Лето. Жара. Аппетита нет. Ничего не хочется. Даже слушать новое? Собственно, большой шоу-бизнес никогда не планирует никаких релизов на лето — это скорее фестивальное время. Но для нас это лишь повод поискать что-то новое.
Вот и нашли: авторское барокко с джазовым контрабасом; продвинутый современный джаз, под который даже можно танцевать; фольклориста-самородка и советского авангардного композитора, который сейчас не воспринимается ни как советский, ни как авангардист. Для ленивых — яркий саунд лета.
Alisa Ten, Roust Poziumski, Vladimir Gavriushov, Vladimir Volkov «Eliot Songs»
Совсем не джаз. Разве что контрабасист Волков каким-то краем к нему. Но: смелое, свободное, мастерское!
Судите сами: композитор Руст Позюмский — профессиональный барочник, исполнитель на виола-да-гамба и ударных — написал странно-милый камерный цикл. Один только состав инструментов, как говорится, доставляет: две виолы, контрабас и женский голос.
Голос же поет стихи английского классика Томаса Стернза Эллиота в оригинале. Певица Алиса Тен своим прозрачным хрустальным голосом выпевает все артистично, чувственно и совершенно безо всякого акцента. Мило. Даже секси!
Интересно, что изначально проект планировался как полнейший неформат: «Эксперимент… Попытка соединить барочную суть виол с джазовыми гармониями, полифоническое письмо образца XVI века с ритмическими структурами конца XX», — говорит сам композитор.
В такой ситуации либо пан, либо пропал. По-моему, тут вообще все паны — вместе и по отдельности, музыканты и лейбл Fancy Music, у которого чем дальше, тем все чудесатее. И этот релиз — взрыв мозга с сильным детонатором.
Charnett Moffett «New Love»
Альбом музыкантов, которые могут все. Сделан мастерски, без выпендрежа, а воспринимается легко. Вот это можно определить в категорию «джаз для всех». Те самые все, которые, слушая музыку, пританцовывают или просто покачивают в такт ногой. Удивительно светлый настрой, а яркие темы — будто поп-хиты. Но нет, все оригиналы.
Басист Чарнет Моффет — вообще-то, человек очень серьезный. Потомственный музыкант (его отец играл с Орнеттом Коулменом), сам — звезда из поколения «молодых львов», которые в 80-е заиграли акустический почти-что-традиционный джаз и плевать хотели на моду.
Моффет тогда же начал выпускать сольные альбомы на лейбле Blue Note — сейчас они воспринимаются как очаровательная архаика, срез времени… Кстати, играл на первом сольнике другого «молодого льва», саксофониста Бренфорда Марсалиса. Но мы отвлеклись.
И вот такой человек берет и записывает с квартетом (Яна Херцен — гитара, Ирвин Холл — альт-флейта, Кори Гарсия — барабаны) просто пестрый альбом про… любовь к человечеству.
«Love for the People» — так и называется одна песня, эдакая квазифольклорная композиция с каким-то таким народным напевом в исполнении самого Чарнета. Короче говоря, душа поет. А «Spirit and Bride Song» — это какой-то инструментальный рэгги. Джазовый. Нечасто такое услышишь. Строго говоря, больше нигде!
Dave McMurray «Grateful Deadication»
Второй на Blue Note альбом саксофониста/ридиста Дейва МакМаррея — музыканта крайне разнообразного, который в джазе в некотором роде свой среди чужих, а в поп-музыке, вероятно, чужой среди своих. Или наоборот? В общем, свой парень, чье резюме — это просто каталог звезд.
16 июля выходит проект, соединяющий два жанра. Собственно, альбом джаз-версий группы Grateful Dead, самой культовой из американских и самой американской из культовых. Непонятный русским людям феномен — впрочем, о «Мертвецах» мы писали уже неоднократно и повторяться не будем, sapienti sat.
МакМаррей как-то выступил с гитаристом группы Бобом Уиром, и на музыку Dead его пробило по-настоящему. Нашел там свой интерес, чисто музыкантский: сложные размеры, ритмы, всякие гармонические штучки… «Я понял, что они в том же потоке, что и Майлз Дэвис и прочие джазмены», — говорит музыкант. Который и сам, безусловно, в этом же психоделическом потоке.
Stephan Micus «Winter’s End»
Если мы живем в так называемой «мировой деревне», согласно идее Маршала Маклюэна, то Стивен Микус у нас тут первый парень. Владеет всеми народными инструментами, поет в каких-то явно древних ладах, явно что-то изначально-корневое. Ну и сам подход как бы примитивистски-народный: услыхал, ухватил, научился, сочиняю сам. Все, конечно, не так просто, иначе б его не издавал лейбл ECM.
«Winter’s End» трудно определить жанрово — фольклор мировой деревни? Но это стопроцентно ECM-овский релиз: прозрачное, гипнотическое, модальное и так далее. Здесь обалденный звук, аранжировки, панорамирование. Гуляя по городу в наушниках, ты отрезан от городского шума и будто бы попал в какую-то деревню. Это во-первых.
Во-вторых, у Микуса какое-то изумительное чувство формы — все кусочки, фрагментики и напевы складываются в большую и яркую картину. В общем, когда все надоело, это — самое оно.
Вячеслав Артемов «Пробуждение»
Наконец, совсем не джаз и даже не очень экзотика. Хотя как посмотреть: советский умеренный композитор-авангардист — сейчас такого не делают. К 80-летию Вячеслава Артемова «Мелодия» сделала ремастеринг и переиздала записи его музыки конца 70-х — начала 80-х, сделанные знаменитыми Татьяной Гринденко (скрипка), Олегом Крысой (скрипка), Ансамблем ударных инструментов Марка Пекарского и самим композитором (фортепиано).
Это номерной альбом «Пробуждение», выпущенный в 1983 году. Первый сольный альбом Вячеслава Артемова — тогда одного из лидеров «академического андеграунда» советской музыки, который теперь оказался несколько в тени.
Но ему повезло. Дважды: тогда — быть изданным, сейчас — вернуться. И нам тоже: прекрасная музыка, с индивидуальным мелодическим почерком и настроением. А еще с привкусом того времени. И вечности.