: 125 Вт RMS, 180 Вт максимальная

Импеданс: 8 Ом

Габариты: 175х930х340 мм

Масса: 17,4 кг

Dynavoice Definition DM-6

Тип: полочные

ВЧ излучатель: комбинированный, 33 мм тканевый купол + ленточный излучатель

СЧ/НЧ динамик: 165 мм, кевларовый конус

Диапазон частот: 35-32000 Гц

Частоты раздела кроссовера: 3000 и 13000 Гц

Чувствительность: 92 дБ

Мощность: 85 Вт RMS, 125 Вт максимальная

Импеданс: 6 Ом

Габариты: 200х420х330 мм

Масса: 9,1 кг