Музам отдыхать некогда, ведь когда еще, если не сейчас? В стремительный век технологий и искусственных интеллектов сакральная ценность человеческого творчества будет возрастать с каждым днем, и кажется, что рубеж, когда этот момент станет очевидным, очень близок. Может быть, не все так серьезно, и сгущать краски еще рано? Если так, то подождем, пока ИИ научится имитировать вдохновение, а потом встретимся еще разок.
Тем не менее, на наш век настоящей человеческой музыки хватит, в этом сомнений нет. Джаз бьет ключом: отодвиньте подальше свои сервера с нейронными сетями, мы начинаем.
Chris Potter «Got the Keys to the Kingdom: Live at the Village Vanguard»
Можно сказать, что мультиинструменталист, но все-таки Крис больше известен как джазовый саксофонист. И здесь как раз тот случай, когда творчество бьет ключом: Крис более 150 раз участвовал в записях различных альбомов, с самыми разными коллективами.
Критики называют его одним из самых влиятельных и изобретательных импровизаторов современности. И даже не углубляясь в его творчество, можно понять, насколько остроумно Крис относится не только к своему творчеству, но и к названию альбомов. «Получил ключи от королевства» — исполняется в «Деревенском авангарде». Шарада не из сложных, иронию каждый поймет. Только не стоит здесь брать во внимание статус джаз-клуба «Деревенский авангард», иначе весь замысел сойдет на нет.
Но позже статус клуба все же стоит учесть, ведь это одно из легендарных мест, джазовая Мекка поклонников жанра. Записать в нем лайв и сделать на его основе альбом — отличная затея, Крис. Критики ослабляют галстуки на шее, слушатели стоят в очереди за ярко-красным винилом.
Transmissions From Total Refreshment Centre
Авангард, но теперь далеко не деревенский. И статуса будет поменьше, но все когда-то с чего-то начинали.
Total Refreshment Centre — одна из самых известных арт-площадок Британии, где находили себе пристанище молодые музыкальные дарования. Конечно, это не всегда был джаз: многие жанры лишь намекают на него, некоторые берут его за основу, а другие настолько современны, что ранжировать их не каждый берется. Тем не менее, здание бывшего завода кипело жизнью. Ангары и подсобные помещения переоборудовали в концертные залы и студийные комнаты, кросс-жанровый опен-спейс как нельзя лучше подходил для общения и творчества. Залы для выступлений никогда не пустовали, концерты для публики проходили регулярно, 2-3 раза в неделю.
На пятки ребятам наступила набирающая обороты урбанизация Лондона, которая позже усугубилась вирусными ограничениями. Местные журналисты, освещающие эту тему, уже в 2018 году жаловались, что Лондон стремительно теряет концертные площадки. Судя по имеющейся информации, Total Refreshment Centre не удалось в полной мере сохранить свое существование, так как афиши концертов заканчиваются датой 23 июня 2018 года.
Неожиданностью стал анонс от лейбла BlueNote: им удалось собрать воедино музыкантов из TRC, которые не потеряли надежду и продолжают любимое дело. Альбом получился современный, разноплановый, объединяющий в себе несколько жанровых направлений. Ценителям олдскула может не зайти, но как альтернатива, как один из векторов развития индустрии жанра в современных реалиях — вполне.
Nick Di Giovanni Trio - Mood from Heaven
Бывает так, что альбом достойный, и каждый трек радует. Но кроме этого альбома в сети больше ничего нет. Хотя Ник — талантливый гитарист, и у него есть канал на YouTube с очень скромным количеством подписчиков. А еще у него есть пара друзей, один из которых играет на басу, второй — на ударных. Встречаем: это Nick Di Giovanni Trio!
Тем не менее, альбом хорош. Он застанет врасплох тех, кто неравнодушен к спокойной, мелодичной электрогитаре. Название альбома пришлось очень кстати: он действительно легкий и светлый, мотивы ненавязчивые. Хорошо выстроены партии ударных на джазовый манер, инструменты чередуются от трека к треку — скучно не будет. Получилась такая «музыка выходного дня», «музыка вечера после работы». Включаем, слушаем, и даже если совсем не было желания — уже примерно к третьему треку настроение с небес догонит вас и причинит добро. Проверено.
Apple Music Tidal Deezer Яндекс.Музыка Qobuz
Karl Ratzer, Ed Neumeister — Castles Made of Sound #02
Теперь, когда мы воодушевились настроением с небес, можно приступить к знакомству с эфемерной архитектурой: Карл и Эд с удовольствием проведут подробную экскурсию.
Карлу Ратцеру сейчас 72 года. За продолжительную карьеру джазового гитариста он делил место на сцене с многими громкими именами как в Европе, так и в Америке. Теперь Карл — признанный профессионал, за знания и опыт которого соперничали ведущие европейские университеты исполнительского искусства. В конце концов он нашел свое пристанище дома, в Вене: с 2004 года он доцент Венского музыкального института.
Его коллега по альбому Эд Ноймайстер — не менее выдающаяся фигура на джазовой сцене, преподаватель нескольких американских джазовых школ и виртуозный тромбонист. Почти ровесники — Эд всего на два года младше. Представляете себе эту парочку с джазовым туром по Европе? А их ничего не смущает, гастроли уже расписаны до конца года.
Касаемо альбома — это та самая старая джазовая школа, но в любопытном сочетании гитары и тромбона. Мастерства обоим не занимать: порой Карл удивляет пассажами, а иногда Эд просто шокирует. Тромбон в его руках словно живой: он звучит, поет и почти разговаривает со слушателем, используя свой инструмент. Это музыка таланта, музыка мастерства, музыка на грани эпох и поколений: сохраним и приумножим ее, друзья. Ну, или просто лайк/репост, как это сейчас принято.
Apple Music Tidal Deezer Qobuz