Осень по-разному влияет на наше самочувствие и поведение. Но не зря говорят, что с приходом осени приходят и обострения — «у кого что болит».
Эта осень выдалась особенной, так как давняя болезнь — аудиофилия, — в моем случае дав небольшой пик прогресса, следом резко обрушила свои котировки. Результат просто ужасен: вся стереосистема, что кропотливо собиралась несколько лет, была продана буквально в один миг.
И вот, в опустевшей комнате для прослушивания остался только телевизор. А звук у телевизора — не мне вам рассказывать… Не то чтобы совсем уж печально, но после хорошего стерео жить с таким звуком — просто душевная мука.
Поэтому предложение протестировать саундбар JBL Cinema SB190 в домашних условиях я принял с большим интересом.
Первый саундбар
«Стереопара — это всегда круче», — от этой мысли я отталкивался не один год, поэтому JBL Cinema SB190 оказался первопроходцем на моей тумбе под телевизором. Черный, в целом не громоздкий и даже симпатичный — за счет глянцевого пластика в отделке. Если правильно себя настроить, его даже можно принять за рояльный лак. А настрой тут нужен, ведь рояльный лак за без малого 23 000 рублей — это, конечно, утопия.
Ширина саундбара — почти 90 см. Наверное, здесь, как и в любых других сферах аудио, размер имеет значение. Но так как SB190 — первопроходец, то оценен он будет не за размер, а за умение воспроизводить самое разное аудио с самых различных источников.
Ведь саундбар просто обязан быть универсальным устройством. Впрочем, все-таки тут есть и кинотеатральная специфика. Как правило, в подобные устройства встроены всевозможные DSP с пресетами, которые помогают им (хоть и за счет цифровых обработок) создавать объемное звуковое поле.
Эта фишка есть и у JBL Cinema SB190: при воспроизведении контента с аудиодорожкой в формате Dolby Atmos саундбар не растеряется и начнет декодировать это все в Virtual Dolby Atmos. Да и фильмы с 5.1 или даже с простой стереодорожкой можно переделать в виртуальный Atmos нажатием всего лишь одной кнопки.
Вот вам и основное преимущество перед стереопарой — заставить пару колонок выдать что-то подобное можно только с помощью AV-ресивера. А это уже и отдельное устройство, и новые затраты, и провода… В общем, что-то подобное мы уже проходили и знаем, чем это все может обернуться.
Внешность и мощность
Перейдем от демагогий к техническим решениям, которые инженеры JBL решили применить во флагманском саундбаре линейки Cinema. Начнем с сабвуфера: естественно, он активный. А вот тот факт, что он оказался беспроводным — очень даже удивил! Никак не ожидал, что такие решения уже можно встретить в таком ценовом сегменте.
Саб имеет драйвер диаметром 6,5 дюймов, который нагружен на довольно крупный фазоинвертор на задней панели. Мощность саба, обеспеченная встроенным усилителем — целых 200 Вт. Там же, на задней панели, находится гнездо для подключения кабеля питания и кнопка с индикатором для соединения саба с саундбаром. Все!
Честно говоря, после всех этих аудиофильских заморочек вроде среза частоты и регулировки фазы чувствуешь себя слегка обескураженным таким минимализмом. Однако же это совсем другой класс — и другие задачи. Поэтому стоит отказаться от подобных сравнений.
Опирается сабвуфер на четыре ножки, которые рассчитаны по высоте так, чтобы длинноходный драйвер в нижней панели не мог коснуться пола. Внешняя отделка — черная матовая краска. Видимо, по задумке дизайнеров JBL, такая расцветка позволит сабу стать максимально незаметным в интерьере.
Сам же саундбар, как уже говорилось, глянцевый. Этот маневр понятен: сабвуферы мы всегда где-то хотим припрятать — тем более, беспроводные. А саундбар всегда на виду — ему просто необходимо чуток лоска и стиля. Что ж, у JBL это получилось. Глянец, плавно переходящий в мелкоячеистую защитную сетку, выглядит интересно.
Сетка защищает четыре динамика. Два из них — это твитеры диаметром 1,25 дюйма. Еще пара — это овальные среднечастотники размером 48 x 90 мм. По данным производителя, мощность JBL Cinema SB190 составила целых 180 Вт. Итак, мы получаем довольно громкий (и не только по цифрам в паспорте) комплект акустики общей мощностью в 380 Вт.
Охватываемый при этом частотный диапазон — от 40 Гц до 20 кГц. Конечно, в плане баса можно было бы и поглубже. Но, во-первых, этот саб не так уж велик по размеру, чтобы требовать от него каких-то инфранизких частот. Во-вторых, 40 Гц тоже вполне достаточно для большинства случаев — мы же не IMAX строим.
Под защитной сеткой в центральной части саундбара спрятались светодиодные индикаторы с очень широкой палитрой цветов. Путем нажатия кнопок на пульте управления саундбар можно заставить индицировать зеленым, красным, желтым, белым, оранжевым и даже синим цветом.
Причем некоторые из этих цветов могут не только светиться, но и мигать с разной интенсивностью. Откровенно говоря, к такому обилию индикации привыкаешь не сразу. Но спустя пару дней все сигналы от нового постояльца стали восприниматься интуитивно.
И последний элемент саундбара — это сенсорные кнопки на верхней панели. Там продублирован только необходимый минимум для управления, но нажимать их все равно не хочется — на красивом глянце сразу же останутся отпечатки.
Пульт и функционал
Начать стоит с коммутации, которая разместилась в уютном углублении на задней панели саундбара. Первый и самый главный разъем — это HDMI eARC. Возможно, самый лучший, и уж точно самый удобный способ соединить саундбар с телевизором. Именно через этот разъем телевизор и саундбар становятся единым целым в плане аудио: пульт от телевизора получает сверхспособность и начинает управлять громкостью саундбара.
А на экран во время регулировки громкости выводится название аудиоустройства, которое в данный момент занято воспроизведением звука. К этому быстро привыкаешь, и пульт от JBL Cinema SB190 сразу хочется положить куда-нибудь на дальнюю полку. Но не повторяйте моих ошибок: он нам еще пригодится.
HDMI eARC имеет достаточно серьезную пропускную способность — до 32 каналов со скоростью до 38 Мбит/сек. Это означает, что SB190 точно осилит и DTS-HD Master Audio, и Dolby TrueHD, и все, что касается Dolby Atmos.
Рядом с HDMI eARC есть еще один вход HDMI. К нему будет удобно подключить, например, видеоприставку или любой другой источник на ваш вкус. Еще есть один оптический вход, один USB и даже Bluetooth в версии 5.1 — с ним удобно слушать музыку с телефона, а со смарт-телевизором таким способом можно соединиться полностью избежав проводов!
Пульт небольшого размера, пластиковый, удобно лежит в руке. Кнопки приятно сопротивляются нажатиям и обеспечивают полноценное управление JBL Cinema SB190. В список полноценного управления входит: включение/выключение, управление громкостью, выбор входа и переключение режимов звучания.
Все режимы звучания — это предустановки DSP, которые названы привычными именами: «music», «movie», «news». Помимо этого, кнопкой «voice» в каждом из этих режимов можно активировать «dialogue boost». Повторное нажатие этой же кнопки деактивирует функцию. Дальше идет кнопка со значком Dolby: она включает и выключает эффект виртуального объемного звука, и делать это она может поверх каждого из трех пресетов.
Кнопка с надписью «bass» в две ступени регулирует уровень работы сабвуфера. Говоря простыми словами — больше баса и меньше баса, в каждом из трех режимов. Таким образом, применяя к каждому из трех пресетов те или иные корректировки, можно на удивление тонко настроить звучание JBL Cinema SB190.
Внимательный читатель мог заметить, что на пульте также есть кнопки, которые подразумевают управление воспроизведением. Согласно информации от производителя, в американской версии JBL Cinema SB190 можно проигрывать контент через разъем USB, подключив к нему внешний накопитель. В европейской же версии около этого разъема красуется надпись «service only», и все попытки получить доступ к подключенной флешке закончились неудачей.
Экспириенс
Первое включение — как определенный порог. В нашем случае порог был пройден гладко и плавно. Безусловно, JBL Cinema SB190 звучит чище, объемнее и явно интереснее, чем встройка телевизора. Но никакого «вау!» не случилось.
С этого момента JBL Cinema SB190 начал свою трудовую карьеру: YouTube, кино, редко — видеоигры и музыка для фона. Через несколько дней использования был замечен интересный эффект: звук перестал обращать на себя внимание.
И это здорово, потому что раньше при каждом сеансе просмотра YouTube звук ТВ постоянно докучал: там и неприятные призвуки на громкости выше средней, и недостаточная разборчивость диалогов, и нехватка объема. SB190 дал именно то, чего не хватало звуку телевизора: сделал его комфортным, объемным — и, конечно же, появился бас!
С комнатой площадью в 15 кв. м JBL Cinema SB190 справился легко. Но порой этой парочки было многовато — в тех лишь случаях, когда играет фоновая музыка. Дело в том, что шаг регулировки громкости — три единицы, а иногда хотелось чуть более тонкой настройки.
Как устройство для воспроизведения музыки JBL Cinema SB190 оказался вполне неплох — даже лучше, чем ожидалось. О сцене и прочих подобных вещах здесь говорить не приходится, но звучание чистое, объемное и читаемое.
Баса много, порой даже с избытком — благо, есть две ступени его регулировки, и НЧ всегда можно убавить. Тональность тоже можно подстроить с помощью пресетов — они хорошо работают, и звук адекватно отзывается на попытки его изменить.
Если же дело доходило до видеоигр — все было очень даже здорово! Озвучивание спецэффектов понравилось, рев моторов в NFS Most Wanted стал похож на реальный, удары и аварии перестали беспокоить слух пластиковыми нотками. А с низкочастотными эффектами комплектный саб справляется вообще легко и без каких-либо задержек. Здорово!
Долгожданное «вау!»
Первое «вау!» случилось, когда настал момент испытать хваленый Dolby Atmos — пусть и в версии Virtual. Для этого на популярных хостингах есть видео, где наглядно демонстрируется превосходство Atmos-a над привычным стерео. И ровно в тот момент, когда спецэффекты начали разбегаться по комнате, словно звучит не один саундбар, а минимум три — вот тут-то и пришло озарение. А вместе с ним и понимание, почему саундбары так популярны.
Естественно, сразу же потянуло к фильмам, хорошим и разным, да чтоб побольше экшена и спецэффектов. Один из самых подходящих — «Ковбои против пришельцев». Сцена в конце фильма с погоней, взрывами и прочими киношными удовольствиями прежде уже подвергалась оценке в серьезной кинотеатральной системе.
Конечно, JBL Cinema SB190 практически нечем парировать. Но он держится молодцом! Интересно строит пространство, а хитрая реализация DSP даже пытается имитировать тыловые каналы. Во-первых, это было неожиданно, во-вторых — весьма занятно. В конце концов, просто не верится, что этот небольшой саундбар на такое способен.
Выводы
Не стоит быть настолько категоричным к саундбарам — вот основная идея и посыл этого теста. JBL Cinema SB190 оказался прекрасным тому подтверждением: стоит недорого, смотрится стильно, звучит — очень интересно.
Музыка с SB190 играет прозрачно, детально и объемно; в играх и с прочими источниками мультимедиа он тоже не спасовал и адекватно реагировал на все запросы. А вот кино — вообще супер! Смотреть фильмы с окружающими тебя спецэффектами — это отдельный вид удовольствия, который, к тому же, как оказалось, совсем недорого стоит.
Адекватный звук; низкая стоимость; рабочий Dolby Atmos Virtual; хорошая комплектация; симпатичный внешний вид; беспроводной сабвуфер.
Хотелось бы более тонкой регулировки уровня громкости.
23 990 рублей
Тип: саундбар с беспроводным сабвуфером
Излучатели саундбара: 2 динамика с овальными диффузорами размером 48 ×90 мм + 2 высокочастотных динамических головки размером 1,25 дюйма; 6,5-дюймовый динамик сабвуфера
Частотная характеристика: 40 Гц – 20 кГц
Максимальный уровень звукового давления: 96 дБ
Выходная мощность системы (макс. при КНИ 1 %): 380 Вт
Выходная мощность саундбара (макс. при КНИ 1 %): 2 × 90 Вт
Выходная мощность сабвуфера (макс. при КНИ 1 %): 200 Вт
Потребление в режиме ожидания: < 0,5 Вт
Входы: 1 оптический, Bluetooth, USB (воспроизведение по USB доступно в версии для США, в других версиях USB предназначен только для сервисных функций), 1 HDMI eARC, 1 HDMI
Габариты (ШхВхГ): саундбар — 900 x 62 x 67 мм, сабвуфер — 200 x 409 x 280 мм
Масса: саундбар — 1,9 кг, сабвуфер — 5,6 кг